Кресло летного экипажа с чашкой под парашют (варианты)

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к летательным аппаратам и касается устройств кресел летного экипажа. Кресло летного экипажа предназначено для обеспечения функциональных обязанностей с одетыми парашютами, выполняющими роль сиденья кресла. Кресло пилота перемещается по горизонтали (по плоскости ΧΟΥ), с регулировкой высоты подъема, без возможности поворота вокруг вертикальной оси ΟΖ. Кресло бортинженера, штурмана, радиста, оператора и других пользователей выполняет все функции кресла пилота и дополнительно к этому может поворачиваться вокруг вертикальной оси ΟΖ. Достигаются повышение устойчивости к пиковой перегрузке, снижение пиковой перегрузки, воздействующей на экипаж, упрощение конструкции, снижение массы. 2 н. и 21 з.п. ф-лы, 30 ил.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, в первую очередь самолетов транспортной категории, эксплуатируемых с бетонных и грунтовых взлетно-посадочных полос, а именно к устройству кресел летного экипажа: пилотов, бортинженеров, штурманов, радистов и других пользователей с одетым парашютом забедренного ношения.

Кресла предназначены для обеспечения функциональных обязанностей с одетыми парашютами, выполняющими роль сиденья кресла, в самолетах в максимально возможных комфортных условиях в течение полета с возможностью кратковременного отдыха. Также кресла позволяют свести к минимуму возможности травмирования, особенно различных отделов позвоночника, в случае аварийной посадки самолета и обеспечить возможность эвакуации.

В связи с гармонизацией российских и международных авиационных требований существенно повысились требования к производимому авиационному оборудованию и в т.ч. к креслам летчиков и членов летного экипажа летательных аппаратов. В первую очередь изменения коснулись более высоких требований по энергопоглощению для статических и динамических нагрузок (динамическая прочность на 16g при продольно-боковом ударе), предъявляемых к креслам с парашютом. Кроме того, повысились требования по многим другим параметрам: функциональным возможностям, эргономике, ремонтопригодности и т.п.

В связи с этим конструкции кресел, производимые на основе разработок, сделанных еще во времена СССР, оказались не отвечающим современным требованиям. С другой стороны, у пилотов стран НАТО конструкция парашюта предусматривает ранцевое, заплечное ношение и предопределяет соответствующие конструкции кресел, поэтому тот опыт разработки малоприменим для России из-за того, что у нас парашюты преимущественно забедренного ношения.

Поэтому в настоящее время существует потребность в более совершенных конструкциях авиационных кресел для пользователей парашютов отечественного забедренного ношения, удовлетворяющих действующим нормативным авиационным требованиям.

Известна конструкция энергопоглощающего кресла летательного аппарата, преимущественно вертолета, выбранного в качестве аналога (Патент РФ №2500582. Энергопоглощающее кресло летательного аппарата. Нафиков И.Ю. МПК B64D 25/04, Β60Ν 2/427, F16F 7/12 Опубл. 10.12.2013), разработка которого была направлена, в первую очередь, на сохранение его работоспособности при увеличении диапазона углов возможных аварийных приземлений, а также упрощение его конструкции и снижении его массы.

Данное энергопоглощающее кресло летательного аппарата, содержит каркас, выполненный в виде стоек, чашку кресла и узлы подвески, при этом стойки снабжены направляющими с жестко установленным в каждой из них энергопоглощающим устройством, которое выполнено в виде коробчатой детали, снабженной пазами под направляющие стоек, проушинами для крепления на стойках каркаса, нишей с упором для установки пластины, другой конец которой закреплен на узле подвески, при этом узлы подвески выполнены в виде ползунов, подвижно установленных в направляющих стоек.

Кроме того, это энергопоглощающее кресло снабжено привязной системой и механизмом продольного регулирования, установленными на чашке кресла.

Применение данной конструкции позволяет оптимизировать нагрузки, приходящие на кресло при аварийном приземлении, значительно уменьшить возможность перекоса ползунов, на которые действует максимальный изгибающий момент. Вынесение в отдельный механизм энергопоглощающих устройств позволяет уменьшить вес стоек кресла, упростить их конструкцию, что немаловажно при использовании кресла на летательном аппарате. Кроме того, данная конструкция позволяет обеспечить быстрый доступ ко всем узлам энергопоглощающего кресла летательного аппарата, тем самым повышает его эксплуатационные показатели.

