Блок зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, содержащих блоки зубчатых колес. Блок зубчатых колес, преимущественно смазываемый пластичным смазочным материалом, содержит несколько зубчатых венцов с телами разного диаметра, расположенными на одной общей ступице, между которыми выполнены одна рабочая и несколько технологических канавок. В технологических канавках установлены кольцевые вставки, заполняющие объемы канавок. Вставки имеют наружные диаметры, равные диаметрам окружностей вершин зубчатых венцов, для которых выполнены канавки, и наружные профили, идентичные профилям зубчатых венцов. Достигается повышение эксплуатационных характеристик блоков зубчатых колес. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, содержащих блоки зубчатых колес, смазываемые пластичными смазочными материалами.

Известна конструкция блока зубчатых колес в виде зубчатого колеса, имеющего несколько зубчатых венцов, с телами разного диаметра, расположенными на одной ступице - см., например, «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.», стр. 48, рис. 4.6.

Недостаток данной конструкции блоков зубчатых колес состоит в том, что между отдельными телами, несущими венцы, расположены канавки, наличие которых необходимо для выхода инструмента (долбяка) при изготовлении зубьев, а также для осуществления переключения режимов работы блоков зубчатых колес - посредством размещения в одной из канавок блока передвижных камней или вилок. И если наличие канавок во втором случае оправдано, то наличие канавок в первом случае для работы блоков не нужно, т.е. никакой полезной функции они не выполняют. А при работе со смазыванием трущихся элементов блоков (их зубчатых колес) пластичными смазочными материалами эти смазочные материалы, попадая в эти канавки, накапливаются в них, перекрывая объемы канавок; а в процессе смазывания трущихся элементов блоков зубчатых колес эти накопившиеся смазочные материалы не участвуют, они лишь создают условия для накопления на своих поверхностях, расположенных по верху канавок различных загрязнений, не способствующих улучшению работы блоков зубчатых колес.

В качестве прототипа взята конструкция блока зубчатых колес в виде зубчатого колеса, имеющего несколько зубчатых венцов с телами разного диаметра, расположенными на одной общей ступице, между которыми выполнены несколько технических и одна рабочая канавки - см. «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 416 с., ил.», стр. 47, рис. 5.8.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения эксплуатационных характеристик блоков зубчатых колес, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Для этого блок зубчатых колес представляет собой зубчатое колесо, имеющее несколько зубчатых венцов с телами разного диаметра, расположенными на одной общей ступице, между которыми выполнены рабочая и технологические канавки; причем в технологических канавках установлены кольцевые вставки, заполняющие объемы этих канавок, имеющие наружные диаметры, равные диаметрам окружностей вершин зубчатых венцов, для которых выполнены канавки, и наружные профили, идентичные профилям этих зубчатых венцов.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен блок зубчатых колес, вид сбоку (в сечении по продольной плоскости симметрии).

На чертеже показаны: зубчатые венцы 1, 2, 3, 4, тела (диски) 5, 6, 7, 8, ступица 9, рабочая канавка ар, технологические канавки ат, кольцевые вставки 10, 11.

Блок зубчатых колес содержит зубчатые венцы 1, 2, 3, 4, установленные на своих телах в виде дисков 5, 6, 7, 8 разного диаметра, расположенных на общей ступице 9, между которыми выполнены одна рабочая канавка ар для размещения в ней передвижного камня или вилки, осуществляющих переключение режимов работы блока и двух технологических канавок ат, служащих для выхода инструмента (долбяка) при изготовлении зубьев зубчатых венцов. Причем в технологических канавках ат расположены кольцевые вставки 10, 11, заполняющие объемы этих канавок, имеющие наружные диаметры, равные диаметрам окружностей вершин зубчатых венцов, для которых выполнены канавки (ат), и наружные профили, идентичные профилям этих венцов. Вставки 10, 11 изготовляются в виде отдельных элементов (сегментов) и крепятся совместно в канавках ат, например, наклеиванием.

Работает данный блок зубчатых колес следующим образом. Переключение режимов работы блока осуществляется посредством размещения в рабочей канавке ар передвижного камня или вилки. А в технологических канавках установлены кольцевые вставки 10 и 11, заполняющие объемы этих канавок; и при работе со смазыванием зубчатых венцов 1, 2, 3, 4 блока пластичным смазочным материалом этот материал в технологических канавках не скапливается. А выполнение наружных профилей вставок идентичными профилям зубчатых венцов позволяет создавать смазочные карманы, которые при смазывании зубчатых венцов пластичными смазочными материалами способствуют образованию смазочных карманов, в которых располагается пластичный смазочный материал, подпитывающий зоны трения зубьев венцов с сопряженными зубьями парных зубчатых колес передачи.

По сравнению с прототипом предлагаемый блок зубчатых колес за счет заполнения объемов технологических канавок в ступице блока не позволяет пластичному смазочному материалу накапливаться в них, тем самым снижается расход смазочного материала и устраняется возможность накопления в канавках загрязнений. Это улучшает эксплуатационные характеристики блока зубчатых колес. А наружный профиль вставок, образующий смазочные карманы, также способствует этому.

Блок зубчатых колес, преимущественно смазываемый пластичным смазочным материалом, содержащий несколько зубчатых венцов с телами разного диаметра, расположенными на одной общей ступице, между которыми выполнены одна рабочая и несколько технологических канавок, отличающийся тем, что в технологических канавках установлены кольцевые вставки, заполняющие объемы канавок, причем кольцевые вставки имеют наружные диаметры, равные диаметрам окружностей вершин зубчатых венцов, для которых выполнены канавки, и наружные профили, идентичные профилям зубчатых венцов.