Смазочное устройство зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым способом. Смазочное устройство зубчатой передачи, включающей корпус, изготовленный из диамагнитного материала, и зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, содержит порошковый магнитоактивный материал, помещенный внутрь корпуса и источник магнитного (электромагнитного) поля, создающий магнитную связь между смазочным материалом и зубьями зубчатых колес. Зубчатые колеса снабжены П-образными скребками, охватывающими их зубчатые венцы со стороны вершин и торцов зубьев и прилегающие к венцам участки торцов тел колес. Скребки выполнены из магнитопассивного материала и расположены со стороны входа зубчатых колес во взаимное зацепление радиально относительно зубчатых колес. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, в частности зубчатых колес, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружены нижние части зубчатых колес - см., например, «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с, ил.», стр. 131.

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что несущая способность смазочного слоя, образующегося на трущихся рабочих поверхностях зубьев зубчатых колес, может быть недостаточной для восприятия рабочих нагрузок, испытываемых рабочими поверхностями зубьев; это приводит к интенсификации изнашивания этих поверхностей. Кроме того, смазывание зубчатых колес методом погружения может нереализуемо в определенных условиях, в частности в условиях невесомости.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства зубчатой передачи, содержащей корпус, зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, магнитоактивный порошковый смазочный материал и источник магнитного поля - см. «Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с: ил. - (Основы проектирования машин)», стр. 163, рис. 31. При активации источником магнитного поля магнитоактивного порошкового смазочного материала происходит налипание этого материала на трущиеся поверхности зубчатых колес и образование смазочного слоя частицами этого порошка, намазываемого на эти поверхности.

Недостаток прототипа состоит в том, что при работе смазочного устройства происходит налипание магнитоактивного порошкового смазочного материала не только на трущиеся боковые рабочие поверхности зубьев зубчатых колес, подлежащих смазыванию, но и на вершины зубьев, их торцевые поверхности и торцевые поверхности тел зубчатых колес, прилегающие к зубчатым венцам колес. Налипание смазочного (твердого) материала на вершины зубьев перекрывает их межосевой зазор, что снижает КПД передачи и может привести к ее заклиниванию; налипание смазочного материала на торцы зубьев и торцы тел, примыкающих к зубьям вообще бесполезно: эти поверхности не участвуют в процессе трения сопряженных зубчатых колес; и это налипание приводит лишь к перерасходу смазочного материала.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи, включающей зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, и корпус, изготовленный из диамагнитного материала, содержит магнитоактивный порошковый смазочный материал, помещенный внутрь корпуса, и источник магнитного поля, создающий магнитную связь между смазочным материалом и зубьями зубчатых колес, причем зубчатые колеса снабжены П-образными скребками, охватывающими их зубчатые венцы со стороны вершин и торцов зубьев и прилегающие к венцам участки торцов тел колес; скребки изготовлены из магнитопассивного материала и расположены со стороны входа зубчатых колес во взаимное зацепление радиально относительно зубчатых колес.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: зубчатая передача со смазочным устройством (в разрезе) - фиг. 1, фрагмент зубчатого колеса со скребком (вид сбоку) - фиг. 2.

На чертежах показаны: корпус 1 зубчатой передачи, зубчатые колеса 2, порошковый магнитоактивный смазочный материал 3, источник магнитного (электромагнитного) поля 4, зубчатые венцы 5 с зубьями 6, тело 7 зубчатого колеса (2), скребки 8, направления вращения ω зубчатых колес.

Смазочное устройство зубчатой передачи, включающей корпус 1 с расположенными в нем зубчатыми колесами 2, содержит порошковый магнитоактивный материал 3, помещенный вовнутрь корпуса 1 передачи, и источник магнитного (электромагнитного поля 4). Зубчатые колеса (2) снабжены охватывающими их зубчатые венцы 5 с зубьями 6 П-образными скребками 8, изготовленными из магнитопассивного материала, расположенными со стороны входа зубчатых колес во взаимное зацепление радиально относительно зубчатых колес.

При работе зубчатой передачи в режиме смазывания посредством источника магнитного (электромагнитного) поля 4 создается магнитный поток, способствующий налипанию порошкового магнитоактивного материала 3 на зубья 6 зубчатых колес 2 и образованию смазочного слоя на их трущихся поверхностях. Скребки 8 удаляют излишне налипший на зубчатые колеса смазочный материал - с вершин зубьев (что стабилизирует величину межосевого зазора между колесами и предотвращает их заклинивание) и с торцевых поверхностей зубьев 6 колес и торцов их тел 7 (что способствует снижению количества смазочного материала, участвующего в процессе смазывания, и предотвращает излишнее перемещение и перемешивание этого материала). Снятый скребками с колес излишний смазочный материал опадает на дно корпуса передачи (в картер).

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства оптимизирует процесс нанесения смазочного материала на смазываемые зубчатые колеса и повышает качество смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с магнитопорошковым методом смазывания, включающей корпус, изготовленный из диамагнитного материала, и зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, содержащее магнитоактивный порошковый смазочный материал и источник магнитного поля, отличающееся тем, что оно снабжено П-образными скребками, охватывающими венцы зубчатых колес и прилегающие к ним участки тел зубчатых колес, П-образные скребки изготовлены из магнитопассивного материала и расположены со стороны входа зубчатых колес во взаимное зацепление радиально относительно зубчатых колес.