Транспортно-заряжающая машина

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в транспортно-заряжающих машинах (ТЗМ). ТЗМ для боевых машин с комбинированным пушечным и ракетным вооружением содержит многоосное колесное шасси с продольными балками и автомобильным краном-манипулятором, платформу в виде плоского основания с ложементами для укладки ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), магазинами для размещения патронных коробок, такелажными приспособлениями в виде грузозахватных устройств для ТПК и патронных коробок. Ложементы состоят из попарно размещенных задних с кронштейнами в виде прямоугольной полой сварной конструкции и передних стеллажей, выполненных в виде разъемных диафрагм и надетых на стойку. Расстояние между передним и задним стеллажами зависит от расстояния от центра переднего стеллажа до крайней передней точки ТПК, расстояния от центра переднего стеллажа до центра масс ТПК, расстояния от центра масс ТПК до центра заднего стеллажа. Количество размещаемых на платформе ТЗМ боекомплектов зависит от грузоподъемности шасси, массы надстройки автомобиля с грузом без учета массы перевозимого боекомплекта, массы одного патрона, массы одного патронного звена, массы одной ракеты в ТПК, количества патронов, патронных звеньев, ракет в ТПК в одном боекомплекте. Изобретение позволяет обеспечить оптимальное размещение в ТЗМ боекомплектов различного типа вооружения, сохранность ракет при транспортировке в ТПК, снизить перегрузки на ракету в ТПК. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к военной технике, а именно к транспортно-заряжающим машинам (ТЗМ), и может быть использовано при разработке машин, предназначенных для заряжания боевых машин (БМ), оснащенных комбинированными системами вооружения - ракетным и пушечным.

Для обеспечения пуска, а также для уменьшения вероятности механического повреждения в процессе хранения, транспортирования и заряжания ракеты размещают в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Однако при неправильном размещении ТПК в ТЗМ при транспортировании по пересеченной местности на ракету будут воздействовать передающиеся от шасси перегрузки, связанные с резонансными явлениями, приводящие к деформации и механическим повреждениям корпуса ракеты.

Для решения поставленной задачи целесообразно использовать специальное транспортное средство, которое должно содержать оптимальный набор боекомплектов для различных типов вооружения, позволяющий произвести заряжание пушечных и ракетных систем каждой боевой машины полным боекомплектом с одновременным обеспечением заряжания максимального количества БМ, тем самым обеспечив максимальную эффективность использования специального транспортного средства. При этом размещение ТПК в ТЗМ должно обеспечивать сохранность размещаемой в нем ракеты после доставки к месту заряжания БМ.

Таким образом, актуальным является выбор параметров и компоновки ТЗМ, обеспечивающих:

- размещение в ТЗМ оптимального количества боекомплекта для различных типов вооружения, позволяющее произвести заряжание пушечных и ракетных систем максимального количества БМ полным боекомплектом с любого борта ТЗМ;

- обеспечение целостности корпуса размещаемой в ТПК ракеты после воздействия перегрузок, возникающих в процессе транспортирования с помощью ТЗМ.

Известна ТЗМ реактивной системы залпового огня, содержащая многоосное колесное шасси с размещенными на нем стеллажами для укладки реактивных снарядов, конструкция которых обеспечивает транспортирование реактивных снарядов без деформации корпуса и составных частей реактивных снарядов (Патент РФ №2176371, F41F 3/00). Недостаток данной ТЗМ - конструкция применима для транспортирования только реактивных снарядов без ТПК и не обеспечивает заряжание БМ, оснащенных кроме ракетного еще и пушечным вооружением.

Известна транспортно-заряжающая машина 2Ф77М ЗСУ 2С6 (Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Том 9. Противовоздушная и противоракетная оборона. М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2004, с. 482-483), содержащая трехосное шасси с размещенными на ней ложементами для укладки ракет в ТПК длиной до 3000 мм и магазинами для размещения коробок с патронами, принятая авторами за прототип. Данная ТЗМ обеспечивает транспортирование двух боекомплектов патронных коробок с патронами в лентах для заряжания двух БМ и одного боекомплекта ракет в ТПК для заряжания одной БМ. Ложементы установлены вдоль бортов ТЗМ, а патронные коробки размещены за кабиной ТЗМ. Защита ТПК в ложементах от продольного перемещения и вращения вокруг собственной оси в процессе транспортирования происходит за счет стягивания цепями фиксирующих ТПК колодок ложементов.

