Способ определения истинной величины люфта рулевого управления автотранспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ определения величины люфта рулевого управления автотранспортных средств состоит в том, что устанавливают управляемое колесо в положение прямолинейного движения. Вращают рулевое колесо поочередно в обе стороны на углы, соответствующие моментам поворота управляемого колеса, и фиксируют их измерительным устройством. Для повышения точности определения величины люфта рулевого управления вращают рулевое колесо поочередно в одну и другую стороны на углы, соответствующие крайним положениям рулевого управления. Для исключения погрешности измерение величины люфта производят не менее трех раз, с исключением результата замера, выходящего за границы результатов оставшихся замеров, и определяют усредненную величину люфта рулевого управления. Достигается повышение точности измерения величины люфта рулевого управления. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к области эксплуатации и контроля технического состояния автотранспортных средств, и является усовершенствованием известного способа, описанного в патенте RU 2399901 C2 МПК G01M 17/06, опубл. 20.09.2010.

Известен способ контроля люфта в рулевом управлении автотранспортного средства, заключающийся в установке управляемых колес в нулевое положение, близкое к направлению прямолинейного движения, и в повороте рулевого колеса поочередно в одну или другую стороны на соответствующие углы, при которых происходит смещение управляемых колес из указанного нулевого положения. При повороте рулевого колеса в другую сторону фиксируется момент возврата управляемых колес в нулевое положение. Определяется для данного момента угол поворота рулевого колеса в указанную сторону от его первоначального положения. Затем повторно поворачивается рулевое колесо в первоначальную сторону и фиксируется момент возврата управляемых колес в нулевое положение, для которых определяется угол поворота рулевого колеса от его первоначального положения в первоначальную сторону. Величина люфта определяется как сумма указанных углов поворота рулевого колеса от его первоначального положения. Для исключения влияния вибраций управляемого колеса при нахождении его в любом положении определяется усредненное значение угла поворота.

Недостатком известного способа является невозможность точного определения величины люфта, так как углы, на которые поворачивается рулевое колесо, могут оказаться в нелинейных зонах.

Технический результат, на достижение которого направлено дополнительное изобретение, достигается путем повышения точности и достоверности определения величины люфта рулевого управления за счет полного исключения влияния на процесс определения величины люфта нелинейных зон (участков упругих деформаций) и зависимости люфта рулевого управления от величины поворота управляемых колес.

Указанный результат достигается тем, что в способе определения величины люфта рулевого управления автотранспортных средств по патенту RU 2399901, по которому устанавливают управляемые колеса в нулевое, близкое к прямолинейному движению положение, поворачивают руль (рулевое колесо) поочередно в одну и другую стороны на соответствующие углы, при которых происходит смещение управляемых колес из указанного нулевого положения, причем при повороте рулевого колеса в другую сторону фиксируют момент возврата управляемых колес в нулевое положение, определяют для данного момента угол поворота рулевого колеса в указанную сторону от его первоначального положения, повторно поворачивают колесо в одну сторону и фиксируют момент возврата управляемых колес в нулевое положение, для которых определяют угол поворота рулевого колеса от его первоначального положения в одну сторону, люфт определяют как сумму указанных углов поворота рулевого колеса от его первоначального положения [1].

Заявляемый способ отличается от изобретения по патенту RU 2399901 тем, что вращение рулевого колеса поочередно в одну и другую стороны осуществляется на углы, соответствующие крайним положениям рулевого механизма, а измерение величины люфта производят не менее трех раз с исключением результата замера, выходящего за границы результатов оставшихся замеров и определения усредненной величины люфта рулевого управления.

Изобретение поясняется фиг. 1, на которой изображена кривая зависимости поворота управляемых колес от поворота руля, где АБ, ВГ, ЕЖ - участки упругих деформаций, в которых происходит выборка люфта в рулевом управлении, ДЗ - истинная величина люфта рулевого управления.

Способ определения истинной величины люфта рулевого управления осуществляется следующим образом.

Управляемые колеса автотранспортного средства устанавливают в нулевое положение, близкое к направлению прямолинейного движения, и соприкасают со средствами фиксации их поворота. Одновременно руль (рулевое колесо) тоже соприкасается со средствами фиксации его поворота.

Поворачивают руль (рулевое колесо) в какую-либо сторону на угол, соответствующий крайнему положению рулевого управления, точка «В» на кривой фиг. 1, который гарантированно превышает угол, при котором в рулевом управлении происходит выборка люфтов. Управляемые колеса при этом занимают крайнее положение. На чертеже нелинейный участок упругих деформаций АБ кривой соответствует выборке люфтов в рулевом управлении, а линейный участок БВ определяет линейную зависимость поворота управляемых колес от поворота руля (рулевого колеса). Поворачивают руль (рулевое колесо) в противоположную сторону, и в точке «Д» управляемые колеса занимают нулевое положение, в котором определяют угол поворота руля (рулевого колеса) от его исходного положения (точка «А») до точки «Д».

При дальнейшем повороте руля (рулевого колеса) в том же направлении до угла, соответствующему крайнему положению рулевого управления, точка «Е», в рулевом управлении также происходит выборка люфтов (участок упругих деформаций ВГ). Управляемые колеса занимают крайнее, противоположное первоначальному положение. В точке «Е» происходит смена направления вращения руля (рулевого колеса) на противоположное. Нелинейный участок упругих деформаций ЕЖ кривой соответствует выборке в рулевом управлении люфтов, а участок ЖЗ определяет линейную зависимость поворота управляемых колес от поворота руля (рулевого колеса), то есть участок момента возврата управляемых колес в нулевое положение (точка З). Управляемые колеса возвращается в исходное положение, с которого происходит начало замера величины люфта рулевого управления. Определяют угол поворота руля (рулевого) колеса от его исходного положения (точка «А») до точки «З».

Истинная величина люфта в рулевом управлении определяется как сумма положительных величин (на участке АД отрицательное значение) углов на участках АД и АЗ.

Для исключения погрешности измерения и случайного, выходящего за границы замеров, результата, измерение величины люфта производят не менее трех раз, с исключением результата замера, выходящего за границы результатов оставшихся замеров, и определением усредненной величины люфта рулевого управления.

За счет полного исключения влияния на процесс определения величины люфта нелинейных зон и зависимости люфта рулевого управления от величины поворота управляемых колес повышается точность и достоверность определения величины люфта рулевого управления.

Источники информации

1. Патент RU 2399901, C2, МПК G01M 17/06, 16.05.2007.

Способ определения величины люфта рулевого управления автотранспортных средств, состоящий в установке управляемого колеса в положение прямолинейного движения и во вращении рулевого колеса поочередно в обе стороны на углы, соответствующие моментам поворота управляемого колеса и фиксируемые измерительным устройством, отличающийся тем, что для повышения точности определения истинной величины люфта рулевого управления, за счет полного исключения влияния на процесс определения величины люфта нелинейных зон и зависимости люфта рулевого управления от величины угла поворота управляемого колеса, вращение рулевого колеса поочередно в одну и другую стороны осуществляется на углы, соответствующие крайним положениям рулевого управления, при этом для исключения погрешности измерения и случайного, выходящего за границы замеров, результата, измерение величины люфта производится не менее трех раз, с исключением результата замера, выходящего за границы результатов оставшихся замеров, и определением усредненной величины люфта рулевого управления.