Движительно-рулевая колонка
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям. Движительно-рулевая колонка состоит из корпуса, привода, трансмиссионного вала, двух соосных валов с гребными винтами. Передача вращающего момента от трансмиссионного вала к соосным валам осуществляется через дифференциальный механизм. Достигается повышение надежности движительно-рулевой колонки. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям, и может быть использовано в пропульсивных системах.
Известны традиционные конструкции пропульсивных систем, в которых движение судну задается с помощью винта, соединенного через валопровод с приводом (1).
Недостатком таких конструкций является плохая маневренность судна.
Частично такого недостатка лишена конструкция пропульсивной системы, в качестве которой выступает движительно-рулевая колонка с одним винтом, имеющая возможность обеспечить маневренность судна за счет возможности поворота колонки и, следовательно, вектора тяги в пределах 360° (2, 3).
Недостатком такой конструкции является малая надежность при работе в тяжелых ледовых условиях.
Частично указанного недостатка лишена конструкция движительно-рулевой колонки с двумя винтами - тянущим и толкающим - закрепленными на одном валу(4, 5).
Недостатком такой конструкции является недостаточная надежность, связанная с взаимозависимостью винтов. Так, при возрастании нагрузки на один из винтов, второй жестко с ним связанный работает неэффективно из-за снижения числа оборотов. При заклинивании одного из винтов перестает вращаться и второй винт.
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение надежности движительно-рулевой колонки. Это достигается тем, что вращение двух винтов, закрепленных на двух соосных валах, осуществляется за счет передачи момента от привода через дифференциальный механизм. Это позволяет автоматически обеспечивать одинаковый момент на валах обоих винтов. В случае возрастания нагрузки на один из винтов и снижения его оборотов второй винт автоматически увеличивает частоту вращения. При стопорении одного из винтов второй увеличивает частоту вращения до максимального значения.
Предлагаемая конструкция представлена на чертеже и состоит из корпуса 1; привода 2; трансмиссионного вала 3; двух соосных валов 4 с тянущим винтом 5 и 6 с толкающим винтом 7; дифференциального механизма 8.
Работа конструкции осуществляется следующим образом. Трансмиссионный вал 3 от привода 2 передает момент одновременно на вал 4 с тянущим винтом 5 и на вал 6 с толкающим винтом 7 через дифференциальный механизм 8, который автоматически обеспечивает равенство моментов на валах. В случае возрастания нагрузки на один из винтов второй увеличивает частоту вращения. При стопорении одного из винтов второй увеличивает частоту вращения до максимально возможной величины. Таким образом, предлагаемая конструкция повышает надежность движительно-рулевой колонки.
Предлагаемое техническое решение является новым: отличие от прототипа - применение дифференциального механизма в передаче привод - трансмиссионный вал - соосные валы гребных винтов повышает надежность движительно-рулевой колонки.
Источники информации
1. Гофман А.Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна. - Л.: Судостроение, 1988. - 360 с.
2. Патент на полезную модель RU 114662.
3. www.schottel.com
4. www.marine-solutions.de
5. www.steerprop.com
Движительно-рулевая колонка, состоящая из корпуса, привода, трансмиссионного вала, двух соосных валов с гребными винтами, отличающаяся тем, что передача вращающего момента от трансмиссионного вала к соосным валам осуществляется через дифференциальный механизм.