Недостаток конструкции - невозможность заряжания одной ТЗМ двух и более БМ полным боекомплектом патронных коробок с лентами и ТПК с ракетами, увеличение передающихся от шасси перегрузок, воздействующих на ракету в ТПК, при увеличении длины ТПК свыше 3000 мм за счет увеличения свеса носовой части ракеты в ТПК, которые могут привести к ее деформированию, отсутствие надежного крепления ТПК с ракетами, препятствующего продольному перемещению и вращению ТПК в колодках ложементов при увеличении массы ТПК свыше 80 кг. Задачами предлагаемого изобретения являются:

- обеспечение оптимального размещения в ТЗМ боекомплектов различного типа вооружения, позволяющее произвести заряжание двух и более БМ полным боекомплектом патронных коробок с лентами и ТПК с ракетами;

- снижение передающихся от шасси перегрузок, воздействующих на ракету в ТПК, при увеличении длины ТПК свыше 3000 мм;

- обеспечение сохранности ракет при их транспортировании в ТПК на ТЗМ, в том числе и по пересеченной местности, за счет более надежного крепления ТПК в ложементах, препятствующего продольному перемещению и вращению ТПК, при увеличении массы ТПК свыше 80 кг.

Поставленные задачи решаются транспортно-заряжающей машиной (ТЗМ) для боевых машин, оснащенных комбинированным вооружением -пушечным и ракетным, содержащей многоосное колесное шасси с автомобильным краном-манипулятором и платформой с размещенными на ней ложементами для укладки ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), магазинами для размещения патронных коробок, такелажными приспособлениями в виде грузозахватных устройств для ТПК и патронных коробок. Новым является то, что платформа выполнена в виде плоского основания, закрепленного на продольных балках, установленных на шасси, на заднем свесе которых размещен автомобильный кран-манипулятор, ложементы для укладок ракет в ТПК установлены на задней части основания и состоят из попарно размещенных вдоль боковых бортов ТЗМ стеллажей, выполненных в виде разъемных диафрагм, надетых на стойку, при этом для исключения продольного перемещения и вращения ТПК задние стеллажи снабжены кронштейнами, установленными возле каждого отверстия для ТПК.

Расстояние между передним и задним стеллажами выбрано из условия:

а - расстояние от центра переднего стеллажа до крайней передней точки ТПК, мм;

b - расстояние от центра переднего стеллажа до центра масс ТПК, мм;

с - расстояние от центра масс ТПК до центра заднего стеллажа, мм.

Кронштейны могут быть выполнены в виде прямоугольной полой сварной конструкции, обеспечивающей охват своей внутренней частью крепежных элементов транспортно-пускового контейнера.

Количество размещаемых на платформе ТЗМ боекомплектов, включающих ракеты в ТПК и патронные коробки, предназначенные для полного снаряжения одной боевой машины, определяется соотношением:

N - количество боекомплектов, шт.;

G - грузоподъемность шасси, кг;

g - масса надстройки автомобиля с грузом без учета массы перевозимого боекомплекта, кг;

mпатр - масса одного патрона, кг;

mзвен - масса одного патронного звена, кг;

mp - масса одной ракеты в ТПК, кг;

n1, n2, n3 - количество патронов, патронных звеньев, ракет в одном боекомплекте боевой машины соответственно, шт.

Предложенное техническое решение поясняется графическими материалами, где на фиг. 1 изображена расчетная схема для определения оптимального размещения ТПК в стеллажах ложементов, где 1 - центр переднего стеллажа, 2 - центр масс ТПК, 3 - центр заднего стеллажа, L -общая длина ТПК, на фиг. 2 - общий вид ТЗМ, вид сбоку, на фиг. 3 - общий вид ТЗМ, вид сверху, на фиг. 4 - крепление бугеля ТПК в кронштейне заднего стеллажа ложементов, на фиг. 5 - задний стеллаж ложементов, общий вид.

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) для боевых машин, оснащенных комбинированным вооружением - пушечным и ракетным, состоит из четырехосного колесного шасси (4) с автомобильным краном-манипулятором (5), платформой (6) с размещенными на ней ложементами (7) для укладки ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) (8), магазинами для размещения патронных коробок (9), такелажными приспособлениями в виде грузозахватных устройств для ТПК (10) и патронных коробок (11). Платформа закреплена на продольных балках (12), установленных на шасси, на заднем свесе которых размещен автомобильный кран-манипулятор (5), ложементы состоят из попарно размещенных вдоль каждого борта ТЗМ стеллажей, выполненных в виде разъемных диафрагм (13), надетых на стойку (14), задние стеллажи возле каждого отверстия для ТПК снабжены кронштейнами (15), фиксирующими бугели (16) ТПК.

