Фрикционная накладка
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к фрикционным накладкам, используемым в узлах, работающих при наличии смазочного материала. Фрикционная накладка выполнена из полимерного фрикционного композита, на рабочей поверхности которой выполнены канавки, имеющие две боковые поверхности и основание. Канавки, расположенные поперечно, имеют трапецеидальную форму, где каждая боковая поверхность канавки и основание образуют угол не менее 91°4'. Достигается повышение стабильности фрикционных характеристик, снижение износа фрикционных элементов, обеспечение лучшей очистки зоны фрикционного контакта от продуктов износа за счет оптимальной формы канавок. 2 ил.
Реферат
Заявляемое изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к фрикционным накладкам, используемым в узлах, работающих при наличии смазочного материала.
Аналогом заявляемого изобретения является фрикционная накладка, выполненная из полимерного фрикционного композита и имеющая канавки (см. Справочник по триботехнике, том 3, Москва: «Машиностроение», 1992, с. 201). Существенные признаки аналога «фрикционная накладка, выполненная из полимерного фрикционного композита и имеющая канавки» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.
Недостатком аналога является то, что форма канавок не обеспечивает условия, необходимые для проникновения смазочного материала и эффективного охлаждения фрикционных элементов.
Прототипом заявляемого изобретения является фрикционная накладка, выполненная из полимерного фрикционного композита, имеющая канавки прямоугольной формы и одинаковой ширины по глубине (см. Фрикционные и уплотнительные изделия и материалы. Каталог-справочник, «ЦНИИТЭ-Нефтехим», М., 1990, с. 73, 74). Существенные признаки прототипа «фрикционная накладка, выполненная из полимерного фрикционного композита, имеющая канавки прямоугольной формы и одинаковой ширины по глубине» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.
Недостатком прототипа является то, что при установке накладок на каркас они принимают форму цилиндрической обечайки, при этом происходит изменение формы канавок из прямоугольных в трапецеидальные с увеличивающейся шириной по глубине, что затрудняет поступление смазочного материала и удаление продуктов износа из зоны фрикционного контакта, тем самым снижается стабильность фрикционных характеристик и повышается износ.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение стабильности фрикционных характеристик, снижение износа фрикционных элементов, обеспечение лучшей очистки зоны фрикционного контакта от продуктов износа за счет оптимальной формы канавок.
Для достижения указанного технического результата в фрикционной накладке, выполненной из полимерного фрикционного композита, на рабочей поверхности выполняются канавки, которые расположены поперечно длине накладки, имеющие трапецеидальную форму, две боковые поверхности и основание, каждая из боковых поверхностей образуют с основанием угол не менее 91°4′, что позволяет при установке накладки на каркас в форме цилиндрической обечайки гарантировать, что ширина поперечных канавок будет одинаковой либо будет уменьшаться по глубине канавки, то есть угол α≥90° (см. фиг. 2).
Существенные признаки заявляемого изобретения «канавки, расположенные поперечно длине накладки, имеют трапецеидальную форму, где каждая боковая поверхность канавки и основание образуют угол не менее 91°4′» являются отличительными от признаков прототипа.
На фиг. 1 представлена фрикционная накладка.
Фрикционная накладка 1 выполнена из полимерного фрикционного композита, на рабочей поверхности 2 выполнены канавки 3 продольно длине накладки и канавки 4 поперечно длине накладки. Канавки имеют две боковые поверхности 5 и основание 6, которые образуют угол не менее 91°4′.
На фиг. 2 представлена фрикционная накладка в форме, которую она принимает при креплении на каркас.
При креплении на каркас фрикционная накладка 1 принимает форму части цилиндрической обечайки. При этом поперечные канавки меняют свою конфигурацию и принимают прямоугольную или трапецеидальную форму с уменьшением ширины по глубине, то есть угол α≥90°.
Конкретным примером заявляемого изобретения является фрикционная накладка для узла вала отбора мощности тракторов МТЗ. В фрикционной накладке до установки на каркас канавки, расположенные поперечно длине накладки, имеют трапецеидальную форму и каждая боковая поверхность и основание образуют угол 92°.
Изготавливаться накладка может известными методами. Из формовочной смеси в пресс-форме формуется лента необходимой длины, ширины и толщины. На одной из поверхностей ленты в процессе формования выполняются поперечные канавки трапецеидальной формы с необходимым углом между боковыми поверхностями и основанием канавки.
Фрикционная накладка, выполненная из полимерного фрикционного композита, на рабочей поверхности которой выполнены канавки, имеющие две боковые поверхности и основание, отличающаяся тем, что канавки, расположенные поперечно длине накладки, имеют трапецеидальную форму, где каждая боковая поверхность канавки и основание образуют угол не менее 91°4′.