Топливная композиция флотского мазута (варианты)

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к топливной флотского мазута, которая содержит в качестве основы экстракты селективной очистки маловязких и/или средневязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья, депрессорно-диспергирующую присадку, при следующем соотношении компонентов, % масс.: прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья 10-20, депрессорно-диспергирующая присадка 0,05-0,1, экстракты селективной очистки маловязких и/или средневязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей до 100. Также раскрывается топливная композиция флотского мазута, включающая экстракт селективной очистки маловязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей в количестве 99,9% масс. и 0,1% масс. депрессорно-диспергирующей присадки. Технический результат заключается в разработке топливной композиции флотского мазута Ф-5, отвечающей требованиям ГОСТ 10585-99 и содержащей не более 22 % об. керосино-газойлевых фракций, до 350°С. 2 н.п. ф-лы, 5 табл.

Реферат

Изобретение относится к нефтепереработке, а именно к топливной композиции флотского мазута.

Известна топливная композиция суперлегкого мазута, используемая в том числе на судах речного и морского флота, которая содержит 25-50% масс. стабилизированного газового конденсата с содержанием в нем фракции C1-C4 в количестве не более 0,3-1,0% и остальное мазут топочный марки M100 и/или М40 (пат. РФ №2278149, 2006).

Недостатком данной композиции является низкая температура вспышки, не соответствующая требованиям технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (TP ТС 013/2011), что обусловлено содержанием большой доли стабилизированного газового конденсата.

Известна также топливная композиция маловязкого мазута, используемая в том числе на судах речного и морского флота, которая содержит мазут марки M 40 и/или M 100 в количестве 35-60% масс., стабилизированный газовый конденсат в количестве 25-50% масс. с содержанием в нем фракции С14 не более 0,3-1,0% масс. и керосиногазойлевую фракцию - 1-40% масс. (пат. РФ №2311443, 2007).

Данная композиция имеет те же недостатки, что и в пат. РФ №2278149, 2006.

Наиболее близкой является топливная композиция флотского мазута, которая содержит, % масс.: 5-30 гудрона, до 25 широкой вакуумной фракции 260-510°С или продуктов висбрекинга полугудрона и широкой вакуумной фракции 260-510°С, 20-25 легкого газойля каталитического крекинга, 15-40 гидроочищенного дизельного топлива, до 0,05% депрессорной присадки и до 100% прямогонного мазута (пат. РФ №2155211, 2000).

Недостатком данной композиции является большой расход дизельных фракций (легкий газойль каталитического крекинга и гидроочищенное дизельное топливо в сумме до 57% масс.), что повышает стоимость топлива, а также многокомпонентность состава.

Кроме того, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. №232 «О внесении изменения в дополнительное примечание Таможенного союза 1 к группе 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» ограничило содержание керосино-газойлевых фракций, перегоняющихся до 350°С по методу ASTM D 1160 для флотского мазута марки Ф-5, произведенного по ГОСТ 10585-99, до значения не более 22% об.

Задачей изобретения является разработка топливной композиции флотского мазута Ф-5, отвечающей требованиям ГОСТ 10585-99 и содержащей не более 22% об. керосино-газойлевых фракций, выкипающих до 350°С, в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. №232.

При этом должно быть обеспечено содержание серы в полученном продукте в соответствии с Приложением 7 к техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (TP ТС 013/2011), а именно до 1,5% масс.

Поставленная задача решается двумя вариантами.

1 вариант

Разработана топливная композиция флотского мазута, включающая в качестве основы экстракты селективной очистки маловязких и/или средневязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западносибирских нефтей, прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья, депрессорно-диспергирующую присадку, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья 10-20
депрессорно-диспергирующая присадка 0,05-0,1
экстракты селективной очистки маловязких и/или средневязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей до 100

2 вариант

Разработана топливная композиция флотского мазута, включающая экстракт селективной очистки маловязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей в количестве 99,9% масс. и 0,1% масс. депрессорно-диспергирующей присадки.

Следует отметить, что был исследован ряд промежуточных продуктов процессов нефтепереработки. При этом особое внимание было привлечено к экстрактам селективной очистки масел растворителями. Эти продукты нефтяного происхождения, не подвергавшиеся химическим превращениям, содержат незначительное количество парафиновых соединений, что делает их привлекательными для дальнейших исследований. Проведенные анализы экстрактов селективной очистки масел из смеси пермских нефтей дали следующие результаты (табл. 1).

Полученные данные показывают, что вязкий и остаточный экстракты как основные компоненты композиции флотского мазута Ф-5 малопригодны из-за высокого содержания серы (2,03-2,26% масс.), высокой кинематической вязкости и высокой плотности при 20°С.

Поэтому дальнейшие исследования были сконцентрированы на топливных композициях с маловязким и средневязким экстрактами селективной очистки масел.

Кроме этого, были использованы маловязкий и средневязкий экстракты из легких западно-сибирских нефтей и смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, показатели качества которых представлены в табл. 2.

Характеристика используемых фракций прямогонного дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга гидроочищенного сырья приведена в таблице 3.

В качестве депрессорно-диспергирующих присадок использовались депрессорно-диспергирующие присадки Basoflux RD 4119 производства компании BASF и депрессорно-диспергирующая присадка DD 1875 по ТУ 0257002-37210784-2012 ООО «Регион ХимТорг».

Композиции готовили смешением компонентов при температуре 60°С до получения однородной массы.

Состав образцов представлен в таблице 4 (вариант 1, примеры 1-10; вариант 2, примеры 11, 12). Показатели качества полученных композиций приведены в таблице 5.

В соответствии с приведенными в таблице 5 данными заявленная топливная композиция флотского мазута полностью соответствует требованиям ГОСТ 10585-99 на топливо Ф-5, техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (TP ТС 013/2011), приложение 7, и Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. №232, при этом полученный продукт имеет по большинству показателей значительный запас качества.

1. Топливная композиция флотского мазута, включающая в качестве основы экстракты селективной очистки маловязких и/или средневязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья, депрессорно-диспергирующую присадку, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья 10-20
депрессорно-диспергирующая присадка 0,05-0,1
экстракты селективной очистки маловязких и/или средневязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей до 100

2. Топливная композиция флотского мазута, включающая экстракт селективной очистки маловязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей в количестве 99,9% масс. и 0,1% масс. депрессорно-диспергирующей присадки.