Раздаточная коробка транспортного средства с механизмом переключения передач

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к приводам транспортных машин, устанавливаемых на транспортных средствах повышенной проходимости. Раздаточная коробка содержит картер, в котором размещены несимметричный цилиндрический дифференциал, блок подвижных шестерен с промежуточными шестернями, входящими в зацепление с коронной шестерней межосевого дифференциала, входной вал с ведущими шестернями, соединенный с блоком промежуточных шестерен, а также механизм переключения передач, установленный на картере раздаточной коробки. Механизм переключения передач состоит из фиксатора, стопора, поводка и тяг, подведенных к рычагу переключения передач, установленному на рабочем месте водителя. На корпусе фиксатора закреплен кронштейн, на котором подвижно закреплен двуплечий рычаг, который, в свою очередь, связывает тягу рычага переключения передач с тягой стопора. Стопор закреплен жестко на валу, установленном в пластинах блока подвижных шестерен. Стопор вращают совместно с валом, вокруг оси этого вала, затягивая его попеременно в фиксируемое положение, соответствующее требуемой передаче. Переключение передач осуществляется одним движением рычага переключения передач в направлении вперед или назад по продольной оси транспортного средства с рабочего места водителя. Достигается сокращение времени переключения передач раздаточной коробки. 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам транспортных машин, устанавливаемым на транспортных средствах повышенной проходимости и предназначенным для переключения передач раздаточной коробки изменением межосевого расстояния во время движения как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью.

Наиболее близким аналогом изобретения является «Раздаточная коробка транспортного средства с механизмом переключения передач» (Патент РФ №2462372, МПК B60K 17/346, опубл. 27.09.2012). Механизм переключения передач выполнен в виде рычага с возможностью поворота вокруг оси, установленной в опорах на корпусе коробки, при этом в коротком плече рычага выполнена канавка для перемещения в ней толкателя, закрепленного на пластинах блока подвижных шестерен. В длинном плече рычага установлена ось поперечного поворота рычага, устанавливаемого попеременно в пазах фиксатора, соответствующих требуемой передаче. Раздаточная коробка содержит корпус, в котором размещены несимметричный цилиндрический дифференциал, зубчатая муфта, водило с сателлитами, взаимодействующими с центральным колесом дифференциала, входной вал с шестернями, соединенный с блоком подвижных шестерен, валы приводов переднего и заднего ведущих мостов. Блок подвижных шестерен установлен свободно на входном валу и содержит оси переключаемых сателлитов, находящихся в постоянном зацеплении с шестернями входного вала, но в попеременном зацеплении с коронной шестерней дифференциала.

