Способ остропки понтонов к судну, транспортируемому по внутренним водным путям
Изобретение относится к водному транспорту и касается вопроса изменения осадки судна при его проводке под мостами, эстакадами, через шлюзы и по мелководью. Предложен способ остропки понтонов к судну, который включает установку без крена и дифферента транспортируемого судна на кильблоках в сухом доке, изготовление по шаблонам с плаза деревянных частей опорных подушек понтонов, расстановку понтонов вдоль корпуса транспортируемого судна в определенных проектом местах, подгонку по месту деревянных частей опорных подушек понтонов к обводам корпуса судна в местах опирания, установку понтонов вплотную к корпусу судна. При этом производят подвешивание понтонов перед остропкой к корпусу транспортируемого судна, закрепляют их расположенными в его разных сечениях стропами, одни из которых заводят в обхват понтонов, а другие - с внутренней стороны понтонов по корпусу судна с укладкой их на полотенца, концы которых закрепляют на корпусе судна. Технический результат заключается в повышении надежности, снижении трудоемкости остропки при обеспечении возможности изменения в широком диапазоне осадки системы «судно-понтоны». 6 ил.
Реферат
Изобретение относится к области судоходства, в частности к транспортированию по внутренним водным путям под мостами, эстакадами и мелководью плавучих объектов с применением закрепляемых к ним вспомогательных технических средств, выполненных в виде понтонов.
Известен способ остропки понтонов к находящемуся на плаву судну, транспортируемому по внутренним водным путям, заключающийся в выполнении следующих технологических этапов:
- понтоны перед установкой у борта транспортируемого плавающего судна размещают на пирсе в зоне работы грузового крана и соединяют их попарно стропами. При этом для увеличения слабины стропы временно удлиняют, вводя технологические вставки из стальных канатов меньшего диаметра;
- на корпусе судна размечают места установки понтонов, количество и расположение которых относительно корпуса судна определяют заранее;
- непосредственно перед установкой понтонов судно раскрепляют на швартовах на некотором удалении от пирса так, чтобы имелось достаточное свободное пространство по бортам. Запас глубины под килем судна должен обеспечивать свободное плавание понтонов при их предельной осадке. Судно балластировкой приводят к положению прямо и на ровный киль;
- понтоны, оснащенные опорными подушками, леерными ограждениями, нанесенными масляной краской марками углубления и расчетной ватерлинией формируемой системы «судно-понтоны», попарно поднимают грузовым краном, спускают на воду;
- осуществляют затопление понтонов по предельную ватерлинию;
- полностью притопленные и оснащенные стропами понтоны буксируют к оконечности судна, парными группами на оттяжках из растительных или синтетических канатов перемещают вдоль бортов к месту установки;
- занявшую свое место группу понтонов фиксируют от продольного перемещения вспомогательными стропами;
- стропы понтонов пропускают под днищем судна;
- водолаз проверяет положение стропов, которые должны свободно провисать без какого-либо перекручивания. Затем выбирают слабину стропов и закрепляют их на понтонах, соединяя между собой скобами, для чего вытаскивают огоны стропов краном;
- балластировкой понтоны устанавливают на расчетной высоте относительно борта транспортируемого судна;
- в случае более высокого расположения понтонов по высоте обтягивают стропа установкой под них подкладных брусьев-клеток.
Аналогичным образом острапливают остальные пары понтонов, см., например, книгу В.И. Шкиркова, Л.Я. Звяницкого, Л.Г. Барановского, Е.Г. Татаринова. «Применение понтонов для уменьшения осадки судов», М.: Судостроение, 1974, с. 9-10, 84-86.
Данный способ является трудоемкой операцией, требует четкой организации и последовательного выполнения всех работ по заранее составленному графику работ для формирования системы «судно-понтоны» на плаву и предварительного выполнения подробной технической проработки всех процессов и расчетов плавучести и остойчивости системы «судно-понтоны». Положение понтонов относительно борта задается длиной стропов и не может быть определено на практике до момента окончания их остропки. Закрепление понтонов к транспортируемому судну производится на плаву и требует использования водолазного труда.
При обжатии деревянной обшивки понтонов, клиньев, подкладных брусьев во время наращивания подъемной силы понтона до расчетного значения происходит удлинение стропов, что может привести к смещению понтонов по вертикали и необходимости повторного обтягивания стропов за счет наращивания высоты клеток. Контроль положения понтонов при этом затруднен в связи с отсутствием удобных ориентиров. Кроме того, требуется постоянный контроль положения понтонов и опорных подушек при транспортировке судна на всем маршруте перехода. Это приводит к увеличению времени остропки понтонов и ее стоимости.
Рассматриваемый способ остропки не обеспечивает возможность изменения осадки системы «судно-понтоны» при прохождении под мостами, эстакадами и мелководью за счет балластировки понтонов, так как с уменьшением подъемной силы понтонов увеличивается опасность смещения понтонов относительно их расчетного положения и разрушения системы «судно-понтоны».
Известен способ остропки понтонов к находящемуся в доке судну, транспортируемому по внутренним водным путям, заключающийся в закреплении понтонов к корпусу проводимого судна жесткими связями (обухами и упорными стрелами).
