Смазочное устройство зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач с картерным смазыванием посредством смазкоподающего элемента. Смазочное устройство содержит смазкоподающий элемент в виде цилиндра с торцевыми заглушками, укрепленного на приводном валу. Цилиндр расположен вдоль ширины смазываемого зубчатого колеса. Снаружи смазкоподающий элемент охвачен секторообразным кожухом, открытым с набегающей стороны цилиндра. Боковые стенки кожуха перекрывают нижние части торцов колеса, днище кожуха охватывает снизу цилиндр и сверху примыкает с зазором к колесу, передняя стенка кожуха перекрывает зазор между цилиндром и колесом, а на внутренней стороне стенки укреплен вдоль кожуха скребок, примыкающий к цилиндру и имеющий зазор относительно колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, представляющее собой масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружены нижние колеса зубчатой передачи (см., например, Иосилевич Г.Б. и др. Прикладная механика. Для студентов втузов / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев, В.С. Стреляев. - М.: Машиностроение, 1985. - 576 с., ил., стр. 368, рис. 20.39).

Недостаток данной конструкции состоит в том, что она позволяет осуществить смазывание только тех нижерасположенных зубчатых колес, которые погружены в масляную ванн; вышерасположенные колеса, в ванну не погруженные, смазывать таким образом невозможно.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства по патенту на изобретение РФ №2390677, кл. F16H 57/04, опубл. 27.05.2010 г., бюл. №15.

Сущность его состоит в том, что оно содержит корпус с масляной ванной и погруженное в нее специальное лопастное колесо, имеющее привод, причем колесо снабжено крепящимся на корпусе неподвижно относительно вращающегося колеса секторообразным кожухом, охватывающим колесо, начиная от зоны погруженного колеса в ванну и кончая зоной вышедшего колеса из ванны, при этом на входе колеса в кожух и выходе из кожуха последний снабжен уширениями, ориентированными наружу радиально относительно колеса, фиксатором угла поворота и установлен с возможностью поворота относительно оси колеса.

Недостаток прототипа состоит в том, что при работе смазкоподающего устройства происходит разбрызгивание смазочного материала не только на смазываемые элементы (зубья) смазываемого колеса, но и по всему объему корпуса зубчатой передачи, что снижает эффективность работы смазочного устройства и снижает качество смазывания.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазкоподающий элемент, укрепленный на приводном валу, погруженный в масляную ванну, расположенную в корпусе передачи, находящийся под смазываемым зубчатым колесом передачи и снабженный секторообразным кожухом, укрепленным на корпусе передачи, верх которого расположен выше верхнего уровня масляной ванны; причем смазкоподающий элемент выполнен в виде цилиндра с торцевыми заглушками длиной, равной ширине колеса; боковые стенки кожуха перекрывают нижние части торцов колеса; днище кожуха выше уровня оси вала ориентировано вертикально с примыканием с зазором к колесу; в днище со стороны входа цилиндра в ванну выполнено окно шириной, равной ширине кожуха; верхняя часть кожуха с этой стороны расположена с зазором относительно цилиндра; а на внутренней стороне этой части кожуха по его ширине укреплен скребок, примыкающий к цилиндру по его длине и имеющий зазор относительно колеса.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: смазочное устройство и фрагмент зубчатой передачи (в разрезе) - фиг. 1, вид и разрез смазочного устройства - фиг. 2, 3.

На чертеже показаны: смазкоподающее устройство (цилиндр) 1; торцевые заглушки 2; вал 3; масляная ванна 4; корпус 5 передачи; зубчатый венец 6 колеса 7; кожух 8; боковые стенки 9 кожуха (8); передняя стенка 10 кожуха (8); днище 11 кожуха (8); отверстия 12; зазоры 13, 15, 16, 18, Δ, h1, h3; перекрытие h2; окружность вершин 14 зубьев колеса (7); скребок 17; полость 19; направления V1, V2 движения смазочного материала; направление вращения ω смазочного элемента (1); ширина Вк зубчатого колеса (7).

