Система определения износа устройства регулирования выпуска выхлопного газа
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к системе для определения износа устройства регулирования выпуска выхлопного газа. Система определения износа устройства регулирования выпуска выхлопного газа, включающая в себя: катализатор селективного восстановления NOx, обеспеченный на пути выхлопного газа двигателя внутреннего сгорания и использующий аммиак в качестве восстановителя; блок подачи восстановителя, который подает аммиак или предшественник аммиака в выхлопной газ, текущий в катализатор селективного восстановления NOx, выше по потоку от данного катализатора селективного восстановления NOx; катализатор, обеспеченный ниже по потоку от катализатора селективного восстановления NOx и имеющий окислительную способность; датчик NOx, обеспеченный ниже по потоку от катализатора, имеющего окислительную способность, предназначенный для детектирования NOx в выхлопном газе, вытекающем из катализатора, имеющего окислительную способность, а также детектирования аммиака в выхлопном газе в виде NOx; блок определения износа, который выполняет определение износа катализатора селективного восстановления NOx на основании измеряемой датчиком NOx величины. Система определения износа содержит: блок вычисления выходящего количества, который вычисляет, когда количество аммиака, адсорбированного катализатором селективного восстановления NOx, больше, чем величина равновесной адсорбции, которая представляет собой величину адсорбции аммиака, когда адсорбция аммиака на катализаторе селективного восстановления NOx и выделение аммиака из него находятся в состоянии равновесия, сверх количества аммиака, втекающего в катализатор, имеющий окислительную способность, по меньшей мере одного из значений количества аммиака, вытекающего из катализатора, имеющего окислительную способность, и количества аммиака, превращенного в NOx на катализаторе, имеющем окислительную способность, или суммарной величины обоих значений; блок ограничения определения износа, который, когда величина, вычисленная с помощью блока вычисления выходящего количества, превышает пороговое значение, ограничивает использование измеряемой датчиком NOx величины при определении износа с помощью блока определения износа, или запрещает само определение износа с помощью блока определения износа. Техническим результатом изобретения является увеличение точность определения износа в системе определения износа устройства регулирования выпуска выхлопного газа. 4 з.п. ф-лы, 12 ил.
Реферат
ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ
Настоящее изобретение касается системы для определения износа устройства регулирования выпуска выхлопного газа.
УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Известно устройство регулирования выпуска выхлопного газа, содержащее катализатор селективного восстановления NOx (далее обозначается просто как "катализатор NOx"), чтобы удалять NOx, содержащийся в выхлопном газе, выпускаемом из двигателя внутреннего сгорания, с использованием аммиака в качестве восстановителя. Подающий клапан или подобное устройство, которое подает аммиак или предшественник аммиака (например, мочевину) в выхлопной газ выше по потоку от катализатора NOx, устанавливается в устройстве регулирования выпуска выхлопного газа так, что количество адсорбции аммиака катализатором NOx является подходящим для удаления NOx.
Даже если катализатор NOx является нормальным, количество аммиака, которое может адсорбироваться катализатором NOx, снижается из-за роста температуры катализатора NOx, так что аммиак может вытекать из катализатора NOx. С другой стороны, известна очистка от аммиака, вытекающего из катализатора NOx, путем установки катализатора окисления ниже по потоку от катализатора NOx. Известна технология определения ненормальных условий катализатора NOx или катализатора окисления, основанная на значении датчика NOx ниже по потоку от катализатора окисления, когда катализатор окисления располагают ниже по потоку от катализатора NOx, и количество мочевины, подаваемой в катализатор NOx, увеличивают (см., например, патентную литературу 1). Также известно превращение аммиака в NO на катализаторе проскока аммиака, обеспеченном ниже по потоку от катализатора NOx (см., например, патентную литературу 2). Кроме того, известно превращение аммиака в NO на катализаторе проскока аммиака, обеспеченном ниже по потоку от катализатора NOx, при 400°С или выше (см., например, патентную литературу 3). Кроме того, известно, что, когда превращение аммиака в NO происходит в камере датчика NOx, выходной сигнал датчика увеличивается (см., например, патентную литературу 4).