Однако существенным недостатком данного технического решения является то, что оно разработано преимущественно для вертолетов и имеет ограничение функциональных возможностей из-за невозможности использования его для пользователя с парашютом забедренного ношения по причине отсутствия емкости (чашки) под парашют, регулируемых (поворачивающихся) подлокотников, а также отсутствия возможности отклонения спинки, поворотов вокруг собственной оси.

Известно кресло системы катапультирования (СК), разработанное коллективом в составе: В.М. Беляева, С.Н. Люшина, А.Р. Фокина, М.Р. Вальденберга, А.К. Юдичева, К.А. Титкова, которое устанавливалось на самолеты МиГ-21ф и МиГ-21ф-13, также выбранное в качестве аналога (Агроник А.Г., Эгенбург Л.И. Развитие авиационных средств спасения. - М.: Машиностроение, 1990, с. 119), представляющее собой жесткую конструкцию, состоящую из каркаса с чашкой и смонтированных на них следующих эксплуатационных и аварийных систем: объединенной системы подвесных и привязных ремней, притяга плечевых ремней, притяга поясных ремней, управления положением чашки кресла по росту летчика, управления катапультированием, стабилизации кресла по траектории после отделения от самолета, захвата и фиксации ног, фиксации фонаря на кресле и их разделения, открытия замков фиксации летчика к креслу, подвесной системы и захватов ног.

Кресло фиксировалось в кабине тремя парами роликов на задней стенке кабины. Ролики, входя в рельсы кресла, удерживали его от продольных перемещений. В вертикальном направлении кресло закреплялось с помощью шарикового замка пиромеханизма. На внутреннем цилиндре пиромеханизма имелся хомут с двумя цапфами, которые входили в зацепы кресла и запирались там двумя захватами. Захваты отжимались и фиксировались винтами, которые при ввертывании упирались в кронштейны.

В полете летчик сидел на спасательном парашюте, уложенном в чашку кресла, которая по желанию летчика могла быть поднята или опущена электромотором. Летчик фиксировался к креслу подвесной системой в трех точках (две в зоне пояса и одна в зоне плеч). Натяжение поясных ремней могло изменяться рукояткой, установленной на правом борту чашки. Притяг плечевого пояса осуществлялся эксплуатационной пружиной, а аварийно при катапультировании - пороховыми газами. В полете летчик мог отклонить плечи вперед на 150 мм и застопориться в этом положении. Управление механизмом стопорения ремней притянутого и отклоненного положения осуществлялось рукояткой, установленной на левом борту чашки кресла.

Это техническое решение позволяет выдерживать перегрузку до 20g, однако, имеет ограниченную область применения из-за того, что рассчитано на использование в военных самолетах, в т.ч. истребителях, только в составе сложной системы катапультирования при участии фонаря, вектор максимальной нагрузки, которой ориентирован вертикально, по направлению выстрела пиропатрона.

Известно устройство для ввода в действие парашюта, выбранное также в качестве аналога (Патент РФ 2371357. Способ ввода в действие парашюта и устройство для его осуществления. Северин Г.И., Рафеенков В.М., Соболев П.Г., Савинов А.П., Гипич А.Ф., Наумов В.А., Лебедев Г.С., Котова С.П., Добрынин В.В. МПК B64D 17/54, B64D 17/78, опубл. 27.10.2009. Бюл. №30), содержащее сиденье-ранец, парашют в чехле и спинку, отделяющуюся от летчика и вытягивающую за фал парашют в чехле, отличающееся тем, что открытие клапанов ранца производится фалом, один конец которого закреплен на летательном аппарате, сам фал пришит к мягкому клапану сиденья-ранца тарированным швом, который по мере удаления сиденья-ранца от летательного аппарата отрывается, обеспечивая его постоянное натяжение, а между другим концом фала и камерой укладки парашюта установлено устройство, расчековывающее клапана сиденья-ранца, и разрывное тарированное звено, обеспечивающее торможение камеры с уложенным в нее парашютом в чехле, при этом камера и чехол в верхней части соединены вместе.

Недостатком описанного выше устройства является сложная конструкция устройства, включающая буксировочный двигатель и другие узлы, ориентированная на катапультирование пользователя при использовании в военных самолетах. Оно обладает низким характеристиками энергопоглощения, например, при продольно-боковом ударе, что может привести к повреждениям различных отделов позвоночника пользователя.