Способ предполагает установку без крена и дифферента транспортируемого судна на кильблоках в сухом доке, установку понтонов на заранее подготовленные в необходимых местах клетки или кильблоки, изготовление по шаблонам с плаза деревянных частей опорных подушек понтонов и их подгонку по месту к обводам корпуса судна в местах опирания. Затем выполняется закрепление опорных подушек на понтонах, приварка на палубе понтонов и корпусе судна обухов, соосных по вертикали, закрепление под корпусом судна подстропных подушек, установка понтонов вплотную к корпусу объекта и закрепление понтонов соединением обухов между собой в вертикальной плоскости с помощью осей и упорных стрел, см., например, книгу В.И. Шкиркова, Л.Я. Звяницкого, Л.Г. Барановского, Е.Г. Татаринова. «Применение понтонов для уменьшения осадки судов», М.: Судостроение, 1974, с. 86.
Способ уменьшает необходимость постоянного контроля положения понтонов и опорных подушек при транспортировке объекта на всем маршруте перехода и обеспечивает изменение осадки системы «судно-понтоны» при прохождении под мостами, эстакадами и мелководью.
Однако способ с использованием обухов и упорных стрел применим только для остропки понтонов грузоподъемностью до 50 тс у корпусов малотоннажных судов и требует точного совмещения отверстий на обухах и стрелах как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях. Из-за значительной высоты применяемых понтонов во время проводки на волнении может произойти неконтролируемое смещение от вертикали нижней части понтонов и увеличение общей ширины и осадки системы «судно-понтоны», что не позволит провести ее через шлюзы на каналах, под мостами и по мелководью. Кроме того, остропка понтонов таким способом может привести к повреждению корпуса транспортируемого судна и, как следствие, потребует его дополнительного восстановительного ремонта.
Известен способ остропки понтонов к находящемуся в доке судну, транспортируемому по внутренним водным путям, заключающийся в установке без крена и дифферента транспортируемого судна на кильблоках в сухом доке, расстановке понтонов вдоль корпуса транспортируемого судна на определенных проектом местах, изготовление по шаблонам с плаза деревянных частей опорных подушек понтонов, закреплении опорных подушек на понтонах и их подгонке по месту к обводам корпуса судна в местах опирания, установке понтонов вплотную к корпусу судна, установке под корпусом судна подстропных подушек и закреплении понтонов с помощью стропов, охватывающих понтон «восьмеркой», талрепов и продольных и поперечных найтовов, см., например, книгу В.И. Шкиркова, Л.Я. Звяницкого, Л.Г. Барановского, Е.Г. Татаринова. «Применение понтонов для уменьшения осадки судов», М.: Судостроение, 1974, с. 9-10, 83-87, принятый за прототип.
Данный способ по сравнению с предыдущим более надежен и экономичен. Однако закрепление понтонов с помощью стропов, охватывающих их «восьмеркой», требует достаточно точной установки понтонов по высоте с тем, чтобы система «судно-понтоны» плавала без крена и дифферента, что связано с увеличением трудоемкости и привлечения дополнительных средств.
Способ также требует постоянного контроля положения понтонов и при транспортировке судна на всем маршруте перехода и не обеспечивает возможности изменения осадки системы «судно-понтоны» при прохождении под мостами, эстакадами и мелководью.
Задачей изобретения является повышение надежности системы «судно-понтоны», снижение трудоемкости ее формирования и обеспечение возможности изменения в широком диапазоне осадки системы «судно-понтоны» при ее транспортировке под мостами, эстакадами, через шлюзы и по мелководью.
Задача решается тем, что в известном способе остропки понтонов к судну, транспортируемому по внутренним водным путям, заключающемся в установке без крена и дифферента транспортируемого судна на кильблоках в сухом доке, изготовлении по шаблонам с плаза деревянных частей опорных подушек понтонов, расстановке понтонов вдоль корпуса транспортируемого судна в определенных проектом местах, подгонке по месту деревянных частей опорных подушек понтонов к обводам корпуса судна в местах опирания, установке понтонов вплотную к корпусу судна, понтоны перед остропкой подвешивают к корпусу транспортируемого судна, после чего закрепляют их расположенными в его разных сечениях стропами, одни из которых заводят в обхват понтонов, а другие - с внутренней стороны понтонов по корпусу судна с укладкой их на полотенца, концы которых закрепляют на корпусе судна.
Новыми существенными признаками предложенного способа являются:
- подвешивание понтонов перед остропкой к корпусу проводимого судна;
- закрепление понтонов на корпусе транспортируемого судна расположенными в его разных сечениях стропами, одни из которых заводятся в обхват понтонов, а другие - с внутренней стороны понтонов по корпусу судна;
- укладка стропов, проходящих по корпусу судна, на полотенца, концы которых закреплены на корпусе судна.
Подвешивание понтонов перед остропкой устраняет возможность их смещения по корпусу транспортируемого судна перед их остропкой и обеспечивает точную установку понтонов на корпусе в соответствии с проектом транспортировки, а также позволяет выполнить их упрощенную найтовку.
