Способ создания учебно-методического пособия для проведения нейропсихологической диагностики и занятий по восстановлению нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе исследования и восстановительного обучения больных с нарушениями зрительной памяти. Создают на листах А4 группы предметных однородных изображений, различающихся по внешнему виду, и прозрачные пленки с нанесенным на них непрозрачным фоном таким образом, чтобы каждая пленка содержала в различном количественном сочетании прозрачные области, соответствующие по размеру и местоположению предметным изображениям. При этом листы с предметными изображениями и пленки размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение удобства в пользовании. 6 ил.

Реферат

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе исследования и восстановительного обучения больных с нарушениями зрительной памяти.

В настоящее время восстановление нарушенной зрительной памяти относится к наименее разработанным вопросам теории и практики восстановительного обучения. Имеются лишь общие положения и указания в отношении работы с данным, широко распространенным видом нарушений психической деятельности.

В отличие от восстановления зрительной памяти, способы ее нейропсихологической диагностики более разработаны.

Наиболее распространенным способом диагностики зрительной и пространственной памяти является прием «Запоминания зрительных образов», который включает в себя несколько вариантов проведения эксперимента, общим для которых является предъявление испытуемому на 5-10 секундах нескольких комплектов изображений, размещенных на карточках и различающихся по сложности восприятия. К числу таких изображений относятся геометрические фигуры или реалистические изображения, или контурные фигуры, не имеющие словесного эквивалента, которые наиболее трудны для запоминания, поскольку на них блокируется возможность использования мнемотехники. Карточки с данными изображениями предъявляются случайно и группируются по 6 или 9 изображений. Далее, карточки с изображениями после предъявления убираются или закрываются, и перед испытуемым выкладывается другой больший по составу комплект. В нем необходимо найти фигуры из первого комплекта изображений. Такая процедура повторяется несколько раз (Бизюк А.П. Компедиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие, 2005, СПб.: Речь, с. 279). Недостатком данного способа, основанного на использовании карточек с изображениями, является то, что он неудобен в работе, так как специалисту необходимо каждый раз в ходе обследования выполнять ряд последовательных действий: а) открывать коробку с карточками и вынимать из нее нужное количество определенных карточек; б) раскладывать эти карточки перед больным с целью их запоминания; в) вынимать из коробки еще одну группу карточек; г) смешивать карточки, предъявленные больному для запоминания с новой группой карточек, для узнавания среди них тех, которые он запомнил; д) убирать из данной группы карточек те, которые предъявлялись ранее больному для запоминания; е) после завершения работы собирать использованные карточки и убирать их в коробку. Данные действия повторяются несколько раз в процессе работы с карточками.

В случае, если специалисту необходимо исследовать зрительную память, используя другой стимульный материал, например невербализуемые фигуры, то ему требуется повторять снова всю последовательность действий с карточками. Кроме того недостатком данного способа является и то, что в ходе проведения исследования, специалисту необходимо держать в памяти предъявленные карточки, чтобы контролировать правильность выполнения задания больным.

Другим недостатком данного способа исследования зрительной памяти является то, что специалист вынужден иметь при себе несколько комплектов карточек с различными типами изображений. При этом карточки изготавливаются из плотной бумаги или картона и в совокупности имеют определенный вес и объем, что создает неудобства специалисту при посещении больных в палате или на дому.

Еще одним недостатком данного способа диагностики зрительной памяти, основанном на использовании карточек, является и то, что карточки рано или поздно теряются, в результате чего нарушается комплектность стимульного материала, и набор может стать непригодным для дальнейшего использования.

Комплекты карточек с различными изображениями используются и при проведении занятий по восстановлению нарушенной зрительной памяти. Причем, в отличие от нейропсихологической диагностики, для которой требуется несколько комплектов карточек с различными видами изображений, для проведения полноценного курса восстановления зрительной памяти, длительность которого исчисляется месяцами и даже годами, требуется значительное количество комплектов карточек с изображениями, Это является одной из причин того, что в нейрореабилитационных отделениях неврологических клиник, практически не проводятся занятия по восстановлению нарушенной зрительной памяти.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является созданное учебно-методическое пособие в виде альбома и выполненное в книжном варианте, содержащим обложку и листы со стимульным материалом, среди которого представлены задания для исследования зрительной памяти. Задания в виде изображений различных фруктов и геометрических фигур размещены на листах альбома. При этом часть изображений для запоминания располагается на одном листе, а часть изображений, среди которых располагаются изображения для запоминания, на другом листе альбома. Больному предъявляют лист с изображениями для запоминания на определенное время, после чего этот лист переворачивают или закрывают, а больному предъявляют другой лист, с большим количеством изображений, среди которых ему необходимо найти те, которые он запоминал (Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека, под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко, Киев, Здоров'я, 1980, с. 47-49). Недостатком данного способа является то, что больному для запоминания предъявляют только один комплект изображений, что не позволяет проводить необходимое количество, как обследований, так и занятий по восстановлению зрительной памяти больного. Кроме того, в данном учебно-методическом пособии даны такие изображения, которые могут запоминаться через словесные обозначения, а не только через образ. Это отрицательно влияет на занятия по диагностике и восстановлению зрительной памяти.

