Способ повышения интенсивности воздухообмена в обитаемых отделениях боевой машины
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области военной техники, в частности к способам повышения интенсивности воздухообмена в обитаемых отделениях. Способ заключается в том, что датчиком наличия пороховых газов фиксируют наличие пороховых газов в воздухе, автоматически передают сигнал по электропроводам через блок управления на электродвигатели, передают крутящий момент с валов двигателей на крыльчатки, расположенные между обитаемыми и моторно-трансмиссионным отделениями, при вращении крыльчаток осуществляют принудительную подачу очищенного фильтром воздуха в обитаемые отделения и его принудительный отвод в моторно-трансмиссионное отделение, повышают циркуляцию воздуха, снижают загазованность пороховыми газами. Достигается снижение загазованности за счет автоматического удаления пороховых газов из зоны боевого отделения машины. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области военной техники, в частности к способам повышения интенсивности воздухообмена в обитаемых отделениях с целью снижения загазованности пороховыми газами, появляющимися при использовании вооружения.
Известен способ повышения интенсивности воздухообмена в обитаемых отделениях боевой машины, когда удаление пороховых газов осуществляется системой вытяжной вентиляции вентилятором внутри обитаемых отделений (см. Техническое описание боевая машина десантная (БМД-1). Военное издательство МО СССР, 1973 г., с. 390, 392. Открытое издание).
Кроме того, известен способ повышения интенсивности воздухообмена в обитаемых отделениях танка Т-72А, заключающийся в том, что фильтровентиляционная установка обеспечивает подачу очищенного воздуха в боевое отделение и отделение управления машины и создает в них избыточное давление (подпор), а также осуществляет вентиляцию указанных отделений, тем самым снижая загазованность при стрельбе из пушки и пулемета (см. Техническое описание и инструкцию по эксплуатации танк Т-72А, книга вторая, часть вторая. Военное издательство МО СССР, 1989 г., с. 118. Открытое издание. Прототип).
Известный способ повышения интенсивности воздухообмена в обитаемых отделениях боевой машины позволяет создать подпор воздуха в обитаемых отделениях и частично снизить общий уровень загазованности пороховыми газами. Однако указанный способ не позволяет осуществить полную вентиляцию обитаемых отделений при ведении интенсивной стрельбы, уменьшить предельно допустимую концентрацию угарного газа до безопасного значения, в результате чего может происходить выход из строя (гибель) экипажа.
Задача настоящего изобретения заключается в повышении интенсивности воздухообмена обитаемых отделений машины с целью снижения загазованности пороховыми газами во время стрельбы из основного вооружения, общем снижении уровня предельно допустимой концентрации пороховых газов.
Техническим результатом предложенного изобретения является автоматическое удаление пороховых газов из зоны боевого отделения (башни) машины и отделение управления (механика-водителя), в которых превышена предельно допустимая концентрация оксида углерода, возникающая при интенсивной стрельбе.
Техническим решением предложенного изобретения является использование дополнительной автоматизированной системы принудительной вентиляции обитаемых отделений за счет использования датчика наличия пороховых газов, блока управления, двух крыльчаток (крыльчатки подвода воздуха и крыльчатки забора воздуха), приводящихся в работу от электродвигателей, что обеспечивает дополнительную циркуляцию воздуха в обитаемых отделениях машины.
При этом способ повышения интенсивности воздухообмена в обитаемых отделениях боевой машины основан на том, что датчик наличия пороховых газов, зафиксировав наличие пороховых газов в воздухе, автоматически передает сигнал по электропроводам через блок управления на два электродвигателя. При работе электродвигателей крутящие моменты валов передаются на крыльчатку подвода воздуха и крыльчатку забора воздуха соответственно, расположенные между обитаемыми отделениями и моторно-трансмиссионным отделением. При вращении крыльчаток происходит принудительная подача и отвод воздуха из боевого отделения (принудительная циркуляция). Забор воздуха осуществляется через фильтр, исключающий попадание пыли, выхлопных газов, зараженного воздуха с атмосферы.
