Способ и устройство контроля выпуска и уборки шасси самолёта

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к авиации и касается средств контроля выпуска и уборки шасси самолета. Во время контроля выпуска и уборки шасси самолета осуществляют контроль открытия и закрытия створки ниши шасси, шарнирно скрепленной с фюзеляжем, осуществляют контроль срабатывания датчиков открытого и закрытого положений створки. При этом в процессе выпуска и уборки шасси дополнительно осуществляют оперативный контроль перемещения створки ниши шасси в процессе ее закрытия по изменению величины сигнала датчика приближения створки к закрытому положению. Датчик приближения створки ниши шасси к закрытому положению выполнен и установлен с возможностью выдачи сигналов о промежуточных положениях створки в процессе ее перемещения. Достигается повышение безопасности эксплуатации самолета. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 13 ил.

Реферат

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области авиатехники, а более конкретно к средствам контроля выпуска и уборки шасси самолета по положению створки ниши шасси в тех случаях, когда эта створка шарнирно скреплена с фюзеляжем и имеет привод, независимый от привода стойки шасси. Для контроля выпуска и уборки шасси самолета используются известные индукционные датчики приближения.

Уровень техники

Из уровня техники известны средства контроля выпуска и уборки шасси самолета по положению шарнирно скрепленной с фюзеляжем створки ниши шасси, например, из публикаций US 2011024557 А1, МПК В64С 25/10, опубл. 03.02.2011, US 3165745 А, МПК G01C 23/00, опубл. 12.01.1965. Указанные в публикациях средства контроля выпуска и уборки шасси самолета предусматривают контроль срабатывания датчиков открытого и закрытого положений створки ниши шасси.

Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения является устройство контроля выпуска и уборки шасси самолета, известное из публикации патента US 8418958 В2, МПК В64С 25/22, опубл. 21.10.2010, содержащее датчики открытого и закрытого положений створки ниши шасси, шарнирно скрепленной с фюзеляжем. В решении, определенном в качестве наиболее близкого аналога предлагаемого изобретения, осуществляют контроль открытия и закрытия створки ниши шасси, шарнирно скрепленной с фюзеляжем, и осуществляют контроль срабатывания датчиков открытого и закрытого положений названной створки.

К недостаткам наиболее близкого аналога предлагаемого изобретения относится отсутствие оперативного контроля промежуточных положений створки ниши шасси, шарнирно скрепленной посредством петель с фюзеляжем, в процессе выпуска и уборки шасси. В этой связи, ложное срабатывание датчика закрытого положения этой створки может привести, при значительно возросшей при взлете скорости самолета, к срыву открытой створки с петель потоком наружного воздуха. При этом помимо ухудшения аэродинамических характеристик самолета, обусловленных открытой в полете нишей шасси, велика опасность повреждения сорванной створкой наружных элементов конструкции самолета.

Сущность изобретения

Задачей, решаемой заявленным изобретением, является создание оптимальных средств контроля выпуски и уборки шасси самолета, обеспечивающих оперативный контроль промежуточных положений створки ниши шасси, в процессе выпуска и уборки шасси, без ухудшения аэродинамических характеристик самолета.

Поставленная задача решается предлагаемым способом контроля выпуска и уборки шасси самолета, включающим этапы, на которых осуществляют контроль открытия и закрытия створки ниши шасси, шарнирно скрепленной с фюзеляжем, осуществляют контроль срабатывания датчиков открытого и закрытого положений названной створки, при этом в процессе выпуска и уборки шасси дополнительно осуществляют оперативный контроль перемещения створки ниши шасси в процессе ее закрытия по изменению величины сигнала датчика приближения створки к закрытому положению.

Указанный способ реализуется с помощью устройства контроля выпуска и уборки шасси самолета, содержащего датчики открытого и закрытого положений створки ниши шасси, шарнирно скрепленной с фюзеляжем, при этом устройство дополнительно снабжено датчиком приближения створки ниши шасси к закрытому положению, выполненным и установленным с возможностью выдачи сигналов о промежуточных положениях створки в процессе ее перемещения.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение безопасности эксплуатации самолета.

Указанный технический результат обеспечивается за счет надежного контроля перемещения створки ниши шасси, шарнирно скрепленной с фюзеляжем, при выпуске и уборке шасси.

Указанный технический результат достигается предлагаемым способом контроля выпуска и уборки шасси самолета, включающим этапы, на которых осуществляют контроль открытия и закрытия створки ниши шасси, шарнирно скрепленной с фюзеляжем, осуществляют контроль срабатывания датчиков открытого и закрытого положений названной створки, при этом согласно изобретению в процессе выпуска и уборки шасси дополнительно осуществляют оперативный контроль перемещения створки ниши шасси в процессе ее закрытия по изменению величины сигнала датчика приближения створки к закрытому положению.

В варианте реализации заявленного изобретения, в процессе перемещения створки к закрытому положению, выдают сигналы о промежуточных положениях створки в диапазоне от открытого положения створки или положения, соответствующего прекращению сигнала датчика ее открытого положения, до получения сигнала срабатывания замка фиксации створки в закрытом положении.