Известна конструкция кресла авиационного для пользователя с парашютом, которое было разработано и использовалось для самолетов марки ИЛ, в частности ИЛ-76ТД-90 ВД, которое можно считать наиболее близким по количеству общих признаков и по технической сущности к предлагаемому изобретению и соответственно прототипом (Ил-76Т(ТД) Инструкция по технической эксплуатации. Кресла пилотов. - Описание и работа, Приложение №1), согласно которому кресло летного экипажа с чашкой под парашют содержащее рельсы, четыре опоры перемещения, каретку, опору кресла, чашку, спинку, устройство подъема, устройство фиксации отката, подлокотников, привязную систему причем рельсы выполнены на основе профилированных полос с верхней и нижней горизонтальными полками и перемычкой между ними, крепящиеся нижними полками к полу летной кабины, формирующие рельсовую колею для перемещений кресла, при этом в рельсах сформированы отверстия для фиксации отката, а в начале и конце рельсов установлены ограничители для исключения выкатывания кресла за пределы рельсовой колеи, причем опоры перемещения содержат валы, крепящие их к каретке, а также механически соединены с рельсами с возможностью перемещений по сформированной рельсовой колее, а при этом сверху к каретке прикреплена опора кресла, в которой созданы несквозные желобы, выполняющие роль вертикальных направляющих для перемещений чашки, использующуюся для укладки парашюта, имеющуюся снизу седловидный профиль и содержащую четыре ролика с возможностью вертикальных перемещений по этим желобам, причем спинка состоит из каркаса и покрыта чехлом, при этом между чехлом и передней стороной каркаса спинки введен наполнитель, а устройство подъема включает поворачивающуюся ручку подъема, установленную спереди чашки, замок для фиксации подъема с механическим входом, механический гибкий трос и четыре пружины подъема, прикрепленные к чашке и создающие усилие на ее подъем, причем этот трос механически связывает ручку подъема с механическим входом замка для фиксации подъема, причем устройство фиксации отката включает поворачивающуюся ручку отката, прикрепленную к чашке с правой стороны, двух гибких тросов и двух фиксаторов отката с подвижными штырями, установленных с задней стороны кресла и стопорящими кресло при перемещениях за счет сопряжения подвижных штырей с отверстиями в рельсах, при этом эти гибкие тросы механически связывают ручку отката с подвижными штырями фиксаторов, а подлокотники содержат по кронштейну и маховику, причем с помощью кронштейнов подлокотники сзади крепятся к соответствующим сторонам спинки с возможностью поворота до вертикального положения, причем маховиками регулируется наклон подлокотников, при этом привязная система включает среди прочего плечевые и поясные ремни, пряжку и инерционную катушку, с возможностью инерционной фиксацией плечевых ремней.

Приведенный выше прототип является основной и базовой конструкцией неповорачиваемого кресла летчика, предопределенной прежде всего регламентами авиационной безопасности, но также и (частично) конструкцией, габаритными размерами и планировкой кабины самолета, составом летного экипажа, степенью автоматизации управления самолетом и другими причинами.

Однако, исторически, на определенном этапе в пределах единого исходного конструкторского замысла кресел для самолетов ИЛ-76ТД-90 ВД от вышеуказанной конструкции кресел летчика появилась вторая близкая и родственная конструкция кресла для членов летного экипажа (штурманов, бортинженеров, радистов). Основное отличие этого кресла заключается в введение поворотного устройства с фиксатором поворота для обеспечении возможности поворотов кресла вокруг вертикально оси.

