Мобильная система обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к средствам обучения и информирования населения и может быть использовано для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в отдаленных районах. Мобильная система обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций содержит, по крайней мере, транспортное средство, оснащенное встроенной громкоговорящей системой информирования населения, мобильным энергетическим агрегатом с блоком электропроводов в электрозащищенном исполнении, тренажеры и средства для размещения обучающегося населения. В транспортном средстве компактно размещено оборудование трех учебных мест для перевозки к месту проведения занятий. В результате повышается эффективность обучения населения в области гражданской обороны, появляется возможность проведения занятий в удаленных районах. 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к средствам обучения и информирования населения и может быть использовано для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в отдаленных районах.
Наиболее близким к заявленному изобретению является выбранная в качестве прототипа мобильная система обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, содержащая, по крайней мере, транспортное средство, оснащенное встроенной громкоговорящей системой информирования населения, мобильным энергетическим агрегатом с блоком электропроводов в электрозащищенном исполнении, тренажеры и средства для размещения обучающегося населения (патент РФ №2176822).
Недостатком прототипа является то, что он решает сравнительно узкую задачу в системе обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и не может быть использован в целях повышения морально-психологического состояния населения в условиях угрозы, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Технически достижимый результат - повышение эффективности в системе обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также в целях повышения морально-психологического состояния населения в условиях угрозы, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и уровня охвата населения мероприятиями обучения и эффективности информирования населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в отдаленных районах при отсутствии других учебных объектов и учебно-материальной базы, в районах с нарушенными условиями проживания, сокращение времени их проведения и улучшения процесса получения знаний и закрепления навыков.
Это достигается тем, что в системе мобильного обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, содержащей, по крайней мере, транспортное средство, оснащенное встроенной громкоговорящей системой информирования населения, мобильным энергетическим агрегатом с блоком электропроводов в электрозащищенном исполнении, тренажеры и средства для размещения обучающегося населения, в транспортном средстве компактно размещено оборудование трех учебных мест для перевозки к месту проведения занятий: первое учебное место - лекционный зал для проведения теоретических занятий и тестирования с теплым полом для занятий в зимнее время, на базе выносной пневмокаркасной палатки МЧС, включающей каркас с герметичным входным клапаном, видеотерминал, посадочные места для обучаемых, систему жизнеобеспечения для работы в любых климатических условиях с системами: вентиляции, кондиционирования и подогрева воздуха, а также разветвленной сетью воздуховодов и комфортного распределителя кондиционного воздуха, расположенных внутри лекционного зала; второе учебное место - тренажеры для отработки практических навыков населения по действиям в чрезвычайных ситуациях, с роботом-тренажером для отработки упражнений по оказанию первой помощи в условиях ЧС; третье учебное место - тренажерный комплекс с наборами различных средств защиты органов дыхания: респиратор Р-2, противогаз ГП-7, противогаз детский ПДФ-2Д, защитный капюшон «Феникс», ватно-марлевая повязка, а также включающий тренажеры для проведения практических занятий по пользованию индивидуальным перевязочным пакетом ИПП, аптечкой АИ-2, индивидуальным противохимическим пакетом ИПП-11, санитарную сумку, комплект шин транспортных, воротник транспортный КШВТ, носилки медицинские, камеру защитную детскую, комплект защитной одежды, легкий защитный костюм Л-1, воздушно-пенный огнетушитель ОВП-4, порошковый огнетушитель ОП-2, углекислотные огнетушители ОУ-2, причем с помощью данного оборудования и видеоматериалов для проведения практических занятий осуществляется отработка практических навыков оказания первой медицинской помощи, транспортировки пострадавших, использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, обращения со средствами пожаротушения и по действиям населения в чрезвычайных ситуациях.