Когда температура катализатора NOx растет, аммиак может выделяться из катализатора NOx. Такое выделение аммиака может происходить также на нормальном катализаторе NOx, и само по себе выделение не является ненормальным условием для катализатора NOx. Также, в зависимости от температуры катализатора NOx, температуры катализатора окисления и скорости течения выхлопного газа, аммиак, вытекающий из катализатора NOx, может не окисляться катализатором окисления, или аммиак, вытекающий из катализатора NOx, может превращаться в NOx, даже если катализатор окисления является нормальным. Поэтому, даже если катализатор NOx и катализатор окисления являются нормальными, вниз по потоку от катализатора окисления может течь аммиак, или может течь NOx, образовавшийся из аммиака.
При этом датчик NOx также детектирует аммиак, и когда датчик NOx установлен ниже по потоку от катализатора окисления, детектируются NOx и аммиак, вытекающие из катализатора окисления. Таким образом, если степень удаления NOx вычисляют на основании концентрации NOx выше по потоку от катализатора NOx и концентрации NOx ниже по потоку от катализатора окисления, степень удаления NOx получается более низкой из-за аммиака и NOx, вытекающих из катализатора окисления с повышением температуры катализатора NOx. Тогда, если износ устройства регулирования выпуска выхлопного газа определяется на основании степени удаления NOx, существует возможность того, что устройство регулирования выпуска выхлопного газа определяется, как имеющее износ, даже если катализатор NOx и катализатор окисления являются нормальными.
ССЫЛКИ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО УРОВНЯ ТЕХНИКИ
ПАТЕНТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Патентная литература 1: японская публикация патентной заявки № 2009-156159.
Патентная литература 2: японская публикация патентной заявки № 2006-009608.
Патентная литература 3: японская публикация патентной заявки № 2011-196309.
Патентная литература 4: японская публикация патентной заявки № 2009-115032.
СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ, РЕШАЕМЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЕМ
Настоящее изобретение сделано ввиду вышеуказанной проблемы, и его целью является увеличить точность определения износа в системе определения износа устройства регулирования выпуска выхлопного газа, имеющего катализатор селективного восстановления NOx, путем подавления ошибочных определений, когда производят определение износа.
СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Чтобы решить вышеуказанную проблему, настоящее изобретение предлагает систему определения износа устройства регулирования выпуска выхлопного газа, имеющую:
катализатор селективного восстановления NOx, обеспеченный на пути выхлопного газа двигателя внутреннего сгорания и использующий аммиак в качестве восстановителя;
блок подачи восстановителя, который подает аммиак или предшественник аммиака в выхлопной газ, текущий в катализатор селективного восстановления NOx, выше по потоку от катализатора селективного восстановления NOx;
катализатор, обеспеченный ниже по потоку от катализатора селективного восстановления NOx и имеющий окислительную способность;
датчик NOx, обеспеченный ниже по потоку от катализатора, имеющего окислительную способность, предназначенный для детектирования NOx в выхлопном газе, вытекающем из катализатора, имеющего окислительную способность, а также детектирования аммиака в выхлопном газе в виде NOx; и
блок определения износа, который позволяет определять износ катализатора селективного восстановления NOx на основании измеряемой величины датчика NOx,
где данная система определения износа включает в себя:
блок вычисления выходящего количества, который вычисляет, когда количество аммиака, адсорбированного катализатором селективного восстановления NOx, больше, чем величина равновесной адсорбции, которая представляет собой величину адсорбции аммиака, когда адсорбция на катализаторе селективного восстановления NOx и выделение аммиака из него находятся в состоянии равновесия, сверх количества аммиака, втекающего в катализатор, имеющий окислительную способность, по меньшей мере, одного из значений количества аммиака, вытекающего из катализатора, имеющего окислительную способность, и количества аммиака, превращенного в NOx на катализаторе, имеющем окислительную способность, или суммарной величины обоих значений; и
блок ограничения определения износа, который, когда величина, вычисленная с помощью блока вычисления выходящего количества, превышает пороговое значение, ограничивает использование измеряемой датчиком NOx величины при определении износа с помощью блока определения износа, или запрещает само определение износа с помощью блока определения износа.
Блок определения износа выполняет определение износа катализатора NOx, обеспеченного на пути выхлопного газа двигателя внутреннего сгорания. Катализатор NOx адсорбирует аммиак в выхлопном газе и селективно восстанавливает NOx, используя аммиак в качестве восстановителя. Аммиак, использованный катализатором NOx, представляет собой аммиак, поданный в выхлопной газ с помощью блока подачи восстановителя, или предшественник аммиака (например, мочевину). Подаваемый аммиак может подаваться в выхлопной газ в виде водного раствора или в виде газа.
