Зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело в виде пары дисков (2) и (3), укрепленных на торцах ступицы, и зубчатый венец. Венец выполнен в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев, укрепленного своими торцами между внутренними торцами дисков (2) и (3). Наружный профиль кольца по высоте h зубьев от окружности (радиусом R1) вершин (4) зубьев до основной окружности (радиусом R2) зубчатого венца - с рабочими участками боковых поверхностей 5 зубьев длиной l - идентичен расчетному профилю зубьев колеса. Участки боковых поверхностей зубьев, от основной окружности до окружности впадин (радиусом R3), выполнены в виде отрезков прямых, ориентированных по радиусам (6) колеса, а участки впадин (8) зубьев выполнены в виде отрезков прямых, соединяющих боковые поверхности (5) отдельных зубьев. Достигается упрощение конструкции. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах.

Известна конструкция зубчатого колеса, содержащего ступицу, тело в виде пары дисков, укрепленных на торцах ступицы, и зубчатый венец с зубьями, укрепленными своими торцами между дисками - см. патент на изобретение РФ №2544469, кл. F16H 55/12, опубл. 20.03.2015 г., БИ №8.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что зубья зубчатого венца выполнены цельными, что часто приводит к неоправданному перерасходу материала, идущего на их изготовление и неоправданному удорожанию изготовления зубчатых колес в целом.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по патенту на изобретение РФ №2548446, кл. F16H 55/12, опубл. 20.04.2015 г., БИ №11. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска и зубчатый венец, выполненный в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев, наружный профиль которого соответствует профилю зубчатого венца, а кольцо одним своим торцом укреплено на торце диска.

Недостаток прототипа состоит в том, что наружный профиль профильного кольца, из которого выполнен зубчатый венец колеса, полностью идентичен расчетному профилю зубчатого венца колеса, в то время как зубья колеса воспринимают и передают рабочие нагрузки, при работе колеса в передаче, только рабочими участками своих боковых поверхностей; остальные участки профилей зубьев, расположенные по высоте зубьев между основной окружностью колеса и окружностью впадин зубьев, в контакте с зубьями сопряженного колеса не участвуют; поэтому выполнять профиль кольца полностью идентичным расчетному профилю зубчатого венца колеса нецелесообразно, т.к. это усложняет изготовление зубчатого венца и колеса в целом.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса и снижение издержек на его изготовление.

Для этого зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде пары дисков, укрепленных на торцах ступицы, и зубчатый венец с зубьями, выполненный в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев, и укрепленных своими торцами между внутренними торцами дисков; причем наружный профиль кольца по высоте зубьев от окружности вершин до основной окружности идентичен расчетному профилю зубьев колеса; участки боковых поверхностей зубьев от основной окружности до окружности впадин выполнены в виде отрезков прямых, ориентированных по радиусам колеса, а участки впадин зубьев выполнены в виде отрезков прямых, соединяющих боковые поверхности соседних зубьев.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которыъм изображены: зубчатое колесо (вид с торца) - фиг. 1 и то же колесо (вид сбоку в сечении, условно показаны два зуба зубчатого венца) - фиг. 2.

На чертеже показаны: ступица 1, тело в виде пары дисков 2 и 3, высота h зубьев, радиус R1 окружности вершин, вершины 4 зубьев, радиус R2 основной окружности, боковые поверхности 5 зубьев, размер l рабочих участков боковых поверхностей зубьев, радиус R3 окружности впадин, радиусы 6 колеса, ось 7 симметрии зуба, участки 8 впадин зубчатого венца, внутренние поверхности 9 боковых сторон зубьев.

Зубчатое колесо содержит ступицу 1, тело в виде пары дисков 2 и 3, укрепленных на торцах ступицы (1), и зубчатый венец с зубьями, выполненный в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев, и укрепленного своими торцами между внутренними торцами дисков 2 и 3; наружный профиль кольца по высоте h зубьев от окружности (радиусом R1) вершин 4 зубьев до основной окружности (радиусом R2) зубчатого венца - с рабочими участками боковых поверхностей 5 зубьев длиной l - идентичен расчетному профилю зубьев колеса; участки боковых поверхностей зубьев от основной окружности до окружности впадин (радиусом R3) выполнен в виде отрезков прямых, ориентированных по радиусам 6 колеса, а участки впадин 8 зубьев выполнены в виде отрезков прямых, соединяющих боковые поверхности (5) соседних зубьев.

При работе данного зубчатого в паре с сопряженным зубчатым в передаче рабочие нагрузки передаются (и воспринимаются) участками боковых поверхностей (размером l) зубьев - рабочими участками этих поверхностей, которые по своему профилю идентичны расчетным профилям зубьев для данного колеса. Остальные участки профиля зубчатого венца, в зацеплении не участвующие, имеют упрощенный профиль, в изготовлении более простой (т.к. он состоит из прямых участков).

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса имеет профиль зубчатого венца, учитывающий участие отдельных его участков в зацеплении с парным колесом в работающей передаче, что позволяет упростить изготовление зубчатого венца, снизить издержки на изготовление его и зубчатого колеса в целом.

Зубчатое колесо, содержащее ступицу, тело в виде пары дисков, укрепленных на торцах ступицы, и зубчатый венец с зубьями, выполненный в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев, и укрепленного своими торцами между внутренними торцами дисков, отличающееся тем, что наружный профиль кольца по высоте зубьев от окружности вершин до основной окружности идентичен расчетному профилю зубьев колеса; участки боковых поверхностей зубьев от основной окружности до окружности впадин выполнены в виде отрезков прямых, ориентированных по радиусам колеса, а участки впадин зубьев выполнены в виде отрезков прямых, соединяющих боковые поверхности соседних зубьев.