Способ подготовки скважинной продукции газоконденсатного месторождения
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к газовой промышленности и может быть использовано для транспортировки газов по трубопроводам. Скважинную продукцию газоконденсатного месторождения (I) сепарируют (1) с получением газа входной сепарации (II), водного конденсата (III) и углеводородного конденсата (IV), который дросселируют и сепарируют с получением газа стабилизации (V) и стабилизированного углеводородного конденсата (VI), который фракционируют совместно с широкой фракцией легких углеводородов (VII) с получением дистиллята среднего (VIII) и широкого (IX) фракционного состава. Последний подвергают каталитической переработке и фракционируют с получением газа (X), бензина (XI) и компонента дизельного топлива (XII), который смешивают с дистиллятом среднего фракционного состава (VIII) и получают зимнее дизельное топливо (XIII). Газы стабилизации (V) и каталитической переработки (X) подвергают дегидроциклодимеризации с получением ароматических углеводородов (XIV) и газа (XV), который совместно с газом входной сепарации (II) подвергают комплексной подготовке с получением товарного газа (XVI) и широкой фракции легких углеводородов (VII), которую направляют на фракционирование со стабилизированным углеводородным конденсатом (VI). Изобретение позволяет расширить ассортимент товарных продуктов, производимых при подготовке скважинной продукции, в том числе получить моторные топлива. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 пр.
Реферат
Изобретение относится к подготовке газа и газового конденсата и может найти применение в газовой промышленности для промысловой подготовки скважинной продукции газоконденсатных месторождений к однофазному трубопроводному транспорту.
Организация локального производства моторных топлив из доступного сырья, например фракций С3+, является одним из актуальных вопросов эксплуатации удаленных газоконденсатных месторождений.
Известен способ подготовки высоковязких и парафинистых нефтей к трубопроводному транспорту [патент RU 2089778, F17D 1/16, 10.09.1997], согласно которому попутный нефтяной газ (содержащий углеводороды С3+) подвергают каталитической переработке путем дегидроциклодимеризации на цеолитсодержащих катализаторах с получением продукта, сепарацией которого получают газ и смесь ароматических углеводородов, используемую в качестве добавки для снижения вязкости нефти.
Однако способ не предусматривает использования газа переработки, который фактически является отходом, а также не позволяет решить задачу локального обеспечения моторными топливами промысловых объектов.
Наиболее близок по технической сущности к заявляемому изобретению способ подготовки газа и газового конденсата к транспорту [патент RU 2488428, B01D 53/00, С07С 2/86, С07С 2/88, F17D 1/16, 27.07.2013], включающий сепарацию и стабилизацию скважинной продукции в смеси с продуктом каталитической переработки с получением газа сепарации, газа стабилизации и стабильного (углеводородного) конденсата, при этом газ сепарации подвергают осушке и отбензиниванию (комплексной подготовке) с получением сухого отбензиненного (товарного) газа и широкой фракции легких углеводородов, которую смешивают с газом стабилизации и подвергают каталитической переработке (дегидроциклодимеризации) с получением катализата, включающего газ и жидкую часть (смесь ароматических углеводородов).
Недостатком данного способа является ограниченный ассортимент товарных продуктов, кроме того, способ также не решает задач локального обеспечения моторными топливами промысловых объектов.
Изобретение решает задачу расширение ассортимента товарных продуктов, производимых при подготовке скважинной продукции, в том числе получение моторных топлив.
Техническим результатом, достигаемым при реализации предлагаемого изобретения, является расширение ассортимента товарных продуктов, в том числе получение моторных топлив, за счет каталитической переработки стабилизированного конденсата и газа стабилизации.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе, включающем сепарацию скважинной продукции с получением газа сепарации, газа стабилизации, углеводородного и водного конденсатов, комплексную подготовку газа сепарации с получением товарного газа и широкой фракции легких углеводородов, а также дегидроциклодимеризацию газа стабилизации с получением газа и смеси ароматических углеводородов, особенностью является то, что стабилизированный углеводородный конденсат дросселируют, обессоливают и фракционируют совместно с широкой фракцией легких углеводородов с получением дистиллятов среднего и широкого фракционного состава, при этом последний подвергают каталитической переработке и фракционированию с получением газа, бензина и компонента дизельного топлива, который смешивают с дистиллятом среднего фракционного состава с получением дизельного топлива, кроме того, дегидроциклодимеризацию газа стабилизации осуществляют в смеси с газом каталитической переработки дистиллята широкого фракционного состава, а газ дегидроциклодимеризации направляют на комплексную подготовку или используют для собственных нужд.
При необходимости повышения октанового числа бензина из смеси ароматических углеводородов может быть выделен высокооктановый компонент и направлен на смешение с бензином.