Транспортное средство оснащено видеоэкраном, закрепленным на транспортном средстве, устройством управления видеоэкрана, содержащим блок управления и соединенный с ним персональный компьютер через скоростной цифровой канал для проведения предварительной подготовки информационных роликов, текстовой и другой информации, поступающей от периферийных источников непосредственно с места оператора комплекса, при этом компьютеры, объединенные в общую сеть, имеют возможность подключения к внешней информационной сети с использованием технологий Wi-Fi, WiMAX, GPRS, 3G или через спутниковое подключение, а видеоэкран выполнен типа AC 012SM.24, который изготовлен по светодиодной технологии и снабжен устройством защиты в виде автоматически опускающегося или поднимающегося герметичного чехла или в виде опускающейся шторы со своим электроприводом.
Палатка содержит тканевый тент, а в качестве материала тканевого тента используется полиэфирная ткань, взятая в качестве основы, и слои поливинилхлорида, нанесенные соответственно на лицевую и изнаночную стороны полиэфирной ткани, а ткань основы выполнена переплетением полотняным методом полиэфирных комплексных нитей, при этом полиэфирная ткань изготовлена из нитей с линейной плотностью 15,6÷36,2 текс, с числом нитей на 10 см по основе 130÷280, по утку 120÷260, при этом массовое соотношение полиэфирной ткани и поливинилхлоридного покрытия составляет: 1:2,8÷1:4.
На фиг. 1 представлена функциональная схема системы мобильного обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, на фиг. 2 - схема лекционного зала для проведения теоретических занятий и тестирования на базе выносной пневмокаркасной палатки МЧС, на фиг. 3 - схема оборудования для информирования населения в труднодоступных местностях, смонтированного на транспортном средстве, на фиг. 4 - структура материала тента палатки.
Система мобильного обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций (фиг. 1) состоит из мобильного средства 1 доставки учебных средств и оборудования со встроенной громкоговорящей системой информирования населения и встроенным кабинетом обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (на чертеже не показано) и мобильного энергетического агрегата, например бензинового электрического генератора 2, питающего посредством электропроводов 3 в электрозащищенном исполнении три учебных места. По прибытии транспортного средства 1 разворачиваются три учебных места: первое - лекционный зал 4 для проведения теоретических занятий и тестирования с теплым полом 6 для занятий в зимнее время, на базе выносной пневмокаркасной палатки МЧС (фиг. 2), включающей каркас 11 с герметичным входным клапаном 12, видеотерминал 13, посадочные места 14 для обучаемых, систему жизнеобеспечения 15 для работы в любых климатических условиях с системами: вентиляции, кондиционирования и подогрева воздуха (на чертеже не показано), а также разветвленной сетью воздуховодов 16 и комфортного распределителя 5 кондиционного воздуха, расположенных внутри лекционного зала.
Второе учебное место 7 - тренажеры для отработки практических навыков населения по действиям в чрезвычайных ситуациях, с роботом-тренажером 8 для отработки упражнений по оказанию первой помощи в условиях ЧС.
Третье учебное место 9 - тренажерный комплекс с наборами 10 различных средств защиты органов дыхания (СИЗОД: респиратор Р-2, противогаз ГП-7, противогаз детский ПДФ-2Д, защитный капюшон «Феникс», ватно-марлевая повязка (на чертеже не показано)), а также включающий тренажеры для проведения практических занятий по пользованию индивидуальным перевязочным пакетом ИПП, аптечкой АИ-2, индивидуальным противохимическим пакетом ИПП-11, санитарную сумку, комплект шин транспортных, воротник транспортный КШВТ, носилки медицинские, камеру защитную детскую, комплект защитной одежды, легкий защитный костюм Л-1, воздушно-пенный огнетушитель ОВП-4, порошковый огнетушитель ОП-2, углекислотные огнетушители ОУ-2 (на чертеже не показано). С помощью данного оборудования и видеоматериалов для проведения практических занятий осуществляется отработка практических навыков оказания первой медицинской помощи, транспортировки пострадавших, использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, обращения со средствами пожаротушения и по действиям населения в чрезвычайных ситуациях.
