Способ воздушного охлаждения ротора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
258779
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ к ьвто скомк свидвтвльствтт
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Кл. 46f, 8/01
46f, 4 01
Заявлено 09. к 111.1967 (¹ 1178232/24-6) с присоединением заявки №
Приоритет
МПК F 02с
F 02с
УДК 62-541.45(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Опубликовано ОЗ.Х11.1969. Бюллетень ¹ 1 за 1970
Дата опубликования описания 5Л,1970
Авторы изобретения
E. П, Дыбан, M. В. Страдомский, A. Ф. Колесниченко и Е. A. Зюков
Заявитель
Институт технической теплофизики АН Украинской ССР
СПОСОБ ВОЗДУ1ттИОГО ОХЛАЖДЕНИЯ РОТОРА
Изобретение относится к регулированию в двигателестроении.
Известны способы воздушного охлаждения ротора, например, центростремительной газовой турбины турбонагнетателя системы наддува двигателя внутреннего сгорания при помощи воздуха.
При частых пусках и остановках турбопоршневого двигателя или двигателя внутреннего сгорания и перехода с режима на режим ротор турбины турбокомпрессора подвергается неравномерному во времени нагреву: массивные элементы его прогреваются и остывают медленно, а тонкие элементы — лопатки и периферия диска — быстро.
Это вызывает температурные напряжения в элементах ротора, приводящие к короблению, а в дальнейшем и разрушению его.
В существующих конструкциях систем охлаждения расход охлаждающего воздуха, отбираемого от компрессора турбины в количестве 1 — 2о/о от общего расхода воздуха, потребляемого турбиной, обычно специально не регулируется, а зависит только от режима работы тур бонагнетателя.
При этом в момент набора мощности двигателя, то есть при прогреве ротора, количество охлаждающего воздуха в существующих системах оказывается недостаточным, а при остывании ротора черезмерным для того, чтобы уменьшить интенсивность прогрева и остывания ротора.
Описываемый способ воздушного охлаждения отличается от известных тем, что в тракт охлаждения ротора включают регулятор расхода воздуха, а в качестве импульса для регулирования используют изменение параметров выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, например температуру, давление.
Сущность изобретения поясняется чертежом.
Турбокомпрессор, имеющий рабочие колеса компрессора 1 и турбины 2, предназначен для наддува двигателя внутреннего сгорания >.
Охлаждающий воздух подается к рабочему колесу от центробежного компрессора по тракту охлаждения, на котором установлен регулятор расхода 4, увеличивающий расход охлаждающего воздуха прп резком повышении температуры газа за двигателем внутреннего сгорания и уменьшающий его прп падении температуры газа.
Кроме того, регулятор расхода воздуха мо>кет быть сблокпрован с органами управления турбопоршневого двигателя.
Предмет изобретения
Способ воздушного охлаждения ротора, например, центростремительной газовой турбины турбонагнетателя системы наддува двигателя
30 внутреннего сгорания при помощи воздуха, пс
258779
Составигсль И. Баксиянова
Редактор В. В. Фельдман Тсхред 3. H. Тараненко Корректор Л, И. Гаврилова
Заказ 899)3 Тираж 499 По дписиое
ЦНИИПИ Комитета по делам изобрсгсипй и открытий при Совете Министров СССР
Москва Ж-35, Раушская иаб., д. 4, 5
Типография, пр. Сап;иова, 2 даваемого от турбонагнетателя, отличающийся тем, что, с целью уменьшения температурных напряжений в материале ро ора на переходных режимах и обеспечения повышеш я ресурса турбонагнетателя, в тракт охлаждешгя ротора включают регулятор расхода воздуха, а в качестве импульса для регулирования используют изменение параметров выхлопных газов двигателя внутреннего сгора5 ння, например температуру, давление.