Дросселирование, обессоливание и фракционирование углеводородного конденсата совместно с широкой фракцией легких углеводородов позволяет получить дистиллят среднего фракционного состава - низкозастывающий компонент дизельного топлива с высоким цетановым числом. Каталитическая переработка дистиллята широкого фракционного состава (например, в соответствии с RU 2443755, C10G 35/04, C10G 35/095, B01J 29/04, B01J 29/87, B01J 29/82, B01J 29/88, 27.02.2012 г.) позволяет получить высокооктановый бензин, а также низкозастывающий компонент дизельного топлива. Дегидроциклодимеризация газа стабилизации в смеси с газом каталитической переработки позволяет получить дополнительное количество товарного газа и смесь ароматических углеводородов, из которой может быть получен высокооктановый компонент бензина, например толуол-ксилольная фракция.
Способ осуществляют следующим образом.
Скважинную продукцию газоконденсатного месторождения (I) разделяют на блоке входной сепарации 1 на газ сепарации (II), водный конденсат (III), выводимый с установки, и углеводородный конденсат (IV), который стабилизируют на блоке 2 с получением газа стабилизации (V) и стабилизированного углеводородного конденсата (VI), подвергаемого электрообессоливанию на блоке 3 и фракционированию совместно с широкой фракцией легких углеводородов (VII) на блоке 4 с получением дистиллятов среднего (VIII) и широкого (IX) фракционного состава, направляемого на блок 5 для каталитической переработки и фракционирования с получением газа (X), бензина (XI) и низкозастывающего компонента дизельного топлива (XII), который смешивают с дистиллятом среднего фракционного состава (VIII), и получают дизельное топливо (XIII). Газ стабилизации (V) смешивают с газом каталитической переработки (X) и подвергают дегидроциклодимеризации на блоке 6 с получением смеси ароматических углеводородов (XIV) и газа (XV), который совместно с газом входной сепарации (II) на блоке 7 подвергают комплексной подготовке с получением товарного газа (XVI) и широкой фракции легких углеводородов (VII). При необходимости на блоке 6 может быть выделен высокооктановый компонент бензина (XVII) для смешения с бензином (показано пунктиром) или в качестве самостоятельного продукта (не показано).
Сущность изобретения иллюстрируется следующим примером.
Пример 1.
(Даны удельные расходы потоков в расчете на 100 т скважинной продукции).
Скважинную продукцию газоконденсатного месторождения сепарируют при 6,0 МПа с получением 95600 нм3 газа, 6,5 т водного конденсата и 7,2 т углеводородного конденсата, который дросселируют до 1,0 МПа и сепарируют с получением 1100 нм3 газа и 6,2 т стабилизированного углеводородного конденсата, который фракционируют совместно с 3,4 т широкой фракции легких углеводородов с получением 1,8 т дистиллята среднего фракционного состава и 7,8 т дистиллята широкого фракционного состава. Последний подвергают каталитической переработке на цеолитсодержащем катализаторе и фракционируют с получением 3,1 т газа, 3.8 т бензина и 0,9 т компонента дизельного топлива, который смешивают с дистиллятом среднего фракционного состава, и получают 2,7 т зимнего дизельного топлива. Газы сепарации и каталитической переработки подвергают дегидроциклодимеризации с получением 1,4 т ароматических углеводородов и 4300 нм3 газа, который совместно с газом входной сепарации подвергают комплексной подготовке с получением широкой фракции легких углеводородов и 98500 нм3 товарного газа.
В условиях прототипа получено только два товарных продукта - газ и конденсат.
Таким образом, предложенный способ позволяет при подготовке скважинной продукции газоконденсатных месторождений получать широкий ассортимент продукции, в том числе моторные топлива, и может быть использован в газовой промышленности.
1. Способ подготовки скважинной продукции газоконденсатного месторождения, включающий сепарацию скважинной продукции с получением газа сепарации, газа стабилизации, углеводородного и водного конденсатов, комплексную подготовку газа сепарации с получением товарного газа и широкой фракции легких углеводородов, а также дегидроциклодимеризацию газа стабилизации с получением газа и смеси ароматических углеводородов, отличающийся тем, что стабилизированный углеводородный конденсат дросселируют, обессоливают и фракционируют совместно с широкой фракцией легких углеводородов с получением дистиллятов среднего и широкого фракционного состава, при этом последний подвергают каталитической переработке и фракционированию с получением газа, бензина и компонента дизельного топлива, который смешивают с дистиллятом среднего фракционного состава с получением дизельного топлива, кроме того, дегидроциклодимеризацию газа стабилизации осуществляют в смеси с газом каталитической переработки дистиллята широкого фракционного состава, а газ дегидроциклодимеризации направляют на комплексную подготовку или используют для собственных нужд.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что из смеси ароматических углеводородов выделяют высокооктановый компонент и смешивают с бензином.