Поэтому в рамках общего конструкторского замысла такое техническое решение также можно считать прототипом (вторым прототипом) для предлагаемого изобретения в виде поворачивающегося кресла вокруг вертикальной оси (Ил-76ТД-90 ВД, Инструкция по технической эксплуатации. Сиденье бортинженера. - описание и работа, Приложение №2), согласно которому кресло летного экипажа с чашкой под парашют содержащее рельсы, четыре опоры перемещения, каретку, поворотное устройство, чашку, спинку, устройство подъема, устройство фиксации отката, устройство фиксации поворота, подлокотников, привязную систему, причем рельсы выполнены на основе профилированных полос с верхней и нижней горизонтальными полками и перемычкой между ними, формирующие рельсовую колею для перемещений кресла и крепящиеся нижними полками к полу летной кабины, при этом в рельсах сформированы отверстия для фиксации положения кресла, а в начале и конце рельсов установлены ограничители для исключения выкатывания кресла за пределы рельсовой колеи, причем четыре опоры перемещения снизу прикреплены к каретке с возможностью перемещений по сформированной рельсовой колее, при этом сверху к каретке прикреплено поворотное устройство, основанное на вращающемся соединении подобном шарикоподшипнику, в котором сформированы отверстия для фиксации поворота, также в поворотном устройстве созданы несквозные желобы, выполняющие роль вертикальных направляющих для перемещений чашки, использующуюся для укладки парашюта, имеющуюся снизу седловидный профиль и содержащую четыре ролика с возможностью вертикальных перемещений по этим желобам, при этом спинка состоит из каркаса и покрыта чехлом, причем между чехлом и передней стороной каркаса спинки введен наполнитель, а устройство подъема включает поворачивающуюся ручку подъема, установленную спереди чашки, замок для фиксации подъема с механическим входом, механический гибкий трос и четыре пружины подъема, прикрепленные к чашке и создающие усилие на ее подъем, при этом этот трос механически связывает ручку подъема с механическим входом замка для фиксации подъема, причем устройство фиксации отката включает поворачивающуюся ручку отката, прикрепленную к чашке с правой стороны, двух гибких тросов и двух фиксаторов отката с подвижными штырями, установленных с задней стороны кресла и стопорящими кресло при перемещениях за счет сопряжения подвижных штырей с отверстиями в рельсах, при этом эти гибкие тросы механически связывают ручку отката с подвижными штырями фиксаторов, при этом устройство фиксации поворота состоит из вращающейся ручки поворота, установленной спереди на чашке, гибкого механического троса и фиксатора поворота с подвижным штырем, причем ручка поворота механически соединена гибким тросом с этим подвижным штырем, стопорящим кресло при поворотах за счет механического сопряжения подвижного штыря с отверстиями, сформированными в поворотном устройстве, а подлокотники содержат по кронштейну и маховику, причем с помощью кронштейнов подлокотники сзади крепятся к соответствующим сторонам спинки с возможностью поворота до вертикального положения, заподлицо со спинкой, причем маховиками регулируется наклон подлокотников, при этом привязная система включает среди прочего плечевые и поясные ремни, пряжку и инерционную катушку, с возможностью инерционной фиксацией плечевых ремней.

В этих креслах как минимум каретка является литым изделием, а чашка представляет собой сварную конструкцию.

К недостаткам, характерным для этих технических решений можно отнести следующее:

- низкая устойчивость к пиковой перегрузки в 16g для кресел и высокая пиковая перегрузка превышающая допустимые значения для пилота и/или членов летного экипажа при продольно-боковом ударе в чрезвычайной аварийной ситуации, определяемыми современными международными требованиями и гармонизированными с ними авиационными правилами (АП)-25, принятыми для стран СНГ. Эти перегрузки могут приводить к необратимым повреждениям кресел и к повреждениям позвоночника человека, в первую очередь в шейных его отделах и в области таза, а иногда и к летальным исходам,

- отсутствие возможности гашения пиковой перегрузки, регулируемого отклонения спинки, регулируемого подголовника и индикации подъема (только для кресла пилота).

- высокие требования к производственному оборудованию при изготовлении кресел, определяемые необходимостью точечной сварки и литейного производства для некоторых деталей и из-за этого низкая ремонтопригодность кресел,

- большая масса, высокая трудоемкость и себестоимость при производстве,

- ограниченный ресурс работы для двух колесных пар для перемещений,

Техническими задачами, решаемыми предлагаемым изобретением, являются следующие:

- повышение устойчивости к пиковой перегрузки до значения 16g для кресел и снижения пиковой перегрузки, воздействующей на пилота и/или членов летного экипажа, при продольно-боковом ударе, в чрезвычайной аварийной ситуации,

- расширение функциональных возможностей кресел,

- упрощение конструкции кресел, снижение массы, повышение ремонтопригодности и снижение требований к производственному оборудованию для их производства.

