Планетарный вариатор

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к планетарным вариаторам. Планетарный вариатор содержит сателлит, выполненный в виде кольца с внутренним и внешним расположением зубьев. Внутренние зубья охватывает своим зацеплением центральное ведущее звено, а внешние зубья находятся во внутреннем зацеплении с ведомой нагрузочной "короной". Достигается упрощение конструкции. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к автотранспорту любого класса и назначения. Известны многочисленные схемы планетарных устройств, используемых в качестве вариаторов. Характерной особенностью этих схем являются сопутствующие устройства в виде сложнейших гидроблоков управления, блокировок "короны", водила и солнечного колеса между собой и на корпус, а также тормозных устройств и пр. Это существенный недостаток (см., например, журнал "Авторевю", №6/264, 2002, стр. 56-57).

Задачей заявляемого технического решения является изыскание планетарного вариатора, полностью свободного от каких бы то ни было дополнительных устройств, но, тем не менее, четко выполняющего свои многорежимные функции без конструктивных и эксплуатационных нареканий.

Решение поставленной задачи достигается тем, что сателлит выполнен в виде кольца с внутренним и внешним расположением зубьев, из которых внутреннее охватывает своим зацеплением центральное ведущее звено, а внешнее находится во внутреннем зацеплении с ведомой нагрузочной "короной".

Новизна изобретения усматривается в увеличении КПД, простоте, универсальности и востребованности.

По данным патентной и научно-технической информации заявленная конструкция не обнаружена, что соответствует изобретательскому уровню.

Промышленная применимость обусловлена решением поставленной задачи и технологичностью изготовления.

На фиг. 1 и фиг. 2 представлена принципиальная схема планетарного вариатора, который устроен следующим образом. Центральное ведущее звено 1 состоит в зубчатом зацеплении с внутренним расположением зубьев сателлита 2, который выполнен в виде кольца. Внешнее расположение зубьев сателлита 2 находится во внутреннем зацеплении с ведомой нагрузочной "короной" 3. В заявленном вариаторе роль водила выполняют: а) "корона", поддерживающая своими зубьями внешнее расположение зубьев сателлита (при его соответствующем диаметре), с одной стороны; б) центральное ведущее звено, поддерживающее внутреннее расположение зубьев сателлита, с другой стороны.

Работает планетарный вариатор следующим образом. При указанных направлениях вращений малейшее торможение нагрузочной "короны" 3 или ее полная остановка вызывают немедленный порыв большего или меньшего встречного перекатывания сателлита 2, сопровождающегося гипоциклоидой как траекторией рабочего взаимодействия сателлита 2 и "короны" 3. Именно контактные участки гипоциклоиды с принудительными внедрением и выходом зубьев сателлита 2 из межзубьев "короны" 3 совпадают с направлением вращения заторможенной "короны" 3. Это и порождает компенсирующий крутящий момент вариатора в связи с временной утратой угловой скорости "короны" 3. При отсутствии сопротивления окружные скорости сателлита 2 и "короны" 3 совпадают. Сателлит 2 при этом транспортирует (буксирует) нагрузочную "корону" 3. Корректировка скорости в большую или меньшую сторону обеспечивается педалью акселератора. Диапазон варьирования - от нуля до максимальной окружной скорости "короны", обеспечивающей максимальную скорость машины.

Для реализации изобретения необходимы станки: зубонарезной обкаточный и долбежный; токарный; сверлильный; шлифовальный.

Безводильный планетарный вариатор, включающий центральное ведущее звено, сателлит и нагрузочную ведомую "корону", отличающийся тем, что сателлит выполнен в виде кольца с внутренним и внешним расположением зубьев, из которых внутреннее охватывает своим зацеплением центральное ведущее звено, а внешнее находится во внутреннем зацеплении с ведомой нагрузочной "короной".