В частном случае реализации заявленного изобретения, при непоступлении сигналов о промежуточных положениях створки в процессе ее перемещения к закрытому положению, в процессе выпуска или уборки шасси пилоту самолета выдают информационный сигнал об отказе, соответственно, выпуска или уборки шасси.

Кроме того, указанный технический результат достигается предлагаемым устройством контроля выпуска и уборки шасси самолета, содержащим датчики открытого и закрытого положений створки ниши шасси, шарнирно скрепленной с фюзеляжем, при этом согласно изобретению устройство дополнительно снабжено датчиком приближения створки ниши шасси к закрытому положению, выполненным и установленным с возможностью выдачи сигналов о промежуточных положениях створки в процессе ее перемещения.

В варианте реализации заявленного изобретения датчик приближения створки ниши шасси к закрытому положению снабжен мишенью.

В еще одном варианте реализации заявленного изобретения мишень индукционного датчика приближения створки ниши шасси к закрытому положению расположена на замке фиксации створки в закрытом положении.

В другом варианте реализации заявленного изобретения датчик приближения створки ниши шасси к закрытому положению выполнен и установлен с возможностью выдачи сигналов о промежуточных положениях створки в диапазоне от ее открытого положения или положения, соответствующего прекращению сигнала датчика открытого положения створки, до получения сигнала о срабатывании замка фиксации створки в закрытом положении.

В частном случае осуществления заявленного изобретения устройство контроля выпуска и уборки шасси самолета снабжено средством информирования пилота самолета об отказе выпуска или уборки шасси, в связи с отсутствием в процессе ее выпуска или уборки сигналов о промежуточных положениях створки ниши шасси, шарнирно скрепленной с фюзеляжем.

Краткое описание чертежей

Предлагаемое изобретение поясняется конкретными примерами его выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых изображены:

Фиг. 1 - переднее шасси самолета в рабочем положении при закрытых створках, шарнирно скрепленных с фюзеляжем, вид по оси Z.

Фиг. 2 - узел «А» фиг. 1 в увеличенном масштабе.

Фиг. 3 - узел «ВА» фиг. 1 в увеличенном масштабе (изометрия).

Фиг. 4 - узел «ВВ» фиг. 1 в увеличенном масштабе (изометрия).

Фиг. 5 - створки ниши шасси, шарнирно скрепленные с фюзеляжем, в открытом положении, вид по оси X.

Фиг. 6 - основное шасси (одна из опор) в рабочем положении, вид по оси X.

Фиг. 7 - узел «А» фиг. 6 в увеличенном масштабе.

Фиг. 8А - узел «В» фиг. 6 с датчиком открытого положения створки при ее закрытом положении в увеличенном масштабе.

Фиг. 8B - узел «В» фиг. 6 с датчиком открытого положения створки при ее открытом положении в увеличенном масштабе.

Фиг. 9А - узел «В» фиг. 6 с датчиком промежуточных положений створки при ее закрытом положении в увеличенном масштабе (изометрия).

Фиг. 9B - узел «В» фиг. 6 с датчиком промежуточных положений створки при ее открытом положении в увеличенном масштабе.

Фиг. 10А - схема индукционного датчика приближения и его мишени.

Фиг. 10В - график зависимости сигнала датчика от расстояния до мишени.

Раскрытие изобретения

Устройство контроля выпуска и уборки шасси самолета содержит индукционные датчики (1) (см. фиг. 1, 3) или (2) (см. фиг. 8А, 8B) открытого и датчики (3) (см. фиг. 1, 2) или (4) (см. фиг. 6, 7) закрытого положений створки (5) (см. фиг. 1, 3, 4) или (6) (см. фиг. 6, 7, 8) ниши (7) (см. фиг. 1, 5) или (8) (см. фиг. 1, 6) шасси самолета. Створка (5) или (6) шарнирно скреплена с фюзеляжем самолета. Каждый из датчиков (1) или (2), (3) или (4) снабжен мишенью соответственно (9) (см. фиг. 3, 4) или (10) (см. фиг. 8А, 8B) и (11) (см. фиг. 2) или (12) (см. фиг. 7).

Устройство снабжено индукционным датчиком (13) (см. фиг. 1, 3, 4) или (14) (фиг. 9А, 9B) приближения створки соответственно (5) или (6) к закрытому положению. Датчик (13) или (14) выполнен и установлен с возможностью выдачи сигналов о промежуточных положениях створки соответственно (5) или (6). Датчик (13) или (14) снабжен мишенью соответственно (15) (см. фиг. 3, 4) или (16) (см. фиг. 9А, 9B). Мишень (15) или (16) расположена на замке (17) (см. фиг. 2) или (18) (см. фиг. 7) фиксации створки соответственно (5) или (6) в закрытом положении. Мишень (15) или (16) установлена с возможностью выдачи датчиком (13) или (14) сигналов о промежуточных положениях створки соответственно (5) или (6) в диапазоне от ее открытого положения или положения, соответствующего прекращению сигнала датчика (1) или (2) до появления сигнала о срабатывании замка (17) или (18).