Датчик NOx, предназначенный для детектирования NOx в выхлопном газе, выходящем из катализатора NOx, обеспечен ниже по потоку от катализатора NOx. Датчик NOx представляет собой тип датчика NOx, подверженный, так называемому, влиянию аммиака, и поэтому, если аммиак содержится в выхлопном газе, аммиак также определяется как NOx. Следовательно, величина измерения датчика NOx зависит от NOx и аммиака, содержащихся в выхлопном газе.
В системе определения износа устройства регулирования выпуска выхлопного газа согласно настоящему изобретению определение износа катализатора NOx выполняется с помощью блока определения износа с использованием детектируемой величины датчика NOx. То есть, например, используя величину измерения датчика NOx, а также количество NOx в выхлопном газе, входящем в катализатор NOx, и количество NOx в выхлопном газе, вытекающем из катализатора NOx, можно выполнять определение износа катализатора NOx на основании степени удаления NOx. В общем, когда степень удаления NOx катализатора NOx падает ниже заданной величины, катализатор может определяться как имеющий износ.
В катализаторе NOx количество аммиака, адсорбированного носителем катализатора, и количество аммиака, высвобожденного носителем катализатора, могут постоянно изменяться соответственно окружению (например, температуре катализатора), в котором находится катализатор NOx. Если окружение, в котором находится катализатор NOx, является устойчивым, имеет место состояние, в котором количество аммиака, адсорбированного носителем катализатора, и количество аммиака, высвобожденного носителем катализатора, уравновешены, то есть достигается равновесное состояние. В настоящей заявке величина адсорбции аммиака катализатором NOx в состоянии равновесия в отношении адсорбции аммиака будет называться величиной адсорбционного равновесия. Катализатор NOx демонстрирует параметры (далее называются также "параметры адсорбции"), при которых величина адсорбционного равновесия уменьшается с ростом температуры. Даже если катализатор NOx износился, параметры адсорбции могут быть проверены, хотя степень удаления NOx катализатора NOx является низкой.
Ввиду вышеуказанного, настоящий заявитель обнаружил возможность того, что катализатор NOx, который должен определяться как нормальный, ошибочно определяется как изношенный (ненормальный), когда производят определение износа, используя величину измерения датчика NOx, соответствующую данному катализатору NOx.
Когда температура катализатора NOx возрастает и изменение температуры является относительно быстрым, существует возможность потери равновесного состояния на катализаторе NOx в отношении адсорбции аммиака. Согласно вышеуказанным параметрам адсорбции катализатора NOx, если температура катализатора NOx растет, выделение аммиака из катализатора NOx не остается прежним, и возникает состояние, в котором действительная величина адсорбции аммиака становится больше, чем величина равновесной адсорбции, соответствующая температуре катализатора NOx.
Таким образом, если величина адсорбции аммиака становится избыточной из-за роста температуры катализатора NOx, происходит увеличение количества аммиака, выходящего из катализатора NOx. Этот аммиак может окисляться катализатором, имеющим окислительную способность, но в определенных условиях аммиак может проходить сквозь катализатор, имеющий окислительную способность, без окисления. Кроме того, аммиак может превращаться в NOx с помощью катализатора, имеющего окислительную способность, вытекая из катализатора, имеющего окислительную способность, в виде NOx.
Датчик NOx, расположенный ниже по потоку от катализатора, имеющего окислительную способность, детектирует аммиак и NOx, и, таким образом, детектируемая величина становится больше в зависимости, как описано выше, от аммиака, проходящего через катализатор, имеющий окислительную способность (далее называется "проскок аммиака"), и аммиака, превращенного в NOx на катализаторе, имеющем окислительную способность (далее упоминается как "аммиак, превращенный в NOx").
Тогда, если величина проскока аммиака или количество аммиака, превращенного в NOx, увеличивается, степень удаления NOx на катализаторе NOx, вычисленная на основании величины измерения датчика NOx, очевидно падает. Следовательно, даже если катализатор NOx находится в состоянии, которое должно определяться как нормальное, катализатор NOx может ошибочно определяться как изношенный (ненормальный) из-за видимого падения степени удаления NOx.
