Устройство для управления противопожарным вертолетом при наборе водб1 без посадки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е 258046

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”

Заявлено 04.XI.1968 (№ 1279879 40-23) Кл, 62с, 32 с присоединением заявки М—

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР.ЧПК В 64d

УДК 699.81:629.735,45 (088.8) Приоритет—

Оп бликовано 20.XI.1969, Бюллетень ¹ 36

Дата спуб.тикования описания 19 1.1971

Авторы изобретения И. С. Дмитриев, С. Ю, Есаулов, И. И. Барсуков и H. В. Добролюбов

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНЫМ

ВЕРТОЛЕТОМ ПРИ НАБОРЕ ВОДЫ БЕЗ ПОСАДКИ

Известные у|стройства для управления противопожар ным вертолетом при наборе воды без посадки, содержащие автопилот высоты, переключатель режимов и насос, имеют либо невысокую точность стабилизации, либо неработоспособны на малой высоте.

Предложенное устройство отличается тем, что в нем установлены укрепленный на насосе датчик давления, связанная с ним трубка с жиклером и подсоединенный к ней датчик разрежения, подключенный через переключатель режимов ко входу автотвилота вьгсоты. Это обеспечивает повышение точности стабилизации глубины погружения насоса. Во:время набора воды нежелательны как вывод всасывающих патрубков из воды, так и излишнее их заглубление. В первом случае .насосы засосут воздух, а во втором возможно при мелком водоеме засасыван|ие тины или камней со дна, что может привести к .выходу из строя всей системы пожаротушения в целом.

Предлагается применять систему стабилизации глубины погружения насосов на .противопожарном вертолете, которая облегчит управление вертолетом во время выбора воды из открытых водоемов.

На чертеже изображена схема предложенного устройства. На ней приняты следующие обозначения: 1 — вертолет; 2 — выпускающиеся штанги; 8 —; 4 — датчик разрежения; 5 — датчик давления; 6 — автопилот высоты; 7 —; 8 — брандспойт; 9 — переключатель режимов; 10 — оарометрический датчик высоты; 11 — трубка с жиклером. К фюзеляжу вертолета 1 снизу прикреплены выпускающиеся штанги 2, к концам которых прикреплены насосы 8 (эти штанги обычно располагаются вдоль фюзеляжа и лишь при наборе водьг выпускаются, как

1о показано на чертеже стрелкой). На штангах

2 вблизи:насосов 8 установлен датчик давления 5, соединенный трубкой 11 с датчиком разрежения 4. Трубка 11 заполнена жидкостью, и в ней смонтирован сиклер. Датчик разрежения 4 соединен с переключателем 9, к которому подключены барометрический датчик высоты 10 и вход канала высоты автопилота.

Работа устройства заключается в следующем. Вертолет 1 снижается над водоемом до такой высоты, при которой выпущенные штанги 2 с насосами 8 оказываются погруженными в воду на оптимальную глубину. При этом датчик давления 5 птспытывает давление воды.

2б соответствующее этой оптимальной глубине (датчик давления представляет собой, например, коробку, имеющую меморану с одной стороны и штуцер для присоединения трубки

11 — с другой. Труока 11, присоединенная одной стороной к датчику давления 5. другим

258046

Предмет изобретения

Составитель H. Макаренко

Техред Л. В. Куклина Корректор Л. А. Царькова

Редактор В. Сорокин

Заказ 261/2399 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. Фил. пред. «Патент» концом подсоединена к датчику разрежения

4. В трубке 11 смонтирован жиклер с калиброванным отверстием. Jатчик разрежения 4, дат ьнк давления 5 и трубка 11 с жиклером заполнены жидкостью. Очевидно, что датчик

4 будет испытывать разрежение, которое численно равно весу столба жидкости в датчике давления 5 к трубке с жиклером.

Это разрежение будет суммироваться с давлением, которое испытывает датчик давления 5, и суммарный электрический сигнал поступит на переключатель 9, к которому подключен вход канала высоты автопилота б.

При изменении глубины погружения насосов противопожарной системы соответствующим образом изменяется н давление, испытываемое датчиком давления 5, изменяется электрический сигнал с датчика разрежения 4, и автопилот выдает сигнал, заставляющий соответствующим образом отклоняться автомат перекоса вертолета. При этом соответственно изменится и высота висения вертолета над поверхностью воды.

5К,иклер, смонтированный в трубке 11, демпфирует высокочастотные колебания давления воды, возникающие в результате волнения водоема, вызванного потоком воздуха от несущего винта вертолета и вибраций штанг.

Эти колебания имеют, как правило, часто1у, кратную числу лопастей вертолета. Наличие этого жиклера обеспечивает работу системы стабилизации без колебаний.

Устройство для управления противопожар,ным вертолетом при наборе воды без посад15 ки, содержащее автопилот высоты, переключатель режимов и насос, отличающееся тем, что, с целью повышения точности стабилизации глубины погружения насоса, в нем установлены укрепленный на насосе датчик дав20 ления, связанная с зим трубка с жиклером и подсоединенный к ней датчик разрежения, подключенный через переключатель режимов ко входу автопилота высоты.