Указанные технические задачи решаются креслом летного экипажа с чашкой под парашют содержащим рельсы, четыре опоры перемещения, каретку, опору кресла, чашку, спинку, устройство подъема, устройство фиксации отката, подлокотников, привязную систему, причем рельсы выполнены на основе профилированных полос с верхней и нижней горизонтальными полками и перемычкой между ними, крепящиеся нижними полками к полу летной кабины, формирующие рельсовую колею для перемещений кресла, при этом в рельсах сформированы отверстия для фиксации отката, а в начале и конце рельсов установлены ограничители для исключения выкатывания кресла за пределы рельсовой колеи, причем опоры перемещения содержат валы, крепящие их к каретке, а также механически соединены с рельсами с возможностью перемещений по сформированной рельсовой колее, а при этом сверху к каретке прикреплена опора кресла, в которой созданы несквозные желобы, выполняющие роль вертикальных направляющих для перемещений чашки, использующуюся для укладки парашюта, имеющуюся снизу седловидный профиль и содержащую четыре ролика с возможностью вертикальных перемещений по этим желобам, причем спинка состоит из каркаса и покрыта чехлом, при этом между чехлом и передней стороной каркаса спинки введен наполнитель, а устройство подъема включает поворачивающуюся ручку подъема, установленную спереди чашки, замок для фиксации подъема с механическим входом, механический гибкий трос и четыре пружины подъема, прикрепленные к чашке и создающие усилие на ее подъем, причем этот трос механически связывает ручку подъема с механическим входом замка для фиксации подъема, причем устройство фиксации отката включает поворачивающуюся ручку отката, прикрепленную к чашке с правой стороны, двух гибких тросов и двух фиксаторов отката с подвижными штырями, установленных с задней стороны кресла и стопорящими кресло при перемещениях за счет сопряжения подвижных штырей с отверстиями в рельсах, при этом эти гибкие тросы механически связывают ручку отката с подвижными штырями фиксаторов, а подлокотники содержат по кронштейну и маховику, причем с помощью кронштейнов подлокотники сзади крепятся к соответствующим сторонам спинки с возможностью поворота до вертикального положения, причем маховиками регулируется наклон подлокотников, при этом привязная система включает среди прочего плечевые и поясные ремни, пряжку и инерционную катушку, с возможностью инерционной фиксацией плечевых ремней, в кресло введены скоба, устройство отклонения спинки, два демпфера, индикатор подъема, подголовник, продольные рейки, причем скоба, имеющая форму замкнутого кольца, прикреплена к чашке с левой стороны, при этом профилированные полосы рельсов выполнены в виде двутавра, верхняя полка которого используется для направления движения опор перемещения, а ее гранями сформированы четыре плоскости для сопряжения с опорами перемещения - верхняя и нижняя, являющиеся двумя горизонтальными и две боковые в виде вертикальной и наклонной, причем каретка состоит двух боковин, а также передней и задней перемычек, при этом две боковины, образующие правую и левую стороны каретки, соединены спереди и сзади поперечно расположенными передней и задней перемычками, образуя фигуру похожую на прямоугольник, при этом в каждую опору перемещения введен и соединен с валом корпус с возможностью его механического соединения с четырьмя плоскостями верхней полки рельсов, а валы введены и закреплены спереди и сзади каждой боковины каретки с возможностью вращения, причем опоры перемещения соединены с рельсами, при этом четыре плоскости, формируемые верхними полками рельсов, механически сопряжены с корпусами опор перемещения, а отверстия для фиксации отката с вертикальным расположением созданы в продольных рейках, прикрепленных к рельсам, причем два фиксатора отката закреплены в задней перемычке каретки вертикально с возможностью зацепления своими подвижными штырями этих отверстий продольных реек, при этом в замке для фиксации подъема созданы нижнее и два боковых крепления, а опора кресла состоит из двух боковых опорных стенок, передней, нижней, задней и верхней стяжек, вилки, при этом эти опорные стенки по форме близки к двум прямоугольным треугольникам с неравными катетами, а в собранном виде продольно и вертикально расположенных опорных стенок, соединенных спереди, снизу, сзади и сверху соответственно поперечно расположенными передней, нижней, задней и верхней стяжками образуется фигура близкая в треугольной призме, причем меньший катет каждой опорной стенки, расположенный горизонтально, принадлежит нижней стороне опоры кресла, большой, расположенный почти вертикально-задней, третья сторона криволинейная, огибает снизу внешний контур чашки и является передней наклонной стороной, при этом сверху опорные стенки зафиксированы верхней стяжкой, а изнутри каждой опорной стенки, сформированы несквозные желобы, расположенные вертикально друг напротив друга и являющиеся направляющими для вертикального перемещения роликов чашки, причем изнутри к нижней стяжке прикреплены вилка, соединяемая с нижним креплением замка для фиксации подъема, при этом в желобе опорной стенки, являющейся после сборки правой боковой стороной опоры кресла, создана вертикальная продольная сквозная щель для индикатора подъема, который реализован за счет подвижной стрелки механически связанной с чашкой с помощью кронштейна индикатора, расположенной снаружи этой опорной стенки и линейки, прикрепленной вдоль этого паза снаружи этой опорной стенки, при этом опора кресла крепится к каретке спереди за счет осевых креплений через созданные горизонтальные отверстия в передней части боковых опорных стенок и боковинах каретки, а также сзади за счет двух демпферов, соединяющих собой заднюю перемычку каретки с задней стяжкой опоры кресла, образуя для опоры кресла подвижное поворачивающееся соединение вокруг оси, образованной осевыми креплениями, причем чашка состоит из чаши для укладки парашюта и крепежной части для механических соединений чашки с опорой кресла с возможностью вертикального перемещения первой и чашки со спинкой с возможностью поворота последней, при этом устройство отклонения спинки включает поворачивающуюся ручку отклонения спинки, закрепленную на чашке с левой стороны, два гибких механических троса, два пружинных замка, каждый из которых включает вход управления и по два концевых крепления, а гибкие механические тросы осуществляют гибкую механическую связь между ручкой отклонения спинки и входами управления пружинных замков, причем сверху спинки введены трубчатые направляющие с пружинными фиксаторами, при этом для соединения с крепежной частью чашки в нижней части спинки созданы два поперечных отверстия, расположенные на одной оси, а с тыльной стороны спинки сформировано два уха, причем подголовник включает каркас, чехол, наполнитель, две стержневые направляющие с набором нанесенных на них поверхностных канавок, при этом стержневые направляющие соединены с каркасом, образуя вилкообразный вид, а место этого соединения покрыто последовательно наполнителем и чехлом, причем подголовник установлен сверху спинки введением своих стержневых направляющих внутрь трубчатых направляющих с фиксацией в дискретных положениях соответствующих положению поверхностных канавок с помощью пружинных фиксаторов, причем на концах стержневых направляющих установлены упоры, исключающие выход стержневых направляющих из трубчатых направляющих.

