Способ оценки тревожности у детей

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине, психофизиологическим исследованиям и предназначено для диагностики тревожности у детей. Определяют суммарный показатель уровня постоянных потенциалов (УПП) головного мозга от его лобного, центрального, затылочного, правого и левого височных отделов у детей 7-10 лет. При значениях суммарного УПП, находящихся в пределах 52-76 мВт, считают уровень тревожности ребенка нормальным. При значениях в интервале 77-100 мВт считают уровень тревожности ребенка повышенным. При суммарном значении УПП головного мозга выше 100 мВт, если показатели УПП каждого отдела по возрастной нормативной шкале энергетического состояния головного мозга соответствуют значениям выше среднего, считают уровень тревожности ребенка высоким. Способ обеспечивает объективность, воспроизводимость и точность определения состояния тревожности, а также выделение физиологических маркеров тревожности у детей. 2 табл.

Реферат

Изобретение относится к медицине, в частности к психофизиологическим исследованиям, и предназначено для диагностики тревожности у детей.

Известен способ психодиагностической оценки тревожности младших школьников, включающий тестирование детей, родителей и учителей с помощью факторов, влияющих на общую тревожность: переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями (патент RU 2160047, МПК А61В 5/16, 16.06.2000). Известен также способ многомерной психологической диагностики детской тревожности, заключающийся в предъявлении многошкального опросника, позволяющем многомерно оценить характеристики тревожности у детей и подростков, значимые для медико-психолого-педагогической практики (патент RU 2297180, МПК А61В 5/16, 27.04.2004). Оба способа содержат относительно большой объем заданий (до 100 вопросов) и являются продолжительными по выполнению. Недостатком этих способов является также низкая степень гарантии их объективности и подверженность искажениям: испытуемый может отвечать субъективно, социально приемлемыми вариантами.

Способом, позволяющим повысить достоверность определения состояния тревоги, является метод оценки психического состояния на основе измерения параметров физиологических функций человека: способ оценки эмоциональной устойчивости при помощи регистрации латентного времени сенсомоторной реакции и определении вариабельности сердечного ритма (патент RU 2240038, МПК А61В 5/16, 25.11.2003). Данный метод характеризуется объективностью, точностью и обеспечивают высокую валидность. Однако он ориентирован на обследование взрослого человека и не учитывает возрастных физиологических и психофизиологических особенностей детского организма.

Известен и способ диагностики эмоциональных и поведенческих расстройств у детей по совокупности значимых катамнестических, клинико-психопатологических и иммунологических показателей (патент RU 2305566, МПК А61М 21/00, 14.06.2006). При всех своих достоинствах данный способ является достаточно трудоемким, а возможность его использования ограничена необходимостью обязательной медицинской квалификации экспериментатора.

Наиболее близким аналогом предложенного способа по технической сущности и достигаемому результату является способ определения состояния тревоги человека при помощи регистрации фонового омега-потенциала (патент RU 2177247, МПК А61В 5/04, 14.12.1999). По сравнению со своим прототипом данный способ позволяет более объективно и быстро определять наличие/отсутствие у пациентов состояния тревоги, так как регистрируемые сверхмедленные потенциалы входят в число опорных физиологических показателей функционирования таламической и лимбической системы. Однако из многочисленных характеристик омега-потенциала в данном способе используется только время выхода исходных величин на плато -путем построения линейной шкалы, анализ которой не позволяет учесть естественную вариабельность значений потенциалов, характеризующих функциональное состояние и возрастную изменчивость границ диапазонов. При этом регистрацию величины постоянных потенциалов проводят лишь для области вертекса. Кроме того, данный способ ориентирован на обследование взрослых людей в целях предоперационной оценки их психоэмоционального статуса, отражающего проявления тревожного состояния.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа, повышающего объективность, воспроизводимость, точность определения состояния тревожности и выделение физиологических маркеров тревожности для детского организма.

Поставленная задача решается за счет того, что у детей 7-10 лет определяют суммарные показатели уровня постоянных потенциалов (У 1111) от лобного, центрального, затылочного, правого и левого височных отделов головного мозга и по полученным значениям оценивают уровень тревожности ребенка. Сверхмедленные физиологические процессы, регистрируемые при помощи УПП, входят в число объективных показателей нейроно-глиальной активности таламической и лимбической системы. Это позволило нам использовать их характеристики в качестве маркеров для оценки тревожности у детей с целью своевременного выявления и предупреждения развития у ребенка острых психических нарушений.

Сущность способа заключается в определении у детей суммарного значения уровня постоянных потенциалов головного мозга по совокупности показателей УПП в лобной, височной, затылочной, правой и левой теменной областях. Выбор в качестве основного показателя именно суммарного значения УПП был обусловлен структурно-функциональными особенностями мозговой организации в младшем школьном возрасте. Совершенствование нейронной организации корково-таламических связей, активное формирование механизма межсистемной интеграции головного мозга, обеспечивающего сбалансированность в работе основных интегративных центров, не позволяет использовать показатель УПП отдельно взятой области в качестве объективного диагностического маркера для возрастного диапазона 7-10 лет.

