Межотсечная переборка подводного технического средства
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области судостроения и касается конструкции подводных технических средств. Предложена межотсечная переборка подводного технического средства, которая содержит безнаборное полотно, прикрепленное к прочному корпусу и состоящее из внутреннего сферического участка и наружного тороидального участка, причем выпуклость внутреннего и наружного участков полотна переборки направлена в разные стороны. Обеспечивается снижение веса полотна переборки, повышается технологичность ее монтажа в прочном корпусе подводного технического средства. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к подводному судостроению, а более конкретно к конструкции корпуса подводных технических средств.
Известно техническое решение, в котором межотсечная переборка выполнена в виде набора композитных слоев нулевой кривизны, скрепленных связующими прослойками (патент РФ №2458813, В63В 3/13, 2011 г.).
Однако, в связи с тем, что межотсечные переборки кроме функции обеспечения непотопляемости должны обеспечивать и разделение прочного корпуса на противопожарные зоны, в практике подводного кораблестроения нашли применение межотсечные переборки из стального полотна плоской формы, подкрепленного набором (А.А. Правдин «Конструкция подводных лодок», М., Оборонгиз, 1947 г., стр. 124-125), либо стального полотна сферической формы (А.А. Правдин «Конструкция подводных лодок», М., Оборонгиз, 1947 г., стр. 130). В случае использования сферического полотна переборки его радиус r составляет r/R=2…3,
где:
r - радиус полотна переборки,
R - радиус прочного корпуса в районе размещения переборки.
С ростом глубины погружения подводных лодок потребовалось соответственно и увеличивать прочность межотсечных переборок для организации отсеков-убежищ либо зон спасения в случае поступления забортной воды в прочный корпус подводных технических средств.
Недостатком известных плоских или сферических межотсечных переборок является следующее.
В случае плоского полотна переборки - высокий вес переборки, необходимость установки ребер жесткости, которые затрудняют размещение крупногабаритного оборудования в отсеке непосредственно около переборки.
В случае сферического полотна переборки, вес переборки несколько меньше, чем у плоской переборки, однако имеются трудности в изготовлении полотна сферической формы и, главное, расчетное давление такой переборки различается со стороны выпуклости и вогнутости.
Используя известное выражение для определения расчетных напряжений в сферическом полотне
σ=pr/δ,
где:
σ - нормальное напряжение растяжения, кг/см2,
р - давление среды, кг/см2,
r - радиус полотна, см,
δ - толщина полотна, см,
можно получить толщину полотна при заданном значении σт конструкционного материала
δ=pr/σ
Видно, что с ростом радиуса прочного корпуса соответственно растет и толщина полотна переборки, что увеличивает ее вес и усложняет технологию ее производства и монтажа. При этом расчетное давление обеспечивается только со стороны вогнутости полотна.
Известно техническое решение, в котором переборка выполнена в виде безнаборного сферического полотна (А.А. Правдин. «Конструкция подводных лодок», М., Оборонгиз, 1947 г., стр. 130-134, рис. 102, 103), и принятое в качестве прототипа.
Недостатком технического решения, принятого за прототип, является следующее: снижение толщины полотна переборки, следовательно, и веса переборки, возможно за счет уменьшения радиуса полотна переборки. При этом уменьшается угол притыкания полотна переборки и обшивки прочного корпуса подводного технического средства, при угле притыкания около 30° и меньше становится невозможно надежно проварить шов притыкания переборки и прочного корпуса, то есть имеется технологическое ограничение.
Задачей заявляемого изобретения является устранение указанного недостатка, а именно - снижение веса межотсечной переборки при устранении технологических ограничений ее монтажа.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в снижении веса межотсечной переборки при заданном расчетном давлении, рациональном использовании пространства, занимаемого переборкой.
Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежом, где на Рис. 1 показана межотсечная переборка подводного технического средства. Межотсечная переборка установлена в прочном корпусе 1 подводного технического средства и содержит безнаборное полотно, состоящее из внутреннего сферического участка 2 и наружного тороидального участка 3. При этом выпуклость внутреннего и наружного участков направлена в разные стороны.
Предложенное техническое решение обеспечивает достижение заявленной цели - уменьшение веса межотсечной переборки при устранении технологических ограничений при ее монтаже. Благодаря наличию наружного тороидального участка возможно уменьшение радиуса r1 сферического полотна переборки, тороидальный участок радиусом r2 обеспечивает притыкание полотна переборки к обшивке прочного корпуса под углом, близким к нормальному.
Таким образом, представленные описание и чертеж позволяют сделать заключение о том, что заявленная межотсечная переборка обладает новизной, отличаясь от прототипа такими существенными признаками - содержит внутренний сферический и наружный тороидальный участки полотна, при этом выпуклость внутреннего сферического участка полотна обращена в направлении оконечности прочного корпуса подводного технического средства, а выпуклость тороидального участка обращена противоположно этой оконечности, что позволяет выполнить поставленную задачу и сделать вывод о наличии изобретательского уровня и промышленной применимости.
Межотсечная переборка подводного технического средства, содержащая безнаборное полотно, прикрепленное к прочному корпусу, отличающаяся тем, что содержит внутренний сферический и наружный тороидальный участки полотна, при этом выпуклость внутреннего сферического участка полотна обращена в направлении оконечности прочного корпуса подводного технического средства, а выпуклость тороидального участка обращена противоположно этой оконечности.