Отличием изобретения является то, что применены два прямых рельса, создающие прямую рельсовую колею шириной от 340 мм до 370 мм, предпочтительно 355,6 мм, каждая рельса состоит из передней, промежуточной и задней частей соответственно с длинами l1, l2 и l3, для соединения передней и задней частей с передней и задней парами опор перемещения, причем длина l2 составляет не менее 50 мм, при этом в пределах промежуточной части обоих рельсов верхняя полка удалена, а высота перемычки составляет от 10 до 15 мм, предпочтительно 13 мм, без учета толщин полок, при этом угол наклона β наклонной боковой грани, формирующей наклонную боковую плоскость к верхней плоскости верхней полки составляет от 35° до 45°, предпочтительно 40°, при этом положение наклонных боковых граней по сторонам верхних полок для обоих рельсов совпадает, а ширина верхней полки по ее верхней поверхности составляет от 20 до 22 мм, предпочтительно 21 мм, причем продольные рейки длиной l4 не больше длины задних частей рельсов и прикреплены к ним продольно изнутри рельсовой колеи, а шаг между отверстиями l5 равен 12,7 мм, при этом задние концы этих реек находятся на расстоянии не более 150 мм от конца задней части рельсов.

Другим отличием изобретения является то, что тем, что для создания угловой рельсовой колеи шириной от 340 мм до 370 мм, предпочтительно 355,6 мм, применены четыре угловых рельса в виде двух пар передних и задних рельсов, соответственно для передних и задних опор перемещения, при этом каждый из угловых рельсов состоит из продольного и углового плечей, соответственно, с длинами l6 и l7, с углом поворота между ними α в диапазоне от 90° до 270°, причем промежуток 18 между передними и задними угловыми рельсами составляет не менее 50 мм, при этом продольные рейки длиной 14 не длиннее продольных плеч, с отверстиями, шаг 15 между которыми равен 12,7 мм, прикреплены с внутренней стороны рельсовой колеи вдоль продольных плеч задних угловых рельс, а задние концы этих реек находятся на расстоянии не более 150 мм от конца продольных плеч задней части угловых рельсов, причем угол наклона β наклонной боковой грани, формирующей наклонную боковую плоскость к верхней плоскости верхней полки составляет от 35° до 45°, предпочтительно 40°, при этом наклонная боковая грань расположена по внешней стороне углового рельса, а ширина верхней полки по верхней горизонтальной грани составляет от 20 до 22 мм, предпочтительно 21 мм, а высота перемычки составляет от 10 до 15 мм, предпочтительно 13 мм, без учета толщин полок.

Еще одним отличием изобретения является то, что в опорах перемещения вал реализован на основе введенного опорного болта, а корпус состоит тела корпуса, штифта, упорного ролика с внешней конусообразной поверхностью, двух цилиндрических направляющих роликов, прямой пластины, пластины с радиусом, цилиндрического ролика, втулки, шести болтов, при этом тело корпуса близко по форме к кубику с квадратным основанием и имеет большую нижнюю и малую верхнюю части с общей внутренней полостью, причем малая верхняя по форме параллелепипеда расположена на большой нижней, при этом квадратное основание тела корпуса имеет размеры сторон в диапазоне от 46 мм до 52 мм, предпочтительно 49 мм, причем насквозь верхней части сформировано центральное вертикальное отверстие, а в нижней части сформировано одно сквозное горизонтальное, причем через первое пропущен опорный болт выходя резьбовым стержнем наружу, фиксируясь своей головкой внутри малой верхней части, причем в нижней части вдоль противоположных сторон сформированы две опоры с пазами с двумя рядами по три равномерно расположенных вертикальных отверстий для болтов, при этом в первой опоре сформированы два паза по расположению двух крайних отверстий из первого ряда, в которые вставлены два цилиндрических направляющих ролика, зафиксированные прямой пластиной и пронизанные насквозь двумя крайними болтами, а два направляющих ролика формируют вертикальную плоскость сопряжения для боковой прямоугольной грани верхней полки рельса, причем во второй опоре сформирован центральный паз, в который вставлен упорный ролик в виде усеченного конуса основанием вниз и сечением в сторону горизонтального отверстия, с углом наклона от своего основания β от 35° до 45°, предпочтительно 40°, образуя наклонную плоскость сопряжения с наклонной боковой гранью верхней полки рельса, фиксируясь снизу пластиной с радиусом и центральным болтом второй опоры, при этом два цилиндрических направляющих ролика расположены в шахматном порядке относительно упорного ролика, а цилиндрический ролик последовательно насажен с натягом на втулку, введен во внутреннюю полость тела корпуса и продет штифтом с зазором с возможностью вращения вокруг него, причем штифт введен в сквозное горизонтальное отверстие в нижней части и ограничен в смещениях двумя центральными болтами из противоположных рядов болтов, при этом наружная поверхность цилиндрического ролика по касательной образует горизонтальную плоскость сопряжения с верхней поверхностью верхней полки рельсов, являющейся первой горизонтальной плоскостью сопряжения, а первая опора вместе с введенными направляющими роликами поджата прямой пластиной и первым рядом их трех болтов, а вторая опора с введенным в паз упорным роликом поджата пластиной с радиусом и вторым рядом из других трех болтов, при этом поверхность прямой пластины и пластины с радиусом, направленная внутрь тела корпуса образуют вторую горизонтальную плоскость сопряжения.

Кроме того, отличием изобретения является то, что рельсы и продольная рейка изготовлены из дюралевых сплавов, причем отверстия в продольной рейке имеют диаметр от 6,3 мм до 6,5 мм, предпочтительно 6,4 мм, при этом фиксатор состоит из корпуса с внешней резьбой, подвижного цилиндрического штыря диаметром не более 6 мм, соединенного с гибким механическим тросом, пружины и регулировочных элементов, а подвижный штырь изготовлен из стальных сплавов, поджимается пружиной и имеет максимальный диапазон перемещений не менее 10 мм.