Напротив, блок ограничения определения износа ограничивает использование величины измерения датчика NOx или запрещает само определение износа, чтобы подавить ошибочные определения, когда по меньшей мере одна из величины проскока аммиака и количества превращенного в NOx аммиака, или их суммарная величина равна или превышает некоторый порог. Ограничение использования величины измерения датчика NOx включает в себя выполнение определения износа без использования величины измерения датчика NOx и снижение степени влияния данной величины измерения на определение износа, даже если величина измерения датчика NOx используется. Данный порог может быть величиной, при которой точность определения износа становится желаемой точностью, или точность определения износа находится в разрешенном интервале. Пороговая величина может также определяться согласно законам и постановлениям.
Величина проскока аммиака или количество превращенного в NOx аммиака связана с количеством аммиака, выходящего из катализатора NOx и, таким образом, может определяться на основании количества аммиака, выходящего из катализатора NOx. Количество аммиака, выходящего из катализатора NOx, может быть количеством аммиака, выделяющимся из катализатора NOx, когда температура катализатора NOx растет.
Таким образом, путем ограничения использования величины измерения датчика NOx, когда определение износа выполняют с помощью блока определения износа, или путем запрета самого определения износа с помощью блока определения износа, можно предотвращать определение катализатора NOx как изношенного, несмотря на его нормальную работу. Следовательно, точность определения износа катализатора аммиак может быть улучшена.
Также в настоящем изобретении блок вычисления вытекающего количества может вычислять из количества аммиака, поступающего на катализатор, имеющий окислительную способность, по меньшей мере одно из количества аммиака, выходящего из катализатора, имеющего окислительную способность, и количества аммиака, превращенного в NOx на катализаторе, имеющем окислительную способность, или их суммарную величину, на основании температуры катализатора, имеющего окислительную способность, и количества поступающего воздуха для двигателя внутреннего сгорания.
Степень окисления аммиака связана с температурой катализатора, имеющего окислительную способность, и скоростью потока выхлопного газа, проходящего через катализатор, имеющий окислительную способность. Таким образом, отношение величины проскока аммиака к количеству аммиака, поступающему на катализатор, имеющий окислительную способность, и отношение количества превращенного в NOx аммиака к количеству аммиака, поступающему на катализатор, имеющий окислительную способность, связаны с температурой катализатора, имеющего окислительную способность, и количеством поступающего воздуха для двигателя внутреннего сгорания. При этом количество поступающего воздуха для двигателя внутреннего сгорания связано со скоростью потока выхлопного газа, проходящего через катализатор, имеющий окислительную способность. То есть величина проскока аммиака и количество превращенного в NOx аммиака могут быть вычислены на основании температуры катализатора, имеющего окислительную способность, и количества поступающего воздуха для двигателя внутреннего сгорания.
В настоящем изобретении блок определения износа:
может выполнять определение износа путем сравнения степени удаления NOx катализатора селективного восстановления NOx, вычисленной на основании величины измерения датчика NOx, и количества NOx в выхлопном газе, поступающем на катализатор селективного восстановления NOx, с порогом определения, служащим в качестве пороговой величины для определения износа катализатора селективного восстановления NOx; и
может изменять порог определения на основании вычисленной величины с помощью блока вычисления выходящего количества, когда величина, вычисленная с помощью блока вычисления выходящего количества, равняется или меньше некоторой пороговой величины.
Когда величина, вычисленная с помощью блока вычисления выходящего количества, равняется или меньше некоторой пороговой величины, точность определения износа считается высокой, и, таким образом, использование величины измерения датчика NOx не ограничивается при определении износа с помощью блока определения износа, и само определение износа с помощью блока определения износа не запрещается. Даже в таком случае, однако, проскочивший аммиак или превращенный в NOx аммиак может вытекать из катализатора, имеющего окислительную способность, детектируясь датчиком NOx. Хотя количественное изменение величины измерения датчика NOx в этом случае невелико, если порог определения изменяется согласно данному количественному изменению, точность определения износа может быть дополнительно улучшена. То есть величина измерения датчика NOx изменяется соответственно величине проскока аммиака или количеству превращенного в NOx аммиака, и, таким образом, влияние величины проскока аммиака или количества превращенного в NOx аммиака может быть снижено путем изменения порога определения на основании величины, вычисленной с помощью блока вычисления выходящего количества.