Оборудование (фиг. 3) для информирования населения в труднодоступных местностях смонтировано (на чертеже не показано) на транспортном средстве.
Носитель информации 17, выполненный в виде видеоэкрана, размещен на транспортном средстве и доставляется в места массового скопления людей. В качестве носителя информации используется полноцветный видеоэкран (типа AC 012SM.24), изготовленный по светодиодной технологии и снабженный устройством защиты в виде автоматически опускающегося или поднимающегося герметичного чехла (на чертеже не показано). Устройство защиты экрана позволяет осуществить защиту светодиодного экрана от воздействия внешних источников загрязнений, возникающих как при транспортировке, так и при хранении. Устройство защиты экрана конструктивно может быть выполнено в виде опускающейся шторы со своим электроприводом (на чертеже не показано).
Устройство управления 20 предназначено для управления работой видеоэкрана 17 через блок управления 18 и соединенный с ним персональный компьютер 19 через скоростной цифровой канал. Установка дополнительного компьютера позволяет проводить предварительную подготовку информационных роликов, текстовой и другой информации, поступающей от периферийных источников 21 непосредственно с места оператора комплекса.
Компьютеры, объединенные в общую сеть, имеют возможность подключения к внешней информационной сети с использованием технологий Wi-Fi, WiMAX, GPRS, 3G или через спутниковое подключение.
Видеоэкран 17 обеспечивает вывод видео и алфавитно-цифровой информации. Представляет собой высокотехнологичную конструкцию, составленную из отдельных экранных модулей, выполненных в пыле- и влагозащищенном варианте (на чертеже не показано).
Система мобильного обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций работает следующим образом.
Транспортное средство 1 выдвигается в район проведения запланированных занятий или в прогнозируемый населенный пункт, находящийся в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, где тренажерный комплекс используют в целях повышения морально-психологического состояния населения в условиях угрозы возникновения ЧС или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
По прибытии транспортного средства разворачивают три учебных места:
первое - лекционный зал 4 для проведения теоретических занятий и тестирования;
второе учебное место 7 - тренажерный комплекс для отработки практических навыков населения по действиям в чрезвычайных ситуациях, с роботом-тренажером 8 для отработки упражнений по оказанию первой медицинской помощи в условиях ЧС;
третье учебное место 9 - тренажерный комплекс с наборами 10 различных средств защиты органов дыхания (СИЗОД: респиратор Р-2, противогаз ГП-7, противогаз детский ПДФ-2Д, защитный капюшон «Феникс», ватно-марлевую повязку (на чертеже не показано)), а также включающий тренажеры для проведения практических занятий по пользованию индивидуальным перевязочным пакетом ИПП, аптечкой АИ-2, индивидуальным противохимическим пакетом ИПП-11, санитарную сумку, комплект шин транспортных, воротник транспортный КШВТ, носилки медицинские, камеру защитную детскую, комплект защитной одежды, легкий защитный костюм Л-1, воздушно-пенный огнетушитель ОВП-4, порошковый огнетушитель ОП-2, углекислотные огнетушители ОУ-2, (на чертеже не показано). С помощью данного оборудования и видеоматериалов для проведения практических занятий осуществляется отработка практических навыков оказания первой медицинской помощи, транспортировки пострадавших, использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, обращения со средствами пожаротушения и по действиям населения в чрезвычайных ситуациях.
Тентовый материал палатки (фиг. 4) состоит из полиэфирной ткани 22, взятой в качестве основы, и слоев поливинилхлорида 23 и 24, нанесенных соответственно на лицевую и изнаночную стороны полиэфирной ткани 22. Ткань 22 основы выполнена переплетением полотняным методом полиэфирных комплексных нитей 25. Полиэфирная ткань изготовлена из нитей с линейной плотностью 15,6-36,2 текс, с числом нитей на 10 см по основе 130-280, по утку 120-260, при этом массовое соотношение полиэфирной ткани и поливинилхлоридного покрытия составляет: 1:2,8÷1:4. Преимущество предлагаемого к использованию тентового материала заключается в снижении веса 1 м2, изменении массового соотношения - полиэфирная ткань: поливинилхлорид, а также за счет глубокой диффузии поливинилхлорида в полиэфирную ткань обеспечивается прочность связи покрытия с основой и предотвращается расслаивание материала в процессе эксплуатации.