Технический результат заявленного нами способа заключается в создании методического пособия простого в изготовлении (формирования заданий из готовых комплектов изображений, напечатанных на стандартном листе А4) и использовании за счет возможности удобного, легкого и длительного формирования большого количества различных заданий по диагностике и восстановлению зрительной памяти, что обеспечивается созданием прозрачных пленок с нанесенным на них непрозрачным фоном и наличием в различном сочетании прозрачных областей, а также подбора и размещения на листах пособия наиболее адекватных изображений (изображений из одной категории, но с различным близким внешним обликом) для эффективного проведения диагностическо-лечебных занятий по восстановлению зрительной памяти.

Технический результат достигается тем, что создание учебно-методического пособия для проведения нейропсихологической диагностики и занятий по восстановлению нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники проводят путем создания на листах А4 групп однородный предметных изображений, различающихся по внешнему виду, и прозрачных пленок с нанесенным на них непрозрачным фоном таким образом, чтобы каждая пленка содержала в различном сочетании прозрачные области, соответствующие по размеру и местоположению предметным изображениям, при этом листы с предметными изображениями и пленки размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания.

Способ создания учебно-методического пособия для проведения нейропсихологической диагностики и занятий по восстановлению нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники иллюстрируется фигурами. На фигуре 1 представлен общий вид учебно-методического пособия для диагностики и восстановления зрительной памяти. На фигурах 2-4 представлены примеры листов пособия с изображениями для запоминания. На фигуре 5 представлен пример листа-фильтра с прозрачными областями. На фигуре 6 - пример наложения листа фильтра на лист с изображениями для запоминания.

Способ осуществляется следующим образом.

Создание учебно-методического пособия проводят (см. фиг. 1) путем закрепления в картонных или пластиковых обложках (1) с помощью разъемных колец (2) прозрачных файлов (3), в одни из которых вставляют листы бумаги формата А4 (4) с изображениями (5), а в другие прозрачные пленки с нанесенным на них непрозрачным фоном (6). При этом белый непрозрачный фон наносят на прозрачные пленки (6) таким образом, чтобы ряд областей оставался прозрачным в количестве от 2 до 8 областей квадратной формы (7) и соответствующие по размеру и местоположению предметным изображениям (5). При этом нанесенные на листы (4) изображения (5) выполнены в виде однородных предметов или животных, но с различным близким обликом, например различные по внешнему виду электрочайники, кошки, собаки и др. Данные изображения обозначаются одним словом, например «собаки», а для зрительного запоминания важен их образ. Это обеспечивает более эффективное развитие именно зрительной памяти, а не словесно-зрительной.

В ходе диагностики или восстановительных занятий специалист накладывает файлы, содержащие листы с прозрачными областями (6) (см. Фиг. 5), на листы (4), содержащие изображения (5) (см. Фиг. 2-4), в результате чего часть изображений (5) закрывают непрозрачным фоном, а другая часть изображений, оказавшихся под прозрачными областями, остается видимой (см. Фиг. 6). Больной запоминает данные изображения. После чего открывает прозрачный файл, содержащий лист с изображениями, расположенными в другом порядке (чтобы исключить возможность запоминания изображений по их пространственному расположению), и среди них больной находит изображения, которые он запомнил. При необходимости специалист может контролировать правильность узнавания больным изображений, глядя в полуоткрытое учебно-методическое пособие, расположенное таким образом, чтобы изображения мог видеть только специалист.

Каждый файл, содержащий прозрачные пленки с нанесенным на них непрозрачным фоном и различным количеством прозрачных областей, может быть наложен на любой файл с листом, содержащим группу изображений, позволяя тем самым формировать из изображений, нанесенных на лист бумаги, необходимые для диагностики или восстановительных занятий с больными комплекты изображений. При этом каждый файл может быть вставлен в разъемные кольца учебно-методического пособия в двух разных положениях, позволяя выделять в прозрачных областях различные группы изображений.

Каждый лист пособия, содержащий изображения, или пленка с прозрачными областями имеют свой номер, позволяющий фиксировать использованные задания в протоколе нейропсихологического обследования или протоколе занятия по восстановительному обучению.

Файл, содержащий прозрачные пленки с нанесенным на них непрозрачным фоном и с прозрачными областями в количестве от 2-х до 4-х, предназначены для использования в работе с больными, имеющими грубые нарушения зрительной памяти, а свыше 4-х, для больных с нарушениями памяти легкой и средней степени.