В настоящем изобретении система определения износа может дополнительно включать в себя блок вычисления входящего количества, который, когда величина равновесной адсорбции снижается с ростом температуры катализатора селективного восстановления NOx, вычисляет количество аммиака, поступающего на катализатор, имеющий окислительную способность, на основании, по меньшей мере, величины избыточной адсорбции, которая является разницей между величиной действительной адсорбции аммиака катализатором селективного восстановления NOx и величиной равновесной адсорбции.
Величина избыточной адсорбции и количество NOx, выделяющегося из катализатора NOx, коррелируют. Если количество NOx, выделяющегося из катализатора NOx, прямо поступает в катализатор, имеющий окислительную способность, величина избыточной адсорбции и количество NOx, поступающего в катализатор, имеющий окислительную способность, также коррелируют. Из этих корреляций блок вычисления входящего количества может вычислять количество аммиака, поступающего на катализатор, имеющий окислительную способность, на основании величины избыточной адсорбции.
В настоящем изобретении блок вычисления входящего количества может дополнительно вычислять величину избыточной адсорбции на основании по меньшей мере одного из:
количества аммиака, избыточно адсорбированного катализатором селективного восстановления NOx, вызванного избытком восстановителя, подаваемого из блока подачи восстановителя;
количества аммиака, израсходованного больше чем в равновесном состоянии для восстановления NOx катализатором селективного восстановления NOx, происходящего из адсорбции аммиака в большем количестве, чем величина равновесной адсорбции катализатором селективного восстановления NOx; и
величины, вычисленной блоком вычисления входящего количества.
Аммиак, избыточно адсорбированный катализатором NOx, является избыточным аммиаком для аммиака, необходимого для восстановления NOx. Например, больше аммиака, чем количество аммиака, необходимое для восстановления NOx, может подаваться с целью охлаждения блока подачи восстановителя. Даже в таком случае катализатором NOx может адсорбироваться больше аммиака, чем в равновесном состоянии. Тогда количество аммиака, избыточно адсорбированное катализатором NOx, действует в направлении увеличения величины избыточной адсорбции.
С увеличенным количеством аммиака, адсорбированного катализатором NOx, становится легче восстанавливать NOx, и, таким образом, потребление аммиака увеличивается. Это также применимо, когда адсорбируется больше аммиака, чем в равновесном состоянии. Таким образом, когда адсорбируется больше аммиака, чем в равновесном состоянии, потребление аммиака увеличивается по сравнению с равновесным состоянием. Тогда количество аммиака, израсходованного больше, чем в равновесном состоянии, действует в направлении снижения величины избыточной адсорбции.
Величина, вычисленная блоком вычисления входящего количества, может рассматриваться как количество аммиака, выходящего из катализатора NOx. Тогда количество выделения аммиака из катализатора NOx меняется соответственно количеству аммиака, адсорбированного катализатором NOx. То есть с увеличением количества аммиака, адсорбированного катализатором NOx, аммиаку легче выделяться, и, таким образом, количество выделения аммиака увеличивается. С другой стороны, количество аммиака, адсорбированного катализатором NOx, также меняется соответственно количеству выделения аммиака из катализатора NOx. То есть с увеличением количества выделения аммиака из катализатора NOx количество аммиака, адсорбированного катализатором NOx, уменьшается, и, таким образом, величина избыточной адсорбции уменьшается. Следовательно, количество аммиака, адсорбированного катализатором NOx, и количество аммиака, выделившегося из катализатора NOx, влияют друг на друга. Тогда величина, вычисленная блоком вычисления входящего количества, то есть количество аммиака, выделившегося из катализатора NOx, действует в направлении снижения величины избыточной адсорбции.
Как описано выше, количество аммиака, выходящего из катализатора NOx, меняется в зависимости от количества аммиака, избыточно адсорбированного катализатором NOx, большего расхода аммиака, чем в равновесном состоянии, и величина, вычисленная блоком вычисления входящего количества, и, таким образом, величина проскока аммиака и количество превращенного в NOx аммиака также могут меняться. Следовательно, точность определения износа может быть улучшена путем вычисления величины избыточной адсорбции при рассмотрении количества аммиака, избыточно адсорбированного катализатором NOx, большего расхода аммиака, чем в равновесном состоянии, и величины, вычисленной блоком вычисления входящего количества.
При этом большее потребление аммиака, чем в равновесном состоянии, может быть установлено на 0. Когда катализатор NOx является нормальным, степень удаления NOx в равновесном состоянии в отношении адсорбции аммиака составляет, по существу, 100%. Таким образом, степень удаления NOx составляет 100% и мало меняется даже в состоянии, в котором адсорбируется больше аммиака, чем в равновесном состоянии. Поэтому потребление аммиака мало меняется. Следовательно, потребление аммиака, увеличенное от равновесного состояния, может считаться равным 0.
ДЕЙСТВИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Согласно настоящему изобретению точность определения износа в системе определения износа, имеющей катализатор селективного восстановления NOx, может быть увеличена путем подавления ошибочных определений, когда выполняют определение износа.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ
Фиг.1 представляет собой изображение, показывающее схематическую конфигурацию впускной системы и выхлопной системы двигателя внутреннего сгорания согласно одному примеру.
Фиг.2 представляет собой изображение, показывающее соотношение между величиной адсорбции аммиака катализатором NOx и количеством аммиака, поступающим на ASC катализатор.
Фиг.3 представляет собой изображение, показывающее соотношение между температурой катализатора NOx и величиной адсорбции аммиака катализатором NOx.
Фиг.4 представляет собой изображение, показывающее величину адсорбции аммиака катализатором NOx, адсорбционное состояние которого достигает точки Р3 из точки Р1 вследствие быстрого роста температуры катализатора.
Фиг.5 представляет собой изображение, показывающее соотношение между температурой катализатора NOx и количеством выделения аммиака.
Фиг.6 представляет собой изображение, схематично показывающее величину адсорбции аммиака катализатором NOx между временем (t), когда температура катализатора быстро растет, и временем (t+1) последующего цикла рабочего периода.
Фиг.7 представляет собой изображение, показывающее величину адсорбции аммиака, когда температура катализатора быстро растет.
Фиг.8 представляет собой изображение, показывающее соотношение между температурой ASC катализатора и величиной конверсии NOx.
Фиг.9 представляет собой изображение, показывающее соотношение между температурой ASC катализатора и степенью проскока аммиака.
Фиг.10 представляет собой блок-схему, показывающую прохождение определения износа в устройстве регулирования выпуска выхлопного газа согласно примеру 1.
Фиг.11 представляет собой временную диаграмму, показывающую изменения (экспериментальный пример) каждого параметра, касающегося двигателя внутреннего сгорания, когда осуществляют регулирование, показанное на фиг.10.
Фиг.12 представляет собой блок-схему, показывающую прохождение определения износа в устройстве регулирования выпуска выхлопного газа согласно примеру 2.
ВАРИАНТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Далее варианты осуществления настоящего изобретения будут показательно подробно описаны на основании примеров со ссылкой на чертежи. Однако, если не указано особо, размеры, материалы, формы и относительные расположения компонентов, описанные в данных примерах, не предназначены ограничивать объем настоящего изобретения такими примерами.
(Пример 1)
Фиг.1 представляет собой изображение, показывающее схематическую конфигурацию впускной системы и выхлопной системы двигателя внутреннего сгорания согласно настоящему примеру. Двигатель 1 внутреннего сгорания представляет собой дизельный двигатель для движения транспортных средств. Путь 2 выхлопа присоединен к двигателю внутреннего сгорания 1. На пути 2 выхлопа обеспечен катализатор 3 селективного восстановления NOx (далее называется "катализатор 3 NOx"), который селективно восстанавливает NOx в выхлопном газе, используя аммиак в качестве восстановителя, и далее катализатор 4 окисления (далее называется "ASC катализатор 4"), чтобы окислять аммиак, выходящий из катализатора 3 NOx, ниже по потоку от катализатора 3 NOx. В настоящем примере ASC катализатор 4 соответствует катализатору, имеющему окислительную способность в настоящем изобретении. ASC катализатор 4 должен только иметь окислительную способность и может быть другим катализатором, таким как трехмаршрутный катализатор.