Закрепление понтонов на корпусе транспортируемого судна расположенными в его разных сечениях стропами и укладка стропов, проходящих по корпусу судна, на полотенца, концы которых закреплены на корпусе судна, снижают опасность повреждения корпуса судна стропами за счет распределения сосредоточенных нагрузок и исключает необходимость дорогостоящего восстановительного ремонта корпуса с постановкой судна в док.
Перечисленные факторы обеспечивают повышение надежности, снижение трудоемкости и обеспечение изменения осадки системы «судно-понтоны» при ее транспортировке под мостами, эстакадами, через шлюзы и по мелководью.
На фиг. 1 показана транспортируемая система «судно-понтоны» в сборе.
На фиг. 2 показано навешивание понтонов в доке на корпус транспортируемого судна.
На фиг. 3 показано транспортируемое судно, находящееся в доке, с навешенными понтонами перед их остропкой.
На фиг. 4 изображен этап остропки понтонов на корпусе транспортируемого судна заведением стропов в обхват понтонов для их прижатия к корпусу (сечение по А-А).
На фиг. 5 изображен этап остропки понтонов заведением стропов в обхват корпуса транспортируемого судна (сечение по Б-Б).
На фиг. 6 показана система «судно-понтоны», спущенная на воду перед транспортировкой.
Остропка понтонов на корпусе транспортируемого судна, находящегося в доке, осуществляется в следующей последовательности:
на корпусе транспортируемого судна 1 расчетным путем определяют и размечают места установки понтонов 2;
на палубу дока под местом установки понтона выкладывают стальной лист 3, покрывающий рельсы 4, для обеспечения возможности перемещения самоходной стапельной тележки 5 с понтоном 2 относительно корпуса судна 1 (фиг. 2);
на палубу дока на месте установки первого понтона (обычно в районе миделя) поперек судна укладывают стапельные балки 6, которые служат в качестве подставок под понтон 2;
с помощью крана и стропов 7, навешанных на гак 8 крана, понтон ставят на тележку 5;
тележку 5 с понтоном 2 подкатывают к размеченному на корпусе судна 1 месту, где закрепляют ответные и приемные части 9 и 10 узлов крепления понтона к корпусу судна;
на корпусе судна 1 устанавливают узлы крепления 11 защитных полотенец 12 (фиг. 3);
подвешенный понтон 2 снизу подпирают деревянными клетками 13;
аналогично подвешивают понтон противоположного борта, после чего данная пара понтонов готова к остропке;
с помощью проводников в обхват понтонов заводят стропы 14, огоны которых закрепляют в обухах понтонов. При наличии слабины в стропах ее выбирают с помощью деревянных клеток 15 (фиг. 4);
с помощью проводников в обхват корпуса судна 1 заводят стропы 16, которые также закрепляют в соответствующих обухах понтонов 2, при этом следят, чтобы стропы 16 лежали на полотенцах 12. Стропы 14 и 16 обтягивают втугую с помощью клеток 15 (фиг. 5);
проверяют наличие остаточной слабины в стропах 14, 16 и при наличии устраняют ее путем набивки клеток 15;
аналогично острапливают остальные пары понтонов;
выполняют побортно продольную найтовку понтонов (фиг. 6);
после остропки и найтовки всех понтонов док заполняют водой и после того, как система «судно-понтоны» оказывается в воде, выполняют осмотр положения понтонов, при необходимости, выполняют кренование и удифферентовку системы «судно-понтоны».
Система «судно-понтоны» готова к транспортировке.
Технико-экономическое преимущество заявляемого способа остропки понтонов к судну, транспортируемому по внутренним водным путям, по сравнению с известными аналогами и выбранным прототипом, см. способ, описанный в книге В.И. Шкиркова, Л.Я. Звяницкого, Л.Г. Барановского, Е.Г. Татаринова. «Применение понтонов для уменьшения осадки судов», М.: Судостроение, 1974, с. 9-10, 83-87, принятый за базовый объект, заключается в повышении надежности системы «судно-понтоны», снижении трудоемкости остропки понтонов за счет отсутствия водолазного труда и обеспечении возможности безопасного изменения осадки системы «судно-понтоны» при ее транспортировке под мостами, эстакадами, через мелководье за счет жестких связей системы «объект-понтоны». Заявляемый способ остропки использован на ОАО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького» в 2014 г.
Способ остропки понтонов к судну, транспортируемому по внутренним водным путям, заключающийся в установке без крена и дифферента транспортируемого судна на кильблоках в сухом доке, изготовлении по шаблонам с плаза деревянных частей опорных подушек понтонов, расстановке понтонов вдоль корпуса транспортируемого судна в определенных проектом местах, подгонке по месту деревянных частей опорных подушек понтонов к обводам корпуса судна в местах опирания, установке понтонов вплотную к корпусу судна, отличающийся тем, что понтоны перед остропкой подвешивают к корпусу транспортируемого судна, после чего закрепляют их расположенными в его разных сечениях стропами, одни из которых заводят в обхват понтонов, а другие - с внутренней стороны понтонов по корпусу судна с укладкой их на полотенца, концы которых закрепляют на корпусе судна.