Способ осуществляется следующим образом. У ребенка 7-10 лет оценивают энергетическое состояние головного мозга при помощи регистрации уровня постоянных, монополярно с помощью неполяризуемых хлорсеребряных электродов и усилителя постоянного тока с входным сопротивлением 10 МОм (известным способом, патент RU 2135077, МПК А61В 5/04, 27.08.1999).

Референтный электрод располагают на запястье, активные -вдоль саггитальной линии: в лобном, центральном, затылочном, правом и левом височных отделах. До наложения электродов на голову испытуемого производится их предварительное тестирование в физиологическом растворе, при котором измеряется разность потенциалов и сопротивление между электродами в отсутствии биологического объекта, причем разность потенциалов между электродами не должна превышать 20 мВ, а межэлектродное сопротивление 15-20 кОм (контрольное измерение). Дрейф электродного потенциала не должен превышать 1-2 мВ за 10 минут. Регистрация УПП у испытуемого (экспериментальное измерение) осуществляется через 5-7 минут после наложения на точки отведения электродов с контактными тампонами, смоченными гипертоническим раствором NaCl, благодаря которому происходит снижение кожного сопротивления. Во время экспериментального измерения значения кожного сопротивления в местах отведения УПП не должно превышать 30 кОм. Измерение осуществляется в течение нескольких минут, показатели фиксируют в виде потенциалов милливольтного диапазона для каждой области мозга.

Полученные показатели УПП суммируются и анализируются количественные значения уровня постоянных потенциалов для мозга в целом. Параметры оценки зарегистрированных значений представлены в таблице 1.

Суммарные значения УПП, находящиеся в пределах средних показателей, свидетельствуют о нормальном уровне тревожности ребенка. Показатели УПП, находящиеся в интервале выше среднего, позволяют предполагать повышенную тревожность ребенка. Высокие показатели суммарных значений УПП отражают высокую тревожность ребенка.

В случае регистрации у ребенка высоких суммарных значений УПП полученные показатели каждой области сравниваются с соответствующими значениями нормативной шкалы (известным способом, патент RU 2135077, МПК А61В 5/04, 27.08.1999). При высокой тревожности у детей возрастает активность модулирующей системы мозга за счет нарастания вклада подсистемы непродуктивной активации, связанной с оборонительным поведением и поиском источников тревоги. Поэтому вклад значений потенциалов каждого из пяти регистрируемых отведений в суммарную величину УПП при тревожности будет высоким - показатели тревожных детей по каждому отведению при сравнении их с нормативными значениями не опускаются ниже отметки «умеренно повышенный».

Для определения валидности заявленного способа оценки тревожности были определены показатели общего и латентного времени сложной зрительно-моторной реакции выбора у 160 детей 7-10 лет. Дети были разделены на группы с нормальной (100 человек) и высокой (60 человек) общей тревожностью по результатам опросника, регистрирующего уровень личностной тревожности детей 7-17 лет «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) (патент RU 2297180, МПК А61В 5/16, 27.04.2004). В каждой группе проводили межгрупповые различия исходных показателей методом параметрической статистики, а также использовали корреляционный анализ.

Результаты обработки данных с помощью t-критерия Стьюдента представлены в таблице 2.

Из таблицы видно, что по суммарным значениям УПП головного мозга между детьми обнаруживаются статистически высоко достоверные различия (р<0,001), что свидетельствует об информативности суммарного показателя уровня постоянных потенциалов для определения тревожности у детей.

Но наиболее убедительным аргументом валидности заявленного способа следует считать его корреляцию с опросником «Многомерная оценка детской тревожности». Коэффициент корреляции Спирмена составил 0,748 при р<0,001, что свидетельствует о перспективности патентуемого способа.

Таким образом, заявляемый способ оценки тревожности по суммарным показателям уровня постоянных потенциалов головного мозга может использоваться для объективной диагностики тревожности у детей младшего школьного возраста. Необходимость в совершенствовании подходов к диагностике тревожности у детей обусловлена важностью выявления характера воздействия высокой тревожности на детский организм и своевременного предупреждения возможных негативных последствий такого воздействия. Заявляемый способ расширяет арсенал средств для диагностики тревожности у детей, позволяет сократить время тестирования без заметного утомления испытуемого при повышении точности и объективности оценки тревожности.

Способ оценки тревожности у детей, отличающийся тем, что:- определяют суммарный показатель уровня постоянных потенциалов (УПП) головного мозга от его лобного, центрального, затылочного, правого и левого височных отделов у детей 7-10 лет; и- при значениях суммарного УПП, находящихся в пределах 52-76 мВт, считают уровень тревожности ребенка нормальным,- при значениях в интервале 77-100 мВт считают уровень тревожности ребенка повышенным,- при суммарном значении УПП головного мозга выше 100 мВт, если показатели УПП каждого отдела по возрастной нормативной шкале энергетического состояния головного мозга соответствуют значениям выше среднего, считают уровень тревожности ребенка высоким.