Громкоговорящая система (на чертеже не показано) обеспечивает звуковую передачу информации, что дополнительно позволяет доводить информацию до значительного количества людей в местах проведения занятий.
Оборудование для информирования населения в труднодоступных местностях работает следующим образом.
В качестве носителя информации используется полноцветный видеоэкран (типа АС 012SM.24), изготовленный по светодиодной технологии и снабженный устройством защиты. За счет использования мобильного носителя информации, позволяющего одновременно передавать звуковую и видеоинформацию, расширяются возможности по информированию населения. Передача информации через экран и громкоговоритель может осуществляться как на остановках, так и во время движения транспортного средства.
Выбор места передачи информации и расстояния до объектов получения информации осуществляется в зависимости от местных условий и наличия скоплений людей. Передача информации при движении транспортного средства осуществляется непрерывно, независимо от местных и климатических условий. Диапазон считывания видеоинформации зависит от характеристик экрана и составляет от 6 до 100 м (12-300 м).
Диапазоны восприятия звуковой информации и сирен зависят от мощности громкоговорящих устройств и составляют:
для речевой информации - до 60 м;
для сирен - до 300 м.
Изменение диапазона восприятия видео и звуковой информации зависит от климатических и местных условий, а также времени суток.
Передача информации на видеоэкран (управление видеоэкраном) и звуковые устройства осуществляется оператором из помещения судна, в котором устанавливаются источники входных сигналов, устройства управления, преобразования и передачи данных.
Используемый светодиодный (LED-Light Emission Diode (англ.) - светоизлучающий диод, по-русски сокращенно СИД) экран позволяет выводить телевизионное изображение, компьютерную графику, анимацию, фотографии и др. При этом источником видеосигнала может служить практически любое видеоустройство - видео- или ТВ-камера, видеомагнитофон, компьютер, DVD-плеер, обычная или спутниковая ТВ антенна с тюнером.
Устройство управления 20 предназначено для управления работой видеоэкрана 17 через блок управления 18 и соединенный с ним персональный компьютер 19 через скоростной цифровой канал. Компьютер предназначен непосредственно для управления табло, задания режимов работы, составления режиссуры. Установка дополнительного компьютера позволяет проводить предварительную подготовку информационных роликов, текстовой и другой информации, поступающей от периферийных источников 21 непосредственно с места оператора комплекса. Компьютеры, объединенные в общую сеть, имеют возможность подключения к внешней информационной сети с использованием технологий Wi-Fi, WiMAX, GPRS, 3G или через спутниковое подключение.
Данное устройство представления визуальной и звуковой информации не вызывает утомляемости глаз и слуха, способствует качественному приему передаваемой информации и применим для всех возрастных категорий населения. Не требует развертывания и подготовки дополнительных устройств отображения и передачи информации ввиду размещения всего комплекса на одном транспортном средстве. Устройство информирования позволяет оперативно доводить информацию до населения в местах массового пребывания людей в различных кризисных ситуациях; в ходе возникновения угроз военного, техногенного и природного характера; проводить информирование населения в вопросах гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера, а также осуществлять доведение различной видео- и алфавитно-цифровой информации высокой яркости, что обеспечивает его эффективное использование в любое время суток.
В настоящее время изготовлен опытный экземпляр, на котором подтверждены все заявленные характеристики.
Достоинством применения мобильной системы обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций для информирования населения является достаточно яркий и четкий масштаб проекции изображений на видеоэкран и возможность до 6 часов автономной (без подключения к электрическим источникам) работы.