Чтобы генерировать аммиак, действующий как восстановитель на катализаторе 3 NOx, водный раствор мочевины, сохраняемый в баке 6 мочевины, добавляют в выхлопной газ через клапан 5 подачи. Подающий клапан 5 в настоящем примере соответствует блоку подачи восстановителя в настоящем изобретении. Кроме того, фильтр мелких частиц для захвата РМ в выхлопном газе может быть обеспечен выше по потоку от катализатора 3 NOx и, дополнительно, катализатор окисления, чтобы окислять заданный компонент (несгоревшее топливо, СО и подобное) в выхлопном газе, может быть обеспечен выше по потоку от него.
Дополнительно, датчик 7 NOx, предназначенный для детектирования NOx в выхлопном газе, поступающем на катализатор 3 NOx, обеспечен выше по потоку от катализатора 3 NOx, и датчик 8 NOx, предназначенный для детектирования NOx в выхлопном газе, выходящем из катализатора 3 NOx, и датчик 9 температуры, чтобы измерять температуру выхлопного газа, обеспечены ниже по потоку от катализатора 3 NOx.
С другой стороны, впускной путь 15 присоединен к двигателю 1 внутреннего сгорания. Измеритель 16 потока воздуха, чтобы измерять скорость впускного потока, обеспечен во впускном пути 15.
Затем двигатель 1 внутреннего сгорания оборудован электронным контрольным блоком (ЭКБ) 20. ЭКБ 20 представляет собой блок, который контролирует состояние работы двигателя 1 внутреннего сгорания, устройство регулирования выпуска выхлопного газа и подобное. В добавление к датчику 7 NOx, датчику 8 NOx, датчику 9 температуры и измерителю 16 потока воздуха, датчик 11 положения коленчатого вала и датчик 12 открытия акселератора электрически присоединены к ЭКБ 20, и величины измерения каждого датчика поступают в ЭКБ 20.
Следовательно, ЭКБ 20 может получать скорость двигателя на основании измерения датчика 11 положения коленчатого вала и рабочего состояния двигателя 1 внутреннего сгорания, такого как нагрузка двигателя, на основании измерения датчика 12 открытия акселератора. В настоящем примере, хотя NOx в выхлопном газе, поступающем на катализатор 3 NOx, может измеряться датчиком 7 NOx, NOx, содержащийся в выхлопном газе, выпускаемом из двигателя 1 внутреннего сгорания (выхлопной газ перед очисткой катализатором 3 NOx и выхлопной газ, поступающий на катализатор 3 NOx), связан с рабочим состоянием двигателя внутреннего сгорания и, таким образом, может также определяться на основании рабочего состояния двигателя 1 внутреннего сгорания. ЭКБ 20 может определять температуры катализатора 3 NOx и ASC катализатора 4 на основании температуры выхлопного газа, измеряемой датчиком 9 температуры или датчиком температуры, обеспеченным выше по потоку от катализатора 3 NOx. Кроме того, ЭКБ 20 может определять скорость потока выхлопного газа на основании количества поступающего воздуха, измеряемого измерителем 16 потока воздуха.
Тогда ЭКБ 20 дает инструкции подающему клапану 5 соответственно концентрации NOx (или количеству NOx), измеренной или вычисленной в выхлопном газе, так что водный раствор мочевины в количестве, необходимом для восстановительного удаления NOx, подается в выхлопной газ. Когда катализатор 3 NOx не находится в активном состоянии, удаление NOx не может эффективно выполняться с использованием водного раствора мочевины, и поэтому водный раствор мочевины подается из подающего клапана 5, только когда определенная температура катализатора 3 NOx равняется или выше, чем заданная температура, при которой данный катализатор является активным.
Далее будет описано определение износа катализатора 3 NOx. При определении износа катализатора 3 NOx, когда степень удаления NOx катализатором 3 NOx падает ниже заданного порога (порог определения), катализатор 3 NOx определяется, как имеющий недостаточную восстановительную способность и, следовательно, находящийся в изношенном состоянии. В настоящем примере ЭКБ 20, который выполняет определение износа катализатора 3 NOx, соответствует блоку определения износа в настоящем изобретении. Степень удаления NOx с помощью катализатора 3 NOx представляет собой отношение количества NOx, удаляемого катализатором 3 NOx, к количеству NOx, поступающему на катализатор 3 NOx, и может выражаться следующей формулой:
Степень удаления NO x = 1-(величина измерения датчика 8 NO x )/(величина измерения датчика 7 NO x ) (формула 1)
Датчик 7 NOx и датчик 8 NOx подвергаются мешающему воздействию аммиака. Таким образом, если выхлопной газ, поступающий в блок измерения каждого из датчиков NOx 7, 8, содержит молекулы аммиака, блок измерения определяет эти молекулы аммиака как NOx. В свете вышеизложенных обстоятельств, датчик 7 NOx расположен выше по потоку от подающего клапана 5, удаленный от него так, чтобы не повергаться воздействию водного раствора мочевины, подаваемого в выхлопной газ из подающего клапана 5.