Выбранное в соответствии с формулой расстояние между передним и задним ложементами позволяет обеспечить целостность размещаемой в ТПК ракеты после воздействия перегрузок, возникающих в процессе транспортирования с помощью ТЗМ.

Вышеописанная ТЗМ работает следующим образом. При занятой боевой позиции БМ ТЗМ подъезжает к любому борту или сзади БМ. Расчет ТЗМ для удобства заряжания откидывает боковые площадки и задний борт ТЗМ. Снимает поочередно с расположенных вдоль бортов крепления стеллажей, высвобождая ТПК с ракетами, и производит разблокировку коробок с патронами, расположенными за кабиной шасси. С помощью устройства грузозахватного для патронных коробок расчетом ТЗМ осуществляется захват пары патронных коробок и их перенос в БМ с помощью крана-манипулятора автомобильного. Расчет БМ, находящийся в башне, производит отцепку устройства грузозахватного для патронных коробок и заряжание зенитных автоматов. Крановщик ТЗМ с помощью крана-манипулятора автомобильного осуществляет манипуляции по переносу отстыкованного устройства грузозахватного для заряжания патронных коробок на платформу ТЗМ для захвата следующей пары патронных коробок и повторения операций по загрузке патронных коробок в БМ до полного заполнения башни БМ боекомплектом.

Заряжание БМ ТПК с ракетами производится следующим образом. Устройством грузозахватным для ТПК производят захват ТПК с ракетой. С помощью крана-манипулятора автомобильного осуществляется перенос ТПК с ракетой к направляющим боевой машины. После стыковки устройства грузозахватного с направляющей БМ расчет БМ вручную осуществляет досылку ТПК в направляющие БМ и отстыковывает устройство грузозахватное для ТПК, а с помощью крана-манипулятора автомобильного осуществляет перенос устройства грузозахватного к следующему ТПК, размещенному на ложементах ТЗМ. Операции повторяются до полного заряжания всех направляющих БМ ТПК с ракетами.

Таким образом, предложенное техническое решение позволило обеспечить размещение в ТЗМ двух и более боекомплектов для заряжания БМ, снизить перегрузки, воздействующие на ракету в ТПК, обеспечить сохранность ракет при увеличении массы ТПК с ракетой при транспортировании на ТЗМ, в том числе и по пересеченной местности.

1. Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) для боевых машин, оснащенных комбинированным вооружением - пушечным и ракетным, содержащая многоосное колесное шасси с автомобильным краном-манипулятором и платформой с размещенными на ней вдоль боковых бортов ложементами для укладки ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), магазинами для размещения патронных коробок, такелажными приспособлениями в виде грузозахватных устройств для ТПК и патронных коробок, отличающаяся тем, что платформа выполнена в виде плоского основания, закрепленного на продольных балках, установленных на шасси, на заднем свесе которых размещен автомобильный кран-манипулятор, ложементы для укладок ракет в ТПК установлены на задней части основания и состоят из попарно размещенных вдоль боковых бортов ТЗМ стеллажей, выполненных в виде разъемных диафрагм, надетых на стойку, при этом для исключения продольного перемещения и вращения ТПК задние стеллажи снабжены кронштейнами, установленными возле каждого отверстия для ТПК.

2. Транспортно-заряжающая машина по п. 1, отличающаяся тем, что расстояние между передним и задним стеллажами выбрано из условия: гдеa - расстояние от центра переднего стеллажа до крайней передней точки ТПК, мм;b - расстояние от центра переднего стеллажа до центра масс ТПК, мм;c - расстояние от центра масс ТПК до центра заднего стеллажа, мм.

3. Транспортно-заряжающая машина по п. 1, отличающаяся тем, что кронштейны выполнены в виде прямоугольной полой сварной конструкции, обеспечивающей охват своей внутренней частью крепежных элементов транспортно-пускового контейнера.

4. Транспортно-заряжающая машина по п. 1, отличающаяся тем, что количество размещаемых на платформе ТЗМ боекомплектов, включающих ракеты в ТПК и патронные коробки, предназначенные для полного снаряжения одной боевой машины, определяется соотношением: гдеN - количество боекомплектов, шт.;G - грузоподъемность шасси, кг;g - масса надстройки автомобиля с грузом без учета массы перевозимого боекомплекта, кг;mпатр - масса одного патрона, кг;mзвен - масса одного патронного звена, кг;mр - масса одной ракеты в ТПК, кг;n1, n2, n3 - количество патронов, патронных звеньев, ракет в ТПК в одном боекомплекте боевой машины соответственно, шт.