Смазочное устройство содержит смазкоподающий элемент в виде цилиндра 1, снабженного торцевыми заглушками 2, жестко укрепленными на валу 3, имеющем привод (не показано), цилиндр погружен в масляную ванну 4, расположенную в корпусе 5 передачи, цилиндр установлен под смазываемым зубчатым венцом 6 смазываемого зубчатого колеса 7 вдоль ширины Вк колеса, с зазором h1 относительно него; смазкоподающее устройство (цилиндр) 1 снаружи охвачено кожухом 8, неподвижно укрепленным на корпусе 5 передачи, состоящим из двух боковых стенок 9, расположенных со стороны заглушек 2, передней стенки 10, расположенной со стороны входа цилиндра 1 (при его вращении ω) в масляную ванну 4, и изогнутого днища 11, огибающего цилиндр 1 со стороны, обратной стенке 10, верхняя часть днища, расположенная выше оси 3, ориентирована вертикально; боковые стенки 9 выполнены с перекрытием нижней части торцов колеса 7 на высоту h2, стенки 9 выполнены с зазорами Δ относительно торцов колеса 7 и торцевых заглушек 2, в этих стенках выполнены отверстия 12 для вала 3; передняя стенка 10 выполнена с зазором 13 относительно окружности 14 вершин зубьев колеса 7 и с зазором 15 относительно цилиндра 1; между передней стенкой 10 и низом днища 11 выполнено окно по всей ширине кожуха (8); между верхом днища 11 и окружностью 14 колеса 7 выполнен зазор 16; между низом днища со стороны входа вращающегося (ω) цилиндра 1 и этим цилиндром выполнено уширение с зазором h3 между днищем и цилиндром. Внутри кожуха 8 на обратной стороне стенки 10 укреплен фигурный скребок 17, примыкающий с огибанием к цилиндру 1 и имеющий зазор 18 относительно окружности 14 колеса 7.

Работает данное устройство следующим образом. При вращении (ω) смазкоподающего устройства (цилиндра) 1 происходит захватывание смазочного материала из ванны 4 поверхностью цилиндра 1 (по направлению V1) и выброс захваченного материала (по направлению V2) в сторону смазываемого зубчатого венца 6 смазываемого колеса 7. Смазочный материал не только выбрасывается цилиндром 1 (смазкоподающим устройством) на зубья зубчатого венца 6 смазываемого колеса 7, но и накапливается в полости 19, образованной цилиндром 1, обеими стенками 9 и днищем 11 кожуха; при этом эта полость (19) наполняется смазочным материалом и образуется масляная ванна, в которую при вращении колеса 7 погружаются зубья его зубчатого венца 6 - происходит их смазывание, скребок 17 снимает смазочный материал с поверхности цилиндра 1 при его вращении, способствуя наполнению полости 19. При переполнении полости 19 излишний смазочный материал удаляется из нее через зазоры 13 и 16, а также посредством впадин между зубьями зубчатого венца 6 колеса 7.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства предотвращает нерациональное разбрызгивание смазочного материала по объему корпуса зубчатой передачи, тем самым повышает эффективность работы смазочного устройства и повышает качество смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с картерным смазыванием, содержащее смазкоподающий элемент, укрепленный на приводном валу, погруженный в масляную ванну, расположенную в корпусе зубчатой передачи, находящийся под смазываемым зубчатым колесом зубчатой передачи и снабженный секторообразным кожухом, укрепленным на корпусе зубчатой передачи, верх которого расположен выше верхнего уровня масляной ванны, отличающееся тем, что смазкоподающий элемент выполнен в виде цилиндра с торцевыми заглушками, боковые стенки кожуха перекрывают по высоте нижние части торцов смазываемого зубчатого колеса, днище кожуха выше уровня оси вала ориентировано вертикально с примыканием с зазором к смазываемому зубчатому колесу, в днище кожуха со стороны входа цилиндра в ванну выполнено окно шириной, равной ширине кожуха, верхняя часть кожуха с этой стороны расположена с зазором относительно цилиндра, а на внутренней стороне этой части кожуха по его ширине укреплен скребок, примыкающий к цилиндру по его длине и имеющий зазор относительно смазываемого зубчатого колеса.