С другой стороны, датчик 8 NOx подвергается воздействию аммиака, выделенного водным раствором мочевины, поданным из подающего клапана 5, и не удаленного путем окисления на ASC катализаторе 4, не подвергшегося реакции селективного восстановления на катализаторе 3 NOx (далее называется "проскок аммиака"). Датчик 8 NOx также подвергается воздействию аммиака (далее называется "превращенный в NOx аммиак"), выделенного водным раствором мочевины, поданным из подающего клапана 5, и превратившегося в NOx после окисления ASC катализатором 4, не подвергшегося реакции селективного восстановления на катализаторе 3 NOx.
Ввиду вышесказанного, видимая степень удаления NOx, вычисленная на основании измеренных величин датчика 7 NOx и датчика 8 NOx, меньше, чем действительная величина удаления NOx на катализаторе 3 NOx на величину проскока аммиака и величину превращенного в NOx аммиака. То есть видимая степень удаления NOx меньше на следующую долю:
Доля снижения видимой степени удаления NO x = (величина проскока аммиака и количество превращенного в NO x аммиака)/(количество NO x , определенное из измеренной величины датчика 7 NO x ). (Формула 2)
В формуле 2 каждое "количество" может быть "концентрацией".
Таким образом, если проскок аммиака или превращенный в NOx аммиак растет, это влияет на датчик 8 NOx, давая меньшую видимую степень удаления NOx.
Настоящий заявитель обнаружил явление, при котором величина проскока аммиака или количество превращенного в NOx аммиака временно увеличивается в системе определения износа устройства регулирования выпуска выхлопного газа, имеющего вышеуказанные параметры в отношении степени удаления NOx в особом переходном состоянии, в котором меняется рабочее состояние двигателя 1 внутреннего сгорания. Степень удаления NOx, вычисленная на основании измеренной величины датчика 8 NOx, зависит от проскока аммиака или превращенного в NOx аммиака и, таким образом, если величина проскока аммиака или превращенного в NOx аммиака временно увеличивается, видимая степень удаления NOx падает в особом переходном состоянии. В результате, даже если катализатор 3 NOx является нормальным, вычисленная степень удаления NOx может падать ниже порога определения. Следовательно, катализатор 3 NOx, который должен определяться как нормальный, может определяться как находящийся в изношенном состоянии.
Далее особое переходное состояние, которое может вызывать ошибочное определение износа (неверное определение износа), будет описано на основании фиг.2-4. Фиг.2 представляет собой график, показывающий соотношение между величиной адсорбции аммиака катализатором 3 NOx и количеством аммиака, поступающим на ASC катализатор 4. На фиг.2 "величина равновесной адсорбции" означает величину адсорбции аммиака в равновесном состоянии в отношении адсорбции аммиака. Равновесное состояние здесь означает состояние, в котором количество аммиака, адсорбированного носителем катализатора NOx, и количество адсорбированного аммиака, выделившееся из носителя, уравновешены и, очевидно, количество аммиака, адсорбированного носителем, является постоянным. Адсорбция аммиака преобладает в катализаторе 3 NOx, когда величина адсорбции аммиака катализатором 3 NOx меньше, чем величина равновесной адсорбции, а выделение аммиака преобладает в катализаторе 3 NOx, когда величина адсорбции аммиака катализатором 3 NOx больше, чем величина равновесной адсорбции. Если выделение аммиака преобладает в катализаторе 3 NOx, количество аммиака, выходящего из катализатора 3 NOx, увеличивается, и, таким образом, количество аммиака, поступающего на ASC катализатор 4, увеличивается. Это явление становится более интенсивным, когд