Основными недостатками механизма переключения этой раздаточной коробки являются большие размеры, расположение и перемещение рычага управления перпендикулярно продольной оси транспортного средства, не позволяющие производить переключение передач с рабочего места водителя; сложность операции для осуществления переключения - необходимо произвести три перемещения рычага управления: вывод рычага из одного паза, перемещение его между пазами и ввод в другой паз. Задачей заявляемого технического решения является создание механизма переключения передач раздаточной коробки, позволяющего осуществлять переключение передач с рабочего места водителя одним движением рычага на ходу транспортного средства. Технический результат настоящего изобретения заключается в сокращении времени переключения передач раздаточной коробки за счет возможности производить переключение с рабочего места водителя одним движением рычага управления в движении транспортного средства. Указанный технический результат достигается тем, что раздаточная коробка объединена с механизмом переключения передач, установленным на картере. Раздаточная коробка содержит картер, в котором размещены несимметричный цилиндрический дифференциал, блок подвижных шестерен с промежуточными шестернями, входящими в зацепление с коронной шестерней межосевого дифференциала, валы приводов переднего и заднего ведущих мостов. Блок промежуточных шестерен установлен на входном валу подвижно относительно оси этого вала и содержит оси промежуточных шестерен, находящихся в постоянном зацеплении с ведущими шестернями входного вала, но в переменном зацеплении с коронной шестерней межосевого дифференциала. Механизм переключения передач раздаточной коробки состоит из фиксатора, стопора, малого рычага, поводка и тяг, подведенных к рычагу управления, установленному на рабочем месте водителя. На корпусе фиксатора закреплен кронштейн, на котором подвижно закреплен двуплечий рычаг, который, в свою очередь, связывает тягу рычага управления с тягой стопора. Стопор закреплен жестко на валу, установленном в пластинах блока подвижных шестерен. Стопор вращают совместно с валом, вокруг оси этого вала, затягивая его попеременно в фиксируемое положение, соответствующее требуемой передаче. Переключение передач осуществляется одним движением рычага управления в направлении вперед или назад по продольной оси транспортного средства с рабочего места водителя. Размеры заявляемого механизма переключения передач раздаточной коробки позволяют устанавливать его на транспортные средства без конструктивных изменений самого транспортного средства, а также позволяют производить переключение передач с рабочего места водителя одним движением рычага на ходу транспортного средства. Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 показан общий вид раздаточной коробки транспортного средства с механизмом переключения передач; на фиг.2 - общий вид механизма переключения передач с блоком подвижных шестерен; на фиг.3 - вид механизма переключения передач в фиксируемом положении А; фиг.4 - вид механизма переключения передач в положении фиксации В. Раздаточная коробка содержит картер 19, входной вал 1, жестко установленные на входном валу 1 шестерни повышенной 4 и пониженной 2 передач, постоянно зацепленные с ними промежуточные шестерни 7 и 16, закрепленные на осях 6 и 15 блока промежуточных шестерен 3. Блок промежуточных шестерен 3 установлен на входном валу 1 подвижно относительно оси этого вала, промежуточные шестерни 7 и 16, находящиеся в постоянном зацеплении с ведущими шестернями 2 и 4 входного вала 1, установлены с возможностью попеременного зацепления с коронной шестерней 18 межосевого дифференциала 17 (см. фиг. 1). Для переключения и фиксации передач на раздаточной коробке установлен механизм переключения передач. Механизм переключения передач раздаточной коробки состоит из фиксатора 12, стопора 13, малого рычага 14, двуплечего рычага 9 и тяг 8, 10, подведенных к рычагу управления 5, установленному на рабочем месте водителя. Фиксатор 12 закреплен в корпусе фиксатора 20, который, в свою очередь, установлен на картере 19 раздаточной коробки. На корпусе фиксатора 20 закреплен кронштейн 21, на котором подвижно закреплен двуплечий рычаг 9, который, в свою очередь, является связующим звеном тяг переключения передач 8, 10. Стопор 13 закреплен жестко на валу 11, установленном в пластинах блока промежуточных шестерен 3. Стопор 13 вращают совместно с валом 1 1 путем передачи усилия с рычага управления 5 через тяги 8, 10, двуплечий рычаг 9 и малый рычаг 14 на вал 11. Стопор 13 вращают вокруг оси вала 11, попеременно затягивая его в положение «А» (см. фиг.3) (для пониженной передачи) или в положение «В» (см. фиг. 4) (для повышенной передачи) фиксатора 12, соответствующее требуемой передаче. При фиксированном положении стопора 13 в положении «А» фиксатора 12 крутящий момент от входного вала 1 и жестко установленной на нем ведущей шестерни пониженной передачи 2 передается через промежуточную шестерню пониженной передачи 7 на шестерню 18 межосевого дифференциала 17 и дальше на валы переднего и заднего ведущих мостов. Переключение раздаточной коробки происходит следующим образом. Переключение передачи в направлении с пониженной на повышенную происходит принудительно, путем приложенной водителем силы Р2 на рычаг управления 5 вдоль оси транспортного средства с рабочего места водителя. Под воздействием силы Р2, через тяги 8, 10, двуплечий рычаг 9 и малый рычаг 14 происходит поворот стопора 13 вокруг оси вала 11, вытягивая одно его плечо из положения «А» фиксатора 12. При последующем повороте стопора 13 вокруг неподвижной оси вала 11 и соответствующего перемещения (обкаткой по ведущим шестерням) блока промежуточных шестерен 3 вокруг оси ведущего вала 1 произойдет затягивание другого плеча стопора 13 в положение «В» фиксатора 12. При этом одновременно промежуточная шестерня пониженной передачи 7 выходит из зацепления, а промежуточная шестерня повышенной передачи 16 при дальнейшем повороте блока промежуточных шестерен 3 входит в зацепление с коронной шестерней 18 межосевого дифференциала 17 на расчетное межосевое расстояние. Обратное переключение происходит так же принудительно, путем приложенной водителем силы Р1, равной по значению, но обратной по направлению силы Р2. Таким образом, использование заявляемого механизма переключения передач позволит уменьшить время переключения передач раздаточной коробки одним движением рычага с рабочего места водителя на ходу транспортного средства.

Раздаточная коробка транспортного средства с механизмом переключения передач, содержащая картер, в котором размещены несимметричный цилиндрический дифференциал, блок подвижных шестерен с промежуточными шестернями, входящими в зацепление с коронной шестерней межосевого дифференциала, входной вал с ведущими шестернями, соединенный с блоком промежуточных шестерен, а также механизм переключения передач, отличающаяся тем, что механизм переключения передач установлен на картере раздаточной коробки, состоит из фиксатора, стопора, малого рычага, поводка и тяг, подведенных к рычагу управления, установленному на рабочем месте водителя, на корпусе фиксатора закреплен кронштейн, на котором подвижно закреплен двуплечий рычаг, который, в свою очередь, связывает тягу рычага управления с тягой стопора, закрепленного жестко на валу, установленном в пластинах блока подвижных шестерен.