Смазочное устройство зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей зубчатого колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело зубчатого колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле зубчатого колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения зубчатого колеса, укреплено внутреннее кольцо. На торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутренним кольцом на поверхности тела зубчатого колеса укреплена пара кольцевых вставок. Между вставками в поверхности тела зубчатого колеса выполнена вставка, концентрическая относительно зубчатого колеса, по окружности канавки в ее дне выполнен в теле зубчатого колеса ряд сквозных отверстий, снабженных на выходе выливными насадками. Достигается повышение качества смазывания зубчатых передач. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления, расположенными горизонтально и смазываемыми жидкими смазочными материалами методом струйного смазывания.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, осуществляющее смазывание зубчатых колес передачи струйным методом под давлением, которое содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, насос и струйную насадку, расположенную над зоной зацепления парных колес передачи - см., например, Справочник машиностроителя: В 6-ти т., Т. 4, кн. II. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Машгиз, 1963, стр. 746.

Недостаток данной конструкции смазочного устройства состоит в том, что жидкий смазочный материал, наносимый на трущиеся поверхности сопряженных зубчатых колес передачи с внутренним зацеплением, в случае вращения колес в горизонтальной плоскости, попадая на поверхность тела колеса с большим диаметром, внутри которого расположено колесо меньшего диаметра, растекается по поверхности этого тела; используемый смазочный материал также попадает на поверхности венцового колеса зубчатого колеса большего диаметра, затекая на нижние поверхности тела этого колеса; растекшийся смазочный материал активно окисляется окружающим воздухом, запыляется и загрязняется из окружающей среды. Все это приводит к ухудшению эксплуатационных свойств материала и ухудшает качество смазывания.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства зубчатой передачи с колесами, расположенными горизонтально, содержащего форсунку, масляную ванну с жидким смазочным материалом и насос, который забирает смазочный материал и передает его через форсунку на трущиеся поверхности сопряженных зубьев колес передачи, смазочный материал, стекая со смазываемых поверхностей, возвращается обратно в масляную ванну; смазывание осуществляется циркуляционно - см. Старосельский Α.Α., Гаркунов Д.Н. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1967, стр. 267, рис. 162.

Недостаток прототипа - тот же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания зубчатых передач с колесами внутреннего зацепления, расположенными горизонтально.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос и форсунку, расположенную над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления. Зубчатое колесо состоит из ступицы, тела в виде диска, венцового колеса и зубчатого венца с зубьями; между внутренним торцом зубчатого венца и тела колеса расположен технологический зазор. Между ступицей колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения колеса, укреплено кольцо с шириной, превышающей ширину венцового колеса. На торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса; высота этого кольца поверху равна высоте внутреннего кольца. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутреннего кольца на поверхности тела колеса укреплена пара кольцевых вставок, имеющих в своем поперечном сечении вид прямоугольных треугольников, направленных вершинами друг к другу. Между этими кольцами вставками в поверхности тела колеса выполнена канавка, концентрическая относительно колеса. По окружности канавки в ее центре выполнен в теле колеса ряд сквозных отверстий, снабженных на выходе из колеса выливными насадками. Под выливными насадками расположен приемный лоток, концентрический относительно колеса и укрепленный на основании неподвижно в пространстве относительно вращающегося колеса. Дно лотка выполнено наклонным, нижняя часть которого снабжена выливными патрубками, соединенными с входным отверстием насоса.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатой передачи (в сечении) с фрагментом смазочного устройства.

На чертеже показаны: форсунка 1, патрубок 2 форсунки (1), шестерня 3, ступица 4 колеса, тело 5 колеса, венцовое колесо 6, зубчатый венец с зубьями 7, кольцо 8, торец 9 венцового колеса (6), кольцо 10, внутренняя поверхность 11 тела (5) колеса, кольцевые вставки 12 и 13, канавка 14, сквозное отверстие 15, выливная насадка 16, приемный лоток 17, основание 18, дно 19 лотка (17), выливной патрубок 20, соединительная муфта 21; диаметр Дш шестерни (3), диаметр Д1 внутренней окружности венцового колеса (6), высота h1 зубьев (7) зубчатого венца колеса, технологический зазор а, наружный диаметр Д2 кольца (8), зазор Δ1 между шестерней (3) и кольцом (8), высота b кольца (8), превышение h2 колец (8 и 10) над венцовым колесом (6), направление V1 подачи смазочного материала из форсунки (1), направление V2 слива смазочного материала, направление V3 подачи смазочного материала на насос, зазор Δ2 между шестерней (3) и верхом кольцевых вставок (12 и 13).

Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос (не показан) и форсунку 1 с подводящим патрубком 2, расположенную над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни 3 диаметром Дш и зубчатого колеса внутреннего зацепления. Зубчатое колесо состоит из ступицы 4, тела 5 в виде диска, венцового колеса 6 с внутренним диаметром Д1 и зубчатого венца 7 с зубьями высотой h1; между внутренним торцом зубчатого венца и внутренней поверхностью тела колеса расположен технологический зазор а. Между ступицей 4 колеса и окружностью Д2, описываемой в проекции на тело 5 колеса точками вершин зубьев вращающейся парной шестерни 3, с минимальным зазором Δ1 относительно этой окружности, на теле 5 колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения колеса, укреплено кольцо 8 шириной b, превышающей ширину венцового колеса 6 на величину h2. На торце 9 венцового колеса 6, перпендикулярно ему, установлено кольцо 10 с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру Д1 венцового колеса 6; высота кольца 10 равна величине h2. Между внутренними поверхностями венцового колеса 6 и кольца 8 на внутренней поверхности 11 тела 5 колеса укреплена пара кольцевых вставок 12 и 13, имеющих в своем поперечном сечении вид прямоугольных треугольников, направленных своими вершинами друг к другу; между этими вставками в поверхности 11 тела 5 колеса выполнена кольцевая канавка 14, концентрическая относительно колеса; по окружности канавки в ее дне выполнен ряд сквозных отверстий через тело 5 колеса, на выходе снабженных выливными насадками 16; под насадками расположен приемный лоток 17, концентрический относительно колеса и жестко укрепленный на основании 18, неподвижном относительно вращающегося колеса; дно 19 лотка выполнено наклонным; нижняя часть дна лотка снабжена выливными патрубками 20, подсоединенными к лотку муфтами 21 и связанными с входным отверстием насоса. Форсунка 1 укреплена жестко на основании 18, неподвижном относительно вращающегося колеса, а между шестерней 3 и поверхностью 11 колеса выполнен зазор Δ2.

Работает данное смазочное устройство следующим образом.

Зубчатая пара - шестерня 3 и зубчатое колесо внутреннего зацепления смазываются жидким смазочным материалом (V1) посредством форсунки 1, расположенной над зоной их зацепления - насосом через питающий патрубок 2. Зона смазывания ограничена кольцами 8 и 9, которые своими верхними частями расположены выше уровня венцового колеса 6 на величину h2. Кольца 8 и 10, верхние поверхности кольцевых вставок 12 м 13 и профильная поверхность зубчатого венца колеса образуют совместно масляную ванну. Верхняя часть ванны (кольцо 10 и верхняя часть кольца 8) не позволяет смазочному материалу, поступающему в зону смазывания из форсунки 1, попадать на несмазываемые поверхности зубчатого колеса (венцовое колесо и др.). Кольцо 8 не позволяет смазочному материалу растекаться на участки поверхности тела колеса вне зоны смазывания (зоны зацепления шестерни и колеса). Нижняя часть масляной ванны позволяет (за счет наличия уклона кольцевых вставок 12 и 13) собирать смазочный материал, стекший со смазываемых поверхностей и - через отверстия 15 - подавать его (V2) в лоток 17, откуда он по патрубкам 20 поступает (V3) на насос, подающий (V1) смазочный материал на форсунку 1, которая жестко укреплена на неподвижном основании 18 (аналогично лотку 17), а между шестерней 3 и кольцевыми вставками 12 и 13 задается зазор Δ2.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства предотвращает разбрызгивание смазочного материала, позволяет локализовать зону смазывания, снизить загрязнение и окисление смазочного материала и тем самым повысить качество смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с зубчатым колесом внутреннего зацепления, расположенным горизонтально, содержащее насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями, отличающееся тем, что между ступицей зубчатого колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело зубчатого колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле зубчатого колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения зубчатого колеса, укреплено внутреннее кольцо с шириной, превышающей ширину венцового колеса, на торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса, высота упомянутого кольца поверху равна высоте внутреннего кольца, между внутренними поверхностями венцового колеса и внутренним кольцом на поверхности тела зубчатого колеса укреплена пара кольцевых вставок, имеющих в своем поперечном сечении вид прямоугольных треугольников, обращенных вершинами друг к другу, между этими вставками в поверхности тела зубчатого колеса выполнена вставка, концентрическая относительно зубчатого колеса, по окружности канавки в ее дне выполнен в теле зубчатого колеса ряд сквозных отверстий, снабженных на выходе выливными насадками, под насадками расположен приемный лоток, концентрический относительно зубчатого колеса и жестко укрепленный на основании, неподвижном в пространстве относительно вращающегося зубчатого колеса, дно лотка выполнено наклонным, нижняя часть дна лотка снабжена выливными патрубками, соединенными с входным отверстием насоса.