Работа с учебно-методическим пособием при проведении нейропсихологической диагностики заключается в следующем

В ходе проведения нейропсихологической диагностики, специалист снимает с разъемных колец (2) учебно-методического пособия один или несколько файлов, содержащих прозрачные пленки с нанесенным на них непрозрачным фоном (6) и с необходимым для диагностики количеством прозрачных областей (7), и вставляет пленки (6) перед листами с изображениями (5), так что бы в прозрачных областях были видны изображения (5). Далее, специалист дает больному команду запомнить изображения, и больной в течение определенного времени воспринимает и запоминает изображения. После этого специалист вынимает из пособия и предъявляет больному лист с аналогичными изображениями, размещенными в ином порядке и поворачивает пособие таким образом, чтобы больной не мог видеть лист с изображениями для запоминания. Больной показывает на данном листе те изображения, которые он видел и запомнил. После этого специалист по количеству правильно названных изображений оценивает степень нарушения зрительной памяти данного больного.

Задание может быть повторено и спустя некоторое время с целью выявления степени сохранности долговременной зрительной памяти.

При проведении занятий по восстановлению зрительной памяти специалист действует аналогичным образом, только в ходе узнавания изображений больному могут даваться определенные подсказки, задаваться наводящие вопросы и т.д.

При проведении самостоятельных занятий больной сам накладывает пленки с нанесенным на них непрозрачным фоном и с прозрачными областями (6) на лист, содержащий изображения (5), запоминает их, после чего открывает пособие на странице, где расположен лист с аналогичными изображениями, расположенными в другом порядке, и пытается найти те изображения, которые он запоминал. Далее больной сверяет правильность выполнения задания, сверяя изображения с изображениями на которые наложена пленка с прозрачными областями.

Таким образом, данное учебно-методическое пособие существенно упрощает процедуру проведения нейропсихологического исследования зрительной памяти и проведения занятий по ее восстановлению, позволяя специалисту создавать большое количество разнообразных вариантов заданий для проведения занятий по восстановлению зрительной памяти.

Важное значение имеет и то, что становится возможным легко восстановить любое задание данное больному в ходе процедуры нейропсихологической диагностики или занятия по восстановлению зрительной памяти, используя записанные в протоколы номера заданий. Так, например, если вчера больной запоминал изображения листа №3-1, на который была наложена пленка с прозрачными областями №5, то специалист может предложить больному показать изображения листа №3-2, после чего проверить правильность выполнения задания, наложив пленку с прозрачными областями №5 на лист №3-1.

Таким образом, эффективность предлагаемого учебно-методического пособия заключается:

1) В удобстве проведения нейропсихологической диагностики зрительной памяти за счет возможности формирования для запоминания больным любого количества наборов изображений (от 2-х до 8-ми) из имеющихся в пособии листов с изображениями.

2) В возможности вернуться к любому набору изображений, с которым больной работал ранее.

3) В возможности проведения долгосрочных занятий по восстановлению зрительной памяти за счет использования многочисленных предметных и сюжетных изображений, размещенных на листах пособия.

4) Возможности использования в процессе занятий по восстановлению зрительной памяти рабочего материала, наиболее соответствующего интересам больного изображений однородных предметов, но с различным близким обликом, например различных по внешнему виду автомобилей и других технических устройств для мужчин, однородной посуды, различной по внешнему виду, для женщин и т.п.

5) В широкой сфере практического использования пособия - как в нейропсихологической диагностике, так и в восстановительном обучении.

6) Возможности использования пособия для тренировки и совершенствования зрительной памяти у здоровых людей.

Наряду с листами, содержащими двенадцать изображений для запоминания и пленками с прозрачными областями от 2-х до 8-ми, в практической работе могут использоваться и листы, содержащие другое количество изображений. Так, для работы с больными, имеющими выраженные нарушения зрительной памяти, используются листы, содержащие меньшее количество изображений, в частности шесть крупных изображений, и пленки, содержащие от одной до четырех прозрачных областей.

Для использования в работе со здоровыми людьми, с целью тренировки зрительной памяти, листы данного пособия будут содержать изображения в количестве, превышающем двенадцать, а пленки - более восьми прозрачных областей.

Способ создания учебно-методического пособия для проведения нейропсихологической диагностики и занятий по восстановлению нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники, включающий создание на листах А4 групп однородных предметных изображений, различающихся по внешнему виду, и прозрачных пленок с нанесенным на них непрозрачным фоном таким образом, чтобы каждая пленка содержала в различном количественном сочетании прозрачные области, соответствующие по размеру и местоположению предметным изображениям, при этом листы с предметными изображениями и пленки размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема.