Зубчатый редуктор

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых редукторах. Зубчатый редуктор содержит передачу, смазываемую жидким смазочным материалом, расположенную в закрытом корпусе с масляной ванной. На внутренние поверхности корпуса нанесено маслобензостойкое покрытие с антиадгезионным свойством по отношению к смазочному материалу. Покрытие нанесено на поверхности, расположенные выше верхнего уровня смазочного материала ванны. Достигается снижение расхода смазочного материала за счет нанесенного на поверхность покрытия. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами, расположенных в закрытых корпусах с масляными ваннами.

Известен зубчатый редуктор, содержащий зубчатую передачу, зубчатые колеса которой смазываются жидким смазочным материалом под давлением посредством струйных насадок, расположенную в закрытом корпусе с масляной ванной - см., например, Старосельский Α.Α., Гаркунов Д.Н. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1967, стр. 267, рис. 162.

Недостаток данного зубчатого редуктора состоит в том, что жидкий смазочный материал в процессе нанесения его на зубчатые колеса и при вращении зубчатых колес в процессе работы передачи попадает на внутренние поверхности корпуса редуктора, смачивая их. Корпуса редукторов изготавливаются обычно из металла - чугуна или листовой стали, хорошо смачиваемых жидкими смазочными материалами, вследствие этого смазочный материал, попавший на внутренние поверхности корпуса редуктора, образует собой на них слой определенной толщины (остальная часть смазочного материала, попавшая на эти поверхности, но не связанная с ними силами адгезии, стекает с этих поверхностей в масляную ванну). Слой смазочного материала, остающийся на внутренних поверхностях корпуса редуктора, имеет достаточно большую поверхность, и по этой своей поверхности этот смазочный материал активно контактирует с окружающим его воздухом; при этом происходит окисление смазочного материала и ухудшение его свойств. Кроме того, на смачивание поверхностей корпуса редуктора расходуется определенная часть используемого смазочного материала, что требует увеличения количества смазочного материала, используемого на смазывание элементов зубчатой передачи, что нерационально.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого редуктора, содержащего зубчатую передачу, зубчатые колеса которой смазываются жидким смазочным материалом методом погружения нижних колес передачи в масляную ванну со смазочным материалом, расположенную в закрытом корпусе редуктора. - см. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил., стр. 131, рис. 8.1.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача сохранения свойств используемых для смазывания элементов редукторов смазочных материалов и снижения потребного их количества при этом смазывании.

Для этого зубчатый редуктор содержит зубчатую передачу, смазываемую жидким смазочным материалом, расположенную в закрытом корпусе с масляной ванной, причем на внутренние поверхности корпуса нанесено маслобензостойкое покрытие с антиадгезионными свойствами по отношению к смазочному материалу, а само покрытие нанесено на поверхности, расположенные выше верхнего уровня смазочного материала ванны.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен зубчатый редуктор (в разрезе).

На чертеже показаны: зубчатая передача, состоящая из пары зубчатых колес 1 и 2, корпус 3 редуктора, масляная ванна 4, верхний уровень 5 смазочного материала ванны; глубина h масляной ванны; покрытие A.

Зубчатый редуктор состоит из зубчатой передачи, включающей пару сопряженных зубчатых колес 1 и 2, установленной в закрытом корпусе 3 с масляной ванной 4 глубиной h и верхним уровнем 5; смазывание зубчатых колес осуществляется методом погружения одного из зубчатых колес (1) в масляную ванну 4. На внутренние поверхности корпуса 3 редуктора нанесено маслобензостойкое покрытие A с антиадгезионными свойствами по отношению к смазочному материалу, причем покрытие нанесено на поверхности, расположенные выше верхнего уровня 5 смазочного материала ванны 4.

При работе зубчатой передачи редуктора (колес 1 и 2) происходит разбрызгивание смазочного материала - при вращении колеса 1, погруженного в масляную ванну 4 и при срыве смазочного материала с поверхностей зубчатых колес 1 и 2. Этот разбрызгиваемый смазочный материал осаждается на внутренних поверхностях корпуса 3 редуктора. Часть из этого осажденного смазочного материала стекает в масляную ванну 4, а часть, смачивая внутренние поверхности корпуса 3 редуктора, за счет сил адгезии стремится удержаться на этих поверхностях. Нанесенное же на эти поверхности антиадгезионное покрытие A препятствует удержанию на них смазочного материала и способствует его быстрому стеканию в масляную ванну 4.

По сравнению с прототипом предлагаемый зубчатый редуктор - за счет нанесения на его внутренние поверхности антиадгезионного по отношению к смазочному материала покрытия - будет способствовать сохранению свойств смазочного материала и снижать потребный расход этого смазочного материала.

Зубчатый редуктор, содержащий передачу, смазываемую жидким смазочным материалом, расположенную в закрытом корпусе с масляной ванной, отличающийся тем, что на внутренние поверхности корпуса нанесено маслобензостойкое покрытие с антиадгезионным свойством по отношению к смазочному материалу, причем покрытие нанесено на поверхности, расположенные выше верхнего уровня смазочного материала ванны.