Двухрядный роликовый подшипник качения

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Двухрядный роликовый подшипник качения содержит внутреннее кольцо (4) с двумя цилиндрическими дорожками качения (5), разделенными в центральной части кольца общим буртиком (6), наружное разрезное кольцо (1), снабженное цилиндрическими дорожками качения (2) на его половинах, ограниченными буртиками (3) на их внешних сторонах, тела качения в виде роликов (7). Цилиндрические дорожки качения (5) внутреннего кольца (4) ограничены наружными торцевыми поверхностями подшипника. Концы роликов (7) имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика (7), а дорожки качения (2, 5) имеют профиль, сопрягаемый с профилем роликов (7). Технический результат: повышение допустимой нагрузки в осевом направлении, воспринимаемой подшипником, и уменьшение трудоемкости его изготовления. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известен двухрядный роликовый подшипник качения, содержащий внутреннее разрезное кольцо с цилиндрическими дорожками качения на его половинах, ограниченными буртиками, расположенными по краям дорожек качения, наружное кольцо с двумя цилиндрическими дорожками качения, разделенными в центральной части кольца общим буртиком, тела качения в виде роликов, сепараторы для разделения тел качения. Цилиндрические дорожки качения наружного кольца ограничены наружными торцевыми поверхностями подшипника. В зонах буртик - цилиндрическая дорожка качения колец подшипника выполнены проточки. Устройство может быть снабжено сепараторами для разделения тел качения (Подшипник тип 972000 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://podshipnik-servis.ru (10.02.2015).

Недостатками описанного подшипника являются ограниченная возможность восприятия осевой нагрузки, поскольку проточки, выполненные в зонах буртик - цилиндрическая дорожка качения, снижают допустимую осевую нагрузку, воспринимаемую подшипником, и повышенная трудоемкость изготовления вследствие необходимости введения буртиков у дорожек качения колец подшипника, что способствует его повышенной себестоимости.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и предлагаемому результату (прототипом) является двухрядный роликовый подшипник качения, содержащий внутреннее кольцо с двумя цилиндрическими дорожками качения, разделенными в центральной части кольца общим буртиком и ограниченными буртиками на противоположных сторонах дорожек качения, наружное разрезное кольцо, снабженное цилиндрическими дорожками качения на его половинах, ограниченными буртиками на их внешних сторонах, тела качения в виде роликов. В зоне буртики - цилиндрическая дорожка качения колец подшипника выполнены проточки. Устройство может быть снабжено сепараторами для разделения тел качения. (Подшипник тип 4722000 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://podshipnik-servis.ru (10.02.2015).

Недостатками описанного подшипника являются ограниченная возможность восприятия осевой нагрузки, поскольку проточки, выполненные в зонах буртик - цилиндрическая дорожка качения, снижают допустимую осевую нагрузку, воспринимаемую подшипником, и повышенная трудоемкость изготовления вследствие необходимости введения буртиков у дорожек качения колец подшипника, что способствует его повышенной себестоимости.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышения допустимой нагрузки в осевом направлении, воспринимаемой подшипником, и уменьшения трудоемкости его изготовления.

Для решения поставленной задачи в двухрядном роликовом подшипнике качения, содержащем внутреннее кольцо с двумя цилиндрическими дорожками качения, разделенными в центральной части кольца общим буртиком, наружное разрезное кольцо, снабженное цилиндрическими дорожками качения на его половинах, ограниченными буртиками на их внешних сторонах, тела качения в виде роликов, согласно изобретению цилиндрические дорожки качения внутреннего кольца ограничены наружными торцевыми поверхностями подшипника, концы роликов имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика, а дорожки качения имеют профиль, сопрягаемый с профилем тел качения.

Таким образом, в двухрядном роликовом подшипнике качения благодаря контакту сферических концов ролика с профилем дорожек качения происходит восприятие осевой нагрузки, действующей на вал, а отсутствие необходимости в использовании проточек повышает жесткость колец подшипника в осевом направлении и, как следствие, величину допускаемой осевой силы, воспринимаемой подшипником.

Ограничение цилиндрических дорожек качения внутреннего кольца наружными торцевыми поверхностями подшипника при отсутствии буртиков на противоположных сторонах дорожек качения внутреннего кольца уменьшает трудоемкость изготовления и себестоимость подшипника при сохранении эксплуатационных характеристик последнего.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, на котором изображен двухрядный роликовый подшипник качения, осевой разрез.

Двухрядный роликовый подшипник качения содержит наружное разрезное кольцо 1 с цилиндрическими дорожками качения 2 на его половинах, ограниченными буртиками 3 на внешних сторонах дорожек качения 2, внутреннее кольцо 4 с двумя цилиндрическими дорожками качения 5, разделенными в центральной части кольца 4 общим буртиком 6, тела качения, выполненные в виде роликов 7, имеющих цилиндрическую форму в средней части и сферическую форму на концах, с радиусом сферы, равным радиусу ролика. Профиль дорожек качения выполнен сопрягаемым с профилем роликов 7. Для разделения тел качения в подшипнике установлен сепаратор (на чертеже не показан).

Двухрядный роликовый подшипник качения работает следующим образом.

Предлагаемый двухрядный роликовый подшипник качения, установленный в узле, устройстве, машине, обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении наружного кольца 1 подшипника или внутреннего кольца 4 подшипника тела качения также вращаются, обеспечивая необходимое взаиморасположение наружного кольца 1 и внутреннего кольца 4 подшипника. Благодаря контакту сферических концов роликов 7 с профилем дорожки качения 2 и профилем дорожки качения 5 происходит восприятие осевой нагрузки, действующей на вал.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом позволяет повысить допустимую нагрузку в осевом направлении, воспринимаемую подшипником, и снизить его себестоимость путем уменьшения трудоемкости изготовления.

Двухрядный роликовый подшипник качения, содержащий внутреннее кольцо с двумя цилиндрическими дорожками качения, разделенными в центральной части кольца общим буртиком, наружное разрезное кольцо, снабженное цилиндрическими дорожками качения на его половинах, ограниченными буртиками на их внешних сторонах, тела качения в виде роликов, отличающийся тем, что цилиндрические дорожки качения внутреннего кольца ограничены наружными торцевыми поверхностями подшипника, концы роликов имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика, а дорожки качения имеют профиль, сопрягаемый с профилем тел качения.