Двухрядный роликовый подшипник качения

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Двухрядный роликовый подшипник качения содержит внутреннее кольцо (5) с двумя цилиндрическими дорожками качения (6), разделенными в центральной части кольца общим буртиком (7), и снабженное буртиком (8) на внешней стороне кольца, наружное кольцо (1), выполненное цельным с цилиндрическими дорожками качения (2) и снабженное буртиком (8) на внешней стороне кольца, тела качения в виде роликов (9). Буртик (8), выполненный на внешней стороне внутреннего кольца (5), обращен в противоположную сторону относительно буртика (4), выполненного на внешней стороне наружного кольца (1). Концы роликов (9) имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика (9), а дорожки качения (2, 6) имеют профиль, сопрягаемый с профилем роликов (9). Технический результат: повышение допустимой нагрузки в осевом направлении, воспринимаемой подшипником. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известен двухрядный роликовый подшипник качения, содержащий внутреннее разрезное кольцо с цилиндрическими дорожками качения на его половинах и буртиками, расположенными по краям дорожек качения, наружное кольцо подшипника с двумя цилиндрическими дорожками качения, разделенными в центральной части кольца общим буртиком, тела качения в виде роликов. В зонах буртик - цилиндрическая дорожка качения колец подшипника - выполнены проточки. Устройство может быть снабжено сепараторами для разделения тел качения (Подшипник тип 972000 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://podshipnik-servis.ru (10.02.2015)).

Недостатком описанного подшипника является ограниченная возможность восприятия осевой нагрузки, поскольку проточки, выполненные в зонах буртик - цилиндрическая дорожка качения, снижают допустимую осевую нагрузку, воспринимаемую подшипником.

Наиболее близким к предлагаемым изобретениям по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является двухрядный роликовый подшипник качения, содержащий внутреннее кольцо с двумя цилиндрическими дорожками качения, разделенными в центральной части кольца общим буртиком и снабженными буртиками на внешней стороне кольца, наружное разрезное кольцо, снабженное цилиндрическими дорожками качения на его половинах. В зонах буртик - цилиндрическая дорожка качения колец подшипника - выполнены проточки. Устройство может быть снабжено сепараторами для разделения тел качения (Подшипник тип 4722000 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://podshipnik-servis.ru (10.02.2015)).

Недостатком описанного подшипника является ограниченная возможность восприятия осевой нагрузки, поскольку проточки, выполненные в зонах буртик - цилиндрическая дорожка качения, снижают допустимую осевую нагрузку, воспринимаемую подшипником.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышения допустимой нагрузки в осевом направлении, воспринимаемой подшипником.

Для решения поставленной задачи в двухрядном роликовом подшипнике качения, содержащем внутреннее кольцо с двумя цилиндрическими дорожками качения, разделенными в центральной части кольца общим буртиком, и снабженное буртиком на внешней стороне кольца, наружное кольцо с цилиндрическими дорожками качения, снабженное буртиком на внешней стороне кольца, тела качения в виде роликов, согласно изобретению наружное кольцо подшипника выполнено цельным и снабжено общим буртиком в центральной части данного кольца для разделения его дорожек качения. Буртик, выполненный на внешней стороне внутреннего кольца, обращен в противоположную сторону относительно буртика, выполненного на внешней стороне наружного кольца. Концы роликов имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика, а дорожки качения имеют профиль, сопрягаемый с профилем тел качения.

Таким образом, в двухрядном роликовом подшипнике качения благодаря контакту сферических концов ролика с профилем дорожек качения происходит восприятие существенной осевой нагрузки в одном направлении, действующей на вал, поскольку ее воспринимают одновременно оба ряда тел качения, а отсутствие необходимости в использовании проточек повышает жесткость колец подшипника в осевом направлении по сравнению с прототипом.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, на котором изображен двухрядный роликовый подшипник качения, осевой разрез.

Двухрядный роликовый подшипник качения содержит наружное кольцо 1, выполненное цельным с двумя цилиндрическими дорожками качения 2, и снабжено общим буртиком 3 в центральной части кольца 1 для разделения его дорожек качения и буртиком 4 на внешней стороне одной из дорожек качения 2, внутреннее кольцо 5 с двумя цилиндрическими дорожками качения 6, разделенными в центральной части кольца общим буртиком 7, и снабженное буртиком 8 на внешней стороне внутреннего кольца 5, тела качения, выполненные в виде роликов 9, имеющих цилиндрический профиль в средней части и сферический профиль на концах, с радиусом сферы, равным радиусу цилиндрической части ролика. Профиль дорожек качения выполнен сопрягаемым с профилем роликов 9.

Буртик 8, выполненный на внешней стороне внутреннего кольца 5, обращен в противоположную сторону относительно буртика 4, выполненного на внешней стороне одной из дорожек качения 2 наружного кольца 1.

Для разделения тел качения в подшипнике установлен сепаратор (на чертеже не показан, но возможен и бессепараторный вариант). Выполнение буртиков со сферическим профилем в зоне контакта с телом качения повышает жесткость колец в осевом направлении, что позволяет увеличить грузоподъемность подшипника в этом направлении.

Двухрядный роликовый подшипник качения работает следующим образом.

Предлагаемый роликовый подшипник качения, установленный в узле, устройстве, машине, обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении наружного кольца 1 подшипника или внутреннего кольца 5 подшипника ролики 9 также вращаются, обеспечивая необходимое взаиморасположение наружного кольца 1 и внутреннего кольца 5 подшипника. Благодаря контакту сферических концов роликов 9 с профилем дорожек качения 2 и профилем дорожек качения 6 происходит восприятие осевой нагрузки, действующей на вал.

Таким образом, повышается односторонняя допустимая нагрузка в осевом направлении, воспринимаемая подшипником.

Двухрядный роликовый подшипник качения, содержащий внутреннее кольцо с двумя цилиндрическими дорожками качения, разделенными в центральной части кольца общим буртиком, и снабженное буртиком на внешней стороне кольца, наружное кольцо с цилиндрическими дорожками качения, снабженное буртиком на внешней стороне кольца, тела качения в виде роликов, отличающийся тем, что наружное кольцо подшипника выполнено цельным и снабжено общим буртиком в центральной части данного кольца для разделения его дорожек качения, при этом буртик, выполненный на внешней стороне внутреннего кольца, обращен в противоположную сторону относительно буртика, выполненного на внешней стороне наружного кольца, концы роликов имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика, а дорожки качения имеют профиль, сопрягаемый с профилем тел качения.