Зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела. В боковых поверхностях зубьев, на участках примыкания этих поверхностей к торцевым накладкам, выполнены канавки. Канавки имеют ширину не меньшую, чем необходимый зазор между торцевыми накладками и торцами зубьев парного колеса передачи. Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела - см., патент на изобретение РФ №2488725, кл. F16H 55/12, опубл. 27.07.2013 г., бюл. №21.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что при работе зубчатого колеса со смазыванием пластичным материалом, этот смазочный материал вытесняется с боковых (рабочих) поверхностей зубьев колеса сопряженными зубьями парного колеса, что ухудшает процесс смазывания этих поверхностей и интенсифицирует процесс их изнашивания.

В качестве прототипа взято зубчатое колесо по А.С. СССР №1523756, кл. F16H 55/12, опубл. 23.11.1989 г., бюл. №43. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела; причем во внутренних поверхностях накладок, прилегающих к доковых поверхностям зубьев, выполнены пазы, примыкающие к этим поверхностям по всей длине этих поверхностей; пазы выполняют функцию смазочных карманов для пластичных смазочных материалов, используемых для смазывания боковых (рабочих) поверхностей зубьев колеса.

Недостаток прототипа состоит в том, что ширина боковых поверхностей зубьев увеличена на размер двух боковых зазоров между внутренними поверхностями торцевых накладок и торцами зубьев парного зубчатого колеса (такое увеличение необходимо для предотвращения заклинивания зубьев парного колеса между торцевыми накладками); а пазы, выполняющие функцию смазочных карманов, откуда происходит подпитывание зоны трения зубьев (их боковых поверхностей) пластичным смазочным материалом, оказываются удаленными от зоны трения зубьев на величину этих технологических зазоров, что затрудняет процесс подпитывания зоны трения пластичным смазочным материалом из этих пазов.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания трущихся поверхностей зубчатого колеса.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела колеса; причем в боковых поверхностях зубьев, на участках примыкания этих поверхностей к торцевым накладкам, выполнены канавки, имеющие ширину, не меньшую, чем величина необходимого зазора между торцевыми накладками и торцами зубьев парного колеса передачи.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: фрагмент зубчатого колеса (вид сбоку в сечении) - фиг. 1; то же (вид с торца в сечении) - фиг. 2.

На чертежах показаны: тело 1 колеса; зубчатый венец с зубьями 2, торцевые накладки 3 и 4, боковые (рабочие) поверхности 5 зубьев, канавки 6, ширина В зубчатого венца, ширина Вр рабочих участков боковых поверхностей зубьев, ширина в канавок, глубина с канавок.

Зубчатое колесо состоит из тела 1 зубчатого венца с зубьями 2 м пары кольцевых накладок 4 и 5 укрепленных на торцах зубьев зубчатого венца и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Вдоль боковых поверхностей 5 зубьев в зубьях 2, на участках примыкания этих поверхностей к торцевым накладкам, выполнены канавки 6 глубиной с и шириной в. Расстояние между канавками равно ширине рабочих участков боковых поверхностей 5 зубьев 2 - Вр.

При работе зубчатого колеса со смазыванием их пластичным смазочным материалом, этот смазочный материал при сопряжении зубьев 2 колеса с зубьями парного зубчатого колеса (боковых поверхностей зубьев обоих колес) вытесняется с этих боковых поверхностей - в зону канавок 6, выполняющих при этом функцию смазочных карманов, откуда идет подпитывание трущихся боковых поверхностей зубьев. Это подпитывание облегчается тем, что канавки (смазочные карманы) примыкают к трущимся рабочим участкам боковых поверхностей 5 (шириной Вр) зубьев 2. Одновременно обеспечивается наличие технологических зазоров между торцевыми накладками колеса и торцами зубьев парного зубчатого колеса. Наличие канавок в теле зубьев не ослабляет прочность зубьев, т.к. зубья усилены торцевыми накладками, соединяющими зубья между собой.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет повысить качество смазывания трущихся поверхностей зубьев колеса - за счет уменьшения расстояния между смазочными карманами (канавками в боковых поверхностях зубьев) и рабочими (трущимися) участками этих боковых поверхностей. Одновременно обеспечивается наличие необходимого зазора между торцевыми накладками колеса и торцевыми поверхностями зубьев парного колеса.

Зубчатое колесо, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела, отличающееся тем, что в боковых поверхностях зубьев, на участках примыкания этих поверхностей к торцевым накладкам, выполнены канавки, имеющие ширину, не меньшую, чем величина необходимого зазора между торцевыми накладками и торцами зубьев парного колеса передачи.