Следующим отличием изобретения является то, что каждый демпфер состоит из расширителя с формой усеченного конуса с малым и большим диаметрами со сквозным центральным отверстием, трубки, крепежного комплекта, состоящего из болта и гайки с шайбой, и П-образного кронштейна с верхней площадкой с центральным отверстием и двумя боковыми ушами для крепления, образующими внутреннюю полость, при этом одним ухом П-образного кронштейна демпферы прикреплены к боковинам каретки, а другим к задней перемычке каретки, причем болт из крепежного комплекта проходит сквозь последовательно расположенных расширитель, начиная с его большого диаметра, трубку, отверстие верхней площадки П-образного кронштейна изнутри его внутренней полости, соединяется с задней стяжкой опоры кресла за счет фиксации гайкой с шайбой из крепежного комплекта к опоре кресла, при этом для расширителей демпферов в каретке созданы сквозные отверстия диаметром не менее его большого диаметра, а торец расширителя с малым диаметром частично входит в трубку на глубину не менее 5 мм, при этом на внешней поверхности трубки, со стороны торца не соединенного с расширителем сформирован фланец, а во внутренней полости верхней площадки П-образного кронштейна создана соответствующая выемка, обеспечивающая в собранном состоянии совмещение этого фланца с выемкой и центрирование соединения трубки с расширителем, причем демпферы устанавливается на расстоянии R0 в диапазоне от 300 мм до 325 мм, предпочтительно 311 мм от центра осевых креплений опоры кресла к каретке.

Также отличием изобретения является то, что используют трубку с постоянной или переменной толщиной стенок.

Другим отличием изобретения является то, что в крепежном комплекте демпфера используют болт с конусообразной присоединительной поверхностью его головки и расширитель с соответствующим конусообразным углублением в поверхности основания для их соединения путем введения первого во второе.

Еще одним отличием изобретения является то, что чашка состоит из чаши для укладки парашюта и заднюю крепежную часть используемую для создания подвижных соединений чашки с опорой кресла с возможностью вертикального перемещения первой, а также чашки со спинкой с возможностью поворотов последней, причем чаша образована использованием двух боковин, соединенных четырьмя поперечно расположенными трубами, по одной спереди и снизу и двумя трубами сзади, при этом на трубы накладывается и прикрепляется к ним основание, примыкая к боковинам и образуя чашу, а длина боковин, превышая длину чаши и выступая своими задними частями за его пределы, формирует сзади чаши крепежную часть, используемую для соединения со спинкой, с опорой кресла, устройством подъема и индикатором подъема, причем в крепежную часть чашки дополнительно введены два кронштейна для роликов, два кронштейна навески, два переходника, стяжка, малая труба, две оси пружинного замка, при этом к задним частям боковин с их внутренних сторон и к двум задним трубам крепятся по кронштейну навески, образуя зазор с боковинами, который используется для введения нижней части боковых кронштейнов спинки, причем прикрепляясь также к двум задним трубам и кронштейнам навески, во внутреннем пространстве последних и также с образованием зазора, продольно зафиксированы два кронштейна для роликов, которые скреплены поперечно расположенными стяжкой и малой трубой, при этом на стяжке друг напротив друга установлено два переходника со сквозными горизонтальными отверстиями, используемыми для соединения с боковыми креплениями замка для фиксации подъема, а с внешних сторон двух кронштейнов для роликов вдоль вертикальной линии установлены ролики, по два с каждой стороны, причем четыре пружины подъема прицеплены с одной стороны к стяжке чашки, а с другой - к верхней стяжке опоры кресла и создают усилие подъема чашки, при этом усилие подъема находится в диапазоне от 50 кгс до 60 кгс, предпочтительно 56 кгс, при этом каркас спинки включает два боковых кронштейна, передний кронштейн, задний кронштейн, кронштейн, опору спинки, стяжку спинки и уголок, причем боковые кронштейны образуют боковые стороны каркаса, к которым спереди прикреплена опора спинки, а сверху и спереди к боковым кронштейнам присоединен передний кронштейн, с которым связан задний кронштейн, при этом передний и задний кронштейны фиксируют трубчатые направляющие, длина которых не превышают 50-100 мм, расположенные вдоль спинки и используемые для крепления подголовника, причем рядом с нижними концами трубчатых направляющих установлены пружинные фиксаторы, а с задней стороны боковые кронштейны соединяют стяжка спинки и уголок, сверху которых установлен кожух, образуя своей внешней поверхностью заднюю сторону каркаса, при этом первое подвижное вращающееся соединение чашки со спинкой осуществляется при введении нижних частей боковых кронштейнов спинки в зазоры между кронштейнами навески и боковинами чашки и фиксируется там за счет осевых креплений, пронизывающих последовательно боковины чашки, поперечные отверстия в боковых кронштейнах и кронштейн навески, причем пружинные замки используются для второго механического соединения чашки со спинкой, при этом своими первыми концевыми креплениями они присоединены к оси пружинного замка крепежной части чашки, а вторыми - к ушам каркаса спинки, а в исходном положении спинка кресла отклонена