Устройство для регулировки расхода воздуха, движущегося в воздушном канале

Иллюстрации

Показать все

Настоящее изобретение относится к устройству для регулирования расхода воздуха, движущегося в воздушном канале. Оно содержит: трубчатый корпус, вытянутый вдоль оси и выполненный с возможностью соединения по текучей среде с воздушным каналом; створку, вытянутую внутри корпуса и установленную с возможностью поворота вокруг оси, проходящей поперечно оси корпуса, для того, чтобы занимать множество положений, соответствующих множеству поперечных сечений воздуховода; обод, установленный с возможностью поворота на конце корпуса вокруг оси упомянутого корпуса; причем каждая створка оснащена охватываемым приводным средством, а обод оснащен охватывающим приводным средством, или наоборот, причем охватываемое приводное средство и охватывающее приводное средство расположены так, что при повороте обода на корпусе охватываемое приводное средство взаимодействует с охватывающим приводным средством для изменения положения каждой створки и, соответственно, поперечного сечения для прохождения воздушного потока. Это позволяет упростить устройство для регулирование расхода воздуха. 10 з.п. ф-лы, 11 ил.

Реферат

Настоящее изобретение относится к устройству для регулирования расхода воздуха, движущегося в воздушном канале.

Такие устройства применяют, в частности, в системах контролируемой механической вентиляции и кондиционирования воздуха в помещении.

На фиг. 1 показано известное из уровня техники устройство 1 для регулирования расхода воздуха, движущегося в воздушном канале.

Данное устройство 1 содержит трубчатый корпус 2, выполненный с возможностью расположения целиком внутри воздушного канала.

Устройство 1 также содержит уплотнение 4, установленное на корпусе 2 и обеспечивающее герметичность между корпусом 2 и воздушным каналом.

Кроме того, устройство 1 оснащено створками 6, выполненными с возможностью занимать в корпусе 2 множество положений, соответствующих множеству поперечных сечений воздуховода. Для этого в корпусе 2 выполнены пазы 8, а створки 6 имеют ребра ответной формы, расположенные таким образом, чтобы скользить в упомянутых пазах 8.

Наконец, устройство 1 содержит гибкую камеру 10, выполненную с возможностью надуваться или сдуваться в зависимости от разности давлений между передним и задним концами корпуса 2.

Если монтажнику необходимо отрегулировать расход воздуха, движущегося в воздушном канале, то он извлекает створки 6 из корпуса 2 за счет осевого скольжения ребер в пазах 8, затем перемещает створки 6 в радиальном направлении и, наконец, снова вводит створки 6 в корпус 2 за счет осевого скольжения ребер в пазах 8.

Таким образом, регулирование расхода воздуха, движущегося в воздушном канале, осуществить довольно сложно.

Задача настоящего изобретения заключается в том, чтобы устранить упомянутый недостаток.

Настоящее изобретение относится к устройству для регулирования расхода воздуха, движущегося в воздушном канале. Упомянутое устройство характеризуется тем, что содержит:

- трубчатый корпус, вытянутый вдоль оси и выполненный с возможностью соединения по текучей среде с воздушным каналом;

- по меньшей мере одну створку, расположенную внутри корпуса и установленную с возможностью поворота вокруг оси, проходящей поперечно оси корпуса, для того, чтобы занимать множество положений, соответствующих множеству поперечных сечений воздуховода;

обод, установленный с возможностью поворота на конце корпуса вокруг оси упомянутого корпуса;

причем каждая створка оснащена охватываемым приводным средством, а обод оснащен охватывающим приводным средством, или наоборот,

причем охватываемое приводное средство и охватывающее приводное средство расположены так, что при повороте обода на корпусе охватываемое приводное средство взаимодействует с охватывающим приводным средством для изменения положения каждой створки и, соответственно, поперечного сечения воздуховода.

Каждая створка, например, оснащена охватываемым приводным средством, а обод оснащен охватывающим приводным средством.

В данном описании под выражением «ось, проходящая поперечно оси корпуса» следует понимать ось, лежащую в плоскости, проходящей поперечно оси корпуса.

Когда монтажнику требуется предварительно отрегулировать или настроить расход воздуха, движущегося в воздушном канале, оснащенном предлагаемым устройством, он просто приводит обод во вращение относительно корпуса. В ответ на это охватываемое и охватывающее приводные средства приходят во взаимодействие, смещая при этом каждую створку внутрь корпуса с тем, чтобы уменьшить или увеличить поперечное сечения воздуховода.

В результате упрощается процесс регулирования воздуха, движущегося в воздушном канале.

В соответствии с одним из вариантов осуществления настоящего изобретения ось поворота каждой створки проