Способ контроля режима работы протекторной защиты стальных корпусов кораблей и судов
Изобретение относится к контролю режима работы систем протекторной защиты стальных корпусов кораблей и судов. Способ контроля режима работы систем протекторной защиты стальных корпусов кораблей и судов включает периодическое измерение потенциала корпуса в контрольных точках по длине корпуса с помощью переносного электроизмерительного прибора и переносного электрода сравнения. Совместно с измерением потенциала корпуса в контрольных точках также измеряют силу тока в измерительной электрической цепи, образованной корпусом судна, электроизмерительным прибором, присоединенным к корпусу, электродом сравнения, подключенным к электроизмерительному прибору, и водой. Затем на основе сравнения с допустимыми значениями, как потенциала корпуса судна, так и измеренной силы тока оценивают состояние протекторов, лакокрасочного покрытия и водонепроницаемости корпуса судна. Технический результат заключается в повышении информативности результатов контроля режима работы систем протекторной защиты стальных корпусов кораблей и судов и уменьшении требуемого количества технических средств контроля, исключение из средств контроля сложного водолазного оборудования.
Реферат
Изобретение относится к способам контроля систем электрохимической защиты стальных корпусов кораблей и судов и может быть использовано при сдаче объекта в эксплуатацию, а также для оперативного контроля режима работы систем электрохимической защиты в процессе их эксплуатации.
Известен способ [1] исследования коррозии внутренних поверхностей трубопроводов и цилиндрических сосудов, который может быть использован для контроля режима работы систем защиты от коррозии стальных корпусов кораблей и судов. Способ включает размещение образца-свидетеля на исследуемой поверхности, выдерживание его в коррозионно-агрессивной среде (морской воде), извлечение и исследование образца-свидетеля.
При использовании данного способа на судах он будет иметь следующие недостатки:
- высокую трудоемкость;
- сложность размещения и извлечения образцов-свидетелей;
- отсутствие оперативной информации о состоянии системы защиты.
Наиболее близким к предлагаемому способу является способ [2, с. 8] контроля режима работы систем протекторной защиты стальных корпусов кораблей и судов, включающий периодическое (1 раз в месяц) измерение потенциала корпуса защищаемого объекта в контрольных точках по длине корпуса с помощью переносного электроизмерительного прибора (милливольтметра) и переносного электрода сравнения (хлорсеребряного электрода сравнения), сравнение результатов измерения потенциала с их допустимыми значениями, а также периодический (1 раз в месяц) визуальный осмотр протекторов и оценивание степени их износа.
Данный способ имеет следующие недостатки:
- использование сложных технических средств, а именно водолазного оборудования;
- низкую информативность, так как контролируется только состояние протекторов и не контролируются другие факторы (свойства морской воды, состояние лакокрасочного покрытия, нарушение водонепроницаемости корпуса судна, действие электрических токов, которые могут обуславливать анодную поляризацию), влияющие на эффективность систем защиты от коррозии стальных корпусов кораблей и судов.
Технический результат изобретения - повышение информативности результатов контроля режима работы систем протекторной защиты стальных корпусов кораблей и судов, уменьшение требуемого количества технических средств контроля.
Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом способе, включающем периодическое измерение потенциала корпуса защищаемого объекта в контрольных точках по длине корпуса с помощью переносного электроизмерительного прибора и переносного электрода сравнения, сравнение результатов измерений с их допустимыми значениями, в контрольных точках, совместно с измерением потенциала измеряют силу тока в электрической измерительной цепи, образованной корпусом судна, электроизмерительным прибором, присоединенным к корпусу, переносным электродом, подключенным к электроизмерительному прибору, и водой, затем на основе сравнения с допустимыми значениями как потенциала корпуса судна, так и измеренной силы тока оценивают состояние протекторов, лакокрасочного покрытия и водонепроницаемости корпуса судна.
Способ осуществляется следующим образом. К корпусу судна присоединяют электроизмерительный прибор, позволяющий измерять величину потенциала и силы тока. К прибору подключают переносной электрод сравнения (хлорсеребряный электрод, графитовый электрод и т.п.), который опускают в контрольной точке через борт в водную среду. С помощью электроизмерительного прибора измеряют потенциал корпуса судна, а также совместно с измерением потенциала корпуса измеряют силу тока в измерительной электрической цепи, образованной корпусом судна, электроизмерительным прибором, присоединенным к корпусу, электродом сравнения, подключенным к электроизмерительному прибору, и водой. Результаты измерений величины потенциала корпуса судна (или корабля) должны находиться в интервале допустимых значений [2]: минус 0,75 В - минус 1,05 В, что свидетельствует о хорошем состоянии протекторов. Оптимальное значение силы тока в измерительной цепи зависит от свойств водной среды. Для прибрежных вод Камчатского региона оптимальное значение силы тока находится в интервале значений 60-66 мА. Если величина силы тока в измерительной цепи находится в этом интервале значений, то это свидетельствует о хорошем состоянии лакокрасочного покрытия и отсутствии негативных факторов, снижающих эффективность защиты стального корпуса корабля или корпуса судна. Контрольные точки, в которых величина силы тока оказалась ниже 60 мА, соответствуют районам корпуса, в которых скорость коррозии превышает нормативное значение. При этом, чем меньше значение силы тока в измерительной цепи, тем выше скорость коррозии корпуса судна. Появление на корпусе районов с повышенной скоростью коррозии (при удовлетворительном состоянии протекторов) обусловлено следующими причинами: нарушением лакокрасочного покрытия, нарушением водонепроницаемости корпуса судна, действием электрических токов, которые вызывают анодную поляризацию.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1. Проводили оперативный контроль режима работы системы протекторной защиты стального корпуса пассажирского судна «Василий Завойко», построенного в 2013 году на Сретенском судостроительном заводе. Судно находилось в эксплуатации 13 месяцев. При проведении контрольных измерений потенциала корпуса судно находилось в стояночном режиме в Авачинской губе. В контрольных точках измеряли потенциал корпуса судна с помощью электроизмерительного прибора (мультиметра) UT203 и переносного хлорсеребряного электрода сравнения. Полученные результаты измерений находятся в интервале значений: минус 0,840 В - минус 0,844 В, что соответствует нормативным требованиям [2] и свидетельствует о хорошем состоянии протекторов. Совместно с измерением потенциала корпуса в тех же контрольных точках измеряли силу тока в измерительной электрической цепи, образованной корпусом судна, электроизмерительным прибором, присоединенным к корпусу, электродом сравнения, подключенным к электроизмерительному прибору, и морской водой. Результаты измерений находятся в интервале значений 62-66 мА, что свидетельствует об оптимальном режиме работы системы протекторной защиты корпуса и отсутствии негативных факторов, вызывающих образование районов интенсивной коррозии корпуса. Визуальный осмотр корпуса подтвердил это заключение: лакокрасочное покрытие судна не повреждено, следы коррозии на корпусе (пятна ржавчины) отсутствуют.
Пример 2. Контролировали режим работы системы протекторной защиты корпуса килекторного судна проекта 141, построенного в 1990 г. на судоверфи г. Росток (ГДР). После последнего докования судна прошло 8 месяцев. Контрольные измерения проводили согласно примеру 1. При этом установили, что значения величины потенциала корпуса судна в контрольных точках значительно различаются между собой и находятся в интервале значений от минус 0,51 В до минус 0,88 В. При этом низкие значения потенциала корпуса соответствуют району кормы судна. По заключению водолаза, участвующего в контрольном осмотре протекторов, их износ находится в пределах допуска [2], так как составляет не более 50%. Согласно нормативным требованиям [2] можно продолжать эксплуатацию протекторной защиты. Следовательно, износ протекторов не является основной причиной нарушения оптимального режима системы защиты корпуса судна от коррозии. Это подтверждают также результаты измерений силы тока в измерительных электрических цепях. Для носовой оконечности корпуса судна значения силы тока находятся в интервале допустимых значений 64,2-76,2 мА. В области кормы значения силы тока находятся в интервале недопустимых значений 37,9-43,8 мА. Это свидетельствует о том, что на протекторную систему защиты корпуса судна в районе кормы негативно влияет определенный фактор. Так как экипаж судна постоянно поддерживает в удовлетворительном состоянии лакокрасочное покрытие корпуса и водонепроницаемость корпуса не нарушена, то причиной снижения эффективности защиты в районе кормы судна является анодная поляризация, обусловленная потенциалом гребных бронзовых винтов. Необходимо направить судно в док для устранения известными способами негативного влияния потенциала гребных винтов на систему защиты корпуса судна.
Пример 3. Выполняли контроль режима работы протекторной системы защиты корпуса рыбопромыслового сейнера «Чарымово» после ремонта этого судна в доке. Во время ремонта судна были заменены протекторы, часть наружной обшивки корпуса судна, выполнена покраска судна. Контрольные измерения проводили согласно примеру 1. При этом были сделаны следующие выводы: протекторы, установленные на судне не эффективны, так как полученные значения потенциала корпуса судна находятся в интервале недопустимых значений от минус 0,65 В до минус 0,71 В. Покраска корпуса судна выполнена качественно, так как в районе от миделя судна до носовой оконечности судна значения силы тока в контрольных измерительных цепях находятся в интервале допустимых значений 60-75 мА. Так как значения силы тока, измеренные в контрольных точках, соответствующих району кормы, находятся в интервале недопустимых значений 15-25 мА, то нами был сделан вывод о том, что в области кормы судна нарушена водонепроницаемость корпуса. Этот вывод затем был подтвержден экипажем судна.
Пример 4. Контролировали режим работы системы протекторной защиты рыбопромыслового судна «Имени 60-летия Октября». Данное судно выведено из эксплуатации и направлено на ремонт в док по требованию Регистра РФ. Контрольные измерения проводили согласно примеру 1. При этом были сделаны следующие выводы: протекторы находятся в неудовлетворительном состоянии, так как величина потенциала корпуса судна в контрольных точках находится в интервале недопустимых значений от минус 0,55 В до минус 0,59 В. Лакокрасочное покрытие судна нарушено, что подтверждается визуальным его осмотром. Идет интенсивная коррозия корпуса судна, так как значения силы тока в контрольных измерительных цепях снизились до аномальных значений от 15 мА до 27 мА. Вследствие интенсивной коррозии корпуса у судна нарушена водонепроницаемость корпуса. Этот вывод подтвердился при внутреннем осмотре судна.
По данным опытной проверки предлагаемый способ контроля режима работы систем протекторной защиты стальных корпусов кораблей и судов по сравнению с прототипом имеет следующие преимущества:
- высокая информативность результатов контрольных измерений;
- уменьшение требуемого количества технических средств контроля;
- отпадает необходимость в использовании сложного водолазного оборудования.
Предлагаемый способ целесообразно использовать на всех кораблях и судах при приемке их в эксплуатацию, после ремонта в доке, во время эксплуатации.
Источники информации
1. Патент RU 2300093 C1, МПК G02N 17/00. Опубликовано: 27.05.2007 г.
2. ГОСТ 9.056-75. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме. М.: Госстандарт, 14 с.
Способ контроля режима работы систем протекторной защиты стальных корпусов кораблей и судов, включающий периодическое измерение потенциала корпуса защищаемого объекта в контрольных точках по длине корпуса с помощью переносного электроизмерительного прибора и переносного электрода сравнения, сравнение результатов измерений с их допустимыми значениями, отличающийся тем, что в контрольных точках совместно с измерением потенциала корпуса судна измеряют силу тока в электрической измерительной цепи, образованной корпусом судна, электроизмерительным прибором, присоединенным к корпусу, переносным электродом, подключенным к электроизмерительному прибору, и водой, затем на основе сравнения с допустимыми значениями как потенциала корпуса судна, так и измеренной силы тока оценивают состояние протекторов, лакокрасочного покрытия и водонепроницаемости корпуса судна.