Любому из датчиков (1), (2), (3), (4), (13), (14) в зависимости от предназначения конкретного датчика, размера и положения его мишени может соответствовать индукционный датчик промежуточных положений створки (см. фиг. 10А).

Для контроля наличия и сопоставления сигналов датчиков (1) или (2), (3) или (4), (13) или (14), а также для информирования пилота самолета об отказе выпуска или уборки шасси в связи с отсутствием в процессе его выпуска или уборки сигналов о промежуточных положениях створки (5) или (6) предназначено средство системы контроля (на фиг. не показано).

Способ контроля выпуска и уборки шасси самолета включает в себя контроль открытия и закрытия створки (5) или (6). Способ предусматривает контроль срабатывания датчиков (1) или (2) и датчиков (3) или (4).

Поворот створки (5) или (6) осуществляется при помощи привода, соответственно, (21) или (22) независимо от привода, соответственно, (23) или (24) стойки, соответственно, (25) или (26) шасси.

В процессе выпуска шасси из убранного положения в рабочее створку (5) или (6) сначала открывают, а после установки шасси в рабочее положение опять закрывают. В процессе же уборки шасси из рабочего положения в убранное створку (5) или (6) сначала открывают, а после установки шасси в убранное положение опять закрывают.

Когда створка (5) или (6) закрыта, система контроля получает сигнал о ее положении от датчика соответственно (3) или (4). При сходе створки с замка до ее полностью открытого положения мишень (15) или (16) находится в зоне гарантированного наличия сигнала датчика соответственно (13) или (14). Когда створка открыта полностью, мишень попадает в зону гарантированного сигнала датчика. Таким образом, система контроля получает данные о положении створки в любой момент времени, а при полностью открытом положении створки сигналы датчиков дублируются.

Пилоту самолета выдают информационный сигнал об отказе выпуска или уборки шасси в связи с отсутствием в процессе выпуска или уборки шасси сигналов о промежуточных положениях створки (5) или (6).

Повышение безопасности эксплуатации самолета достигается за счет обеспечения надежного контроля выпуска и уборки шасси благодаря наличию дополнительного контроля перемещения и промежуточных положений створки (5) или (6), исключающему риск ложного срабатывания датчика, соответственно.

Промышленная применимость

Изобретение предназначено для использования в авиационной технике для повышения безопасности эксплуатации самолета за счет обеспечения надежного контроля выпуска и уборки шасси при помощи дополнительного контроля перемещения и промежуточных положений створки ниши шасси.

Все технические средства, применение которых предусмотрено изобретением, разрабатываются и выпускаются как отечественными промышленными предприятиями, так и ведущими компаниями зарубежных стран.

Предусмотренное изобретением взаимодействие средств реализуется в известных процессах различного назначения в области авиастроения. В процессе изготовления всех устройств, входящих в устройство контроля выпуска и уборки шасси, может быть использовано типовое, стандартное промышленное оборудование, известные материалы и комплектующие изделия.

1. Способ контроля выпуска и уборки шасси самолета, включающий этапы, на которых: осуществляют контроль открытия и закрытия створки ниши шасси, шарнирно скрепленной с фюзеляжем, осуществляют контроль срабатывания датчиков открытого и закрытого положений названной створки, отличающийся тем, что в процессе выпуска и уборки шасси дополнительно осуществляют оперативный контроль перемещения створки ниши шасси в процессе ее закрытия по изменению величины сигнала датчика приближения створки к закрытому положению.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в процессе перемещения створки к закрытому положению выдают сигналы о промежуточных положениях створки в диапазоне от открытого положения створки или положения, соответствующего прекращению сигнала датчика ее открытого положения, до получения сигнала срабатывания замка фиксации створки в закрытом положении.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что при непоступлении сигналов о промежуточных положениях створки в процессе ее перемещения к закрытому положению, в процессе выпуска или уборки шасси пилоту самолета выдают информационный сигнал об отказе, соответственно, выпуска или уборки шасси.

4. Устройство контроля выпуска и уборки шасси самолета, содержащее датчики открытого и закрытого положений створки ниши шасси, шарнирно скрепленной с фюзеляжем, отличающееся тем, что устройство дополнительно снабжено датчиком приближения створки ниши шасси к закрытому положению, выполненным и установленным с возможностью выдачи сигналов о промежуточных положениях створки в процессе ее перемещения.

5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что датчик приближения створки ниши шасси к закрытому положению снабжен мишенью.

6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что мишень индукционного датчика приближения створки ниши шасси к закрытому положению расположена на замке фиксации створки в закрытом положении.

7. Устройство по п.4, отличающееся тем, что датчик приближения створки ниши шасси к закрытому положению выполнен и установлен с возможностью выдачи сигналов о промежуточных положениях створки в диапазоне от ее открытого положения или положения, соответствующего прекращению сигнала датчика открытого положения створки, до получения сигнала о срабатывании замка фиксации створки в закрытом положении.

8. Устройство по любому из пп.4-7, отличающееся тем, что оно снабжено средством информирования пилота самолета об отказе выпуска или уборки шасси, в связи с отсутствием в процессе ее выпуска или уборки сигналов о промежуточных положениях створки ниши шасси, шарнирно скрепленной с фюзеляжем.