Защитная панель летательного аппарата

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к ракетно-космической технике и касается защитных панелей. Защитная панель летательного аппарата (ЛА) состоит из плиток, жестко закрепленных на внешней поверхности ЛА. На каждой плитке выполнены выступ в центральной части и вырезы на краях. Плитки соединены между собой внахлест с образованием равных относительному температурному расширению плиток зазоров между краями плиток и стенками ответных вырезов соседних плиток. Во внешней поверхности ЛА выполнены отверстия, в которых размещены центральные выступы плиток. Плитки выполнены из жаростойкого материала и образуют внешний обвод ЛА. Достигается упрощение и повышение надежности конструкции защитной панели ЛА. 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструктивным элементам, общим для фюзеляжа, крыльев, стабилизаторов и т.п.

В качестве ближайшего аналога выбрана известная конструкция, представляющая собой теплозащитные плитки, устанавливаемые на обшивку летательного аппарата (ЛА) (см. «Техническая информация ЦАГИ», ОНТИ, 1984, №23, с. 12, рис. 3б). При этом каждая плитка крепится к обшивке механическим способом, а именно группой гибких крепежных штырей, установленных на шарнирах, обеспечивающих тепловое расширение плитки.

Недостатком этой конструкции является то, что тепловое расширение каждой плитки обеспечивается группой гибких крепежных штырей, установленных на шарнирах. Это снижает надежность конструкции.

Способ крепления плитки в одной точке имеет преимущество, т.к. позволяет плитке при аэродинамическом нагреве свободно расширяться во всех направлениях. Следовательно, в данном случае в качестве крепежного узла для каждой плитки можно использовать, например, обычное соединение «винт-гайка», при этом достаточно, чтобы плитки были установлены друг относительно друга с зазором, равным их относительному тепловому расширению. Это упрощает конструкцию защитной панели и повышает ее надежность.

Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции защитной панели ЛА при одновременном повышении ее надежности.

Указанный технический результат достигается тем, что на каждой плитке выполнены выступ в центральной части и вырезы на краях. Плитки соединены между собой внахлест с образованием равных относительному температурному расширению плиток зазоров между краями плиток и стенками ответных вырезов соседних плиток. Во внешней поверхности летательного аппарата выполнены отверстия, в которых размещены центральные выступы плиток, при этом плитки выполнены из жаростойкого материала и образуют внешний обвод летательного аппарата.

На фиг. 1 изображена защитная панель.

На фиг. 2 приведен вид в плане на плитки.

На фиг. 3 приведено поперечное сечение плитки в месте ее крепления к поверхности ЛА.

На фиг. 4 изображено место сопряжения плиток.

1 - защитная панель;

2 - плитка;

3 - поверхность ЛА;

4 - болт из жаропрочного сплава;

5 - шайба;

6 - выступ в центральной части плитки;

7 - отверстие во внешней поверхности ЛА;

8 - резьбовое отверстие.

Защитная панель 1 состоит из плиток 2, которые крепятся к поверхности 3 аппарата при помощи болтов 4 и шайб 5. Плитки 2 выполнены из жаропрочного сплава и снабжены выступами 6, имеющими овальную форму для исключения поворота в отверстии 7, в которое устанавливается плитка. В выступе 6 выполнено резьбовое отверстие 8, в которое устанавливается болт 4 из жаропрочной стали. На краях плиток 2 выполнены вырезы, при этом плитки соединены между собой внахлест с образованием равных относительному температурному расширению плиток зазоров В между краями плиток и стенками ответных вырезов расположенных рядом плиток.

Защитная панель 1 работает следующим образом. В полете панель воспринимает тепловые нагрузки, при этом тепловое расширение каждой плитки 2 без изменения геометрии обвода летательного аппарата обеспечивается зазорами В.

Предложенное техническое решение позволило упростить конструкцию защитной панели ЛА при одновременном повышении ее надежности.

Защитная панель летательного аппарата, состоящая из плиток, жестко закрепленных на внешней поверхности летательного аппарата, отличающаяся тем, что на каждой плитке выполнены выступ в центральной части и вырезы на краях, плитки соединены между собой внахлест с образованием равных относительному температурному расширению плиток зазоров между краями плиток и стенками ответных вырезов соседних плиток, во внешней поверхности летательного аппарата выполнены отверстия, в которых размещены центральные выступы плиток, при этом плитки выполнены из жаростойкого материала и образуют внешний обвод летательного аппарата.