Особенности применения разработанной мобильной системы обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций состоит в следующем. Предложенная мобильная система может выдвигаться самостоятельно или при необходимости при помощи железнодорожного (речного, морского, авиа-) транспорта в назначенный населенный пункт (отдаленный район) какого-либо субъекта РФ, где отсутствуют другие учебные объекты и учебно-материальная база единой системы обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций или в район с нарушенными условиями проживания после масштабной чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. По прибытии мобильной системы в назначенный пункт (район) приводятся в готовность к применению необходимое оборудование и технические средства обучения (при необходимости оборудование подключается к внешним сетям электроснабжения или бензиновому электрическому агрегату), с соответствующей группой населения проводятся занятия по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайной ситуаций, а также параллельно или по завершению занятий осуществляется информирование населения по действиям в чрезвычайных ситуациях по средством вывода видео и текстовой информации на видеоэкран, размещенный на транспортном средстве.
Мобильная система обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, содержащая транспортное средство, оснащенное встроенной громкоговорящей системой оповещения населения, мобильным энергетическим агрегатом с блоком электропроводов в электрозащищенном исполнении, тренажеры и средства для размещения обучающегося населения, отличающаяся тем, что в транспортном средстве компактно размещено оборудование трех учебных мест для перевозки к месту проведения занятий: первое учебное место - лекционный зал для проведения теоретических занятий и тестирования с теплым полом для занятий в зимнее время, на базе выносной пневмокаркасной палатки МЧС, включающей каркас с герметичным входным клапаном, видеотерминал, посадочные места для обучаемых, систему жизнеобеспечения для работы в любых климатических условиях с системами: вентиляции, кондиционирования и подогрева воздуха, а также разветвленной сетью воздуховодов и комфортного распределителя кондиционного воздуха, расположенных внутри лекционного зала; второе учебное место - тренажеры для отработки практических навыков населения по действиям в чрезвычайных ситуациях, с роботом-тренажером для отработки упражнений по оказанию первой помощи в условиях ЧС; третье учебное место - тренажерный комплекс с наборами различных средств защиты органов дыхания: респиратор Р-2, противогаз ГП-7, противогаз детский ПДФ-2Д, защитный капюшон «Феникс», ватно-марлевая повязка, а также включающий тренажеры для проведения практических занятий по пользованию индивидуальным перевязочным пакетом ИПП, аптечкой АИ-2, индивидуальным противохимическим пакетом ИПП-11, санитарную сумку, комплект шин транспортных, воротник транспортный КШВТ, носилки медицинские, камеру защитную детскую, комплект защитной одежды, легкий защитный костюм Л-1, воздушно-пенный огнетушитель ОВП-4, порошковый огнетушитель ОП-2, углекислотные огнетушители ОУ-2, причем с помощью данного оборудования и видеоматериалов для проведения практических занятий осуществляется отработка практических навыков оказания первой медицинской помощи транспортировки пострадавших, использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, обращения со средствами пожаротушения и по действиям населения в чрезвычайных ситуациях, при этом транспортное средство оснащено видеоэкраном, закрепленным на транспортном средстве, устройством управления видеоэкраном, содержащим блок управления и соединенный с ним персональный компьютер через скоростной цифровой канал для проведения предварительной подготовки информационных роликов, текстовой и другой информации, поступающей от периферийных источников непосредственно с места оператора комплекса, при этом компьютеры, объединенные в общую сеть, имеют возможность подключения к внешней информационной сети с использованием технологий Wi-Fi, WiMAX, GPRS, 3G или через спутниковое подключение, а видеоэкран выполнен типа AC 012SM.24, который изготовлен по светодиодной технологии и снабжен устройством защиты в виде автоматически опускающегося или поднимающегося герметичного чехла или в виде опускающейся шторы со своим электроприводом.