Способ повышения интенсивности воздухообмена в обитаемых отделениях боевой машины, заключающийся в том, что датчиком наличия пороховых газов фиксируют наличие пороховых газов в воздухе, автоматически передают сигнал по электропроводам через блок управления на электродвигатели, передают крутящий момент с валов двигателей на крыльчатки, расположенные между обитаемыми и моторно-трансмиссионным отделениями, при вращении крыльчаток осуществляют принудительную подачу очищенного фильтром воздуха в обитаемые отделения и его принудительный отвод в моторно-трансмиссионное отделение, повышают циркуляцию воздуха, снижают загазованность пороховыми газами.
Изобретение поясняется фиг. 1, на которой показано устройство, обеспечивающее работу способа повышения интенсивности воздухообмена в обитаемых отделениях боевой машины, где: 1 - первый электродвигатель; 2 - фильтр; источник газов; 3 - крыльчатка подвода воздуха; 4 - электропровода; 5 - датчик наличия пороховых газов; 6 - обитаемые отделения; 7 - источник пороховых газов; 8 - крыльчатка отвода воздуха; 9 - вал электродвигателя; 10 - моторно-трансмиссионное отделение; 11 - второй электродвигатель; 12 - блок управления.
Ведение стрельбы из основного вооружения (источник пороховых газов) 7 увеличивает уровень загазованности пороховыми газами обитаемых отделений 6. При появлении пороховых газов в воздухе обитаемых отделений 6 датчик наличия пороховых газов 5, расположенный около источника газов 7, по электропроводам 4, передает сигнал через блок управления 12, предназначенный для преобразования питания на первый электродвигатель 1 и второй электродвигатель 11. При работе электродвигателей крутящий момент с вала электродвигателя 9 передается на крыльчатку подвода воздуха 3 и крыльчатку отвода воздуха 8. Крыльчатка подвода воздуха 3 осуществляет забор воздуха с атмосферы через фильтр 2, предназначенный для предварительной очистки воздуха от выхлопных газов, пыли, радиоактивно-зараженного воздуха и его принудительную подачу в обитаемые отделения 6. При работе крыльчатки отвода воздуха 8 воздух, содержащий пороховые газы, удаляется в моторно-трансмиссионное отделение 10. В обитаемых отделениях 6 происходит автоматическое повышение воздухообмена, при этом снижается их уровень загазованности пороховыми газами. На фиг. 1 прямыми стрелками показана подача воздуха с атмосферы в обитаемые отделения 6, пунктирными стрелками , показано удаление воздуха, содержащего пороховые газы.
Пример работы способа. При стрельбе источник пороховых газов 7 увеличивает уровень загазованности обитаемых отделений 6, датчик наличия пороховых газов 5 фиксирует наличие газов в воздухе и по электропроводам 4 передает сигнал через блок управления 12 на первый электродвигатель 1 и второй электродвигатель 11, которые при работе передают крутящий момент по валу электродвигателя 9 на крыльчатку подвода воздуха 3 и крыльчатку отвода воздуха 8. Крыльчатка подвода воздуха 3 подает воздух с атмосферы через фильтр 2 в обитаемые отделения 6. При работе крыльчатки отвода воздуха 8 воздух с пороховыми газами удаляется в моторно-трансмиссионное отделение 10.
Предлагаемый способ позволяет автоматизировать и повысить интенсивность воздухообмена в обитаемых отделениях боевой машины, снизив уровень загазованности воздуха и общий уровень предельно допустимой концентрации пороховых газов в воздухе, снизить вероятность выхода из строя (гибель) экипажа.
Литература
1. Техническое описание боевая машина десантная (БМД-1). Военное издательство МО СССР, 1973 г., с. 390, 392. Открытое издание.
2. Техническое описание и инструкцию по эксплуатации танк Т-72А, книга вторая, часть вторая. Военное издательство МО СССР, 1989 г., с. 118. Открытое издание.
Способ повышения интенсивности воздухообмена в обитаемых отделениях боевой машины, заключающийся в том, что датчиком наличия пороховых газов фиксируют наличие пороховых газов в воздухе, автоматически передают сигнал по электропроводам через блок управления на электродвигатели, передают крутящий момент с валов двигателей на крыльчатки, расположенные между обитаемыми и моторно-трансмиссионным отделениями, при вращении крыльчаток осуществляют принудительную подачу очищенного фильтром воздуха в обитаемые отделения и его принудительный отвод в моторно-трансмиссионное отделение, повышают циркуляцию воздуха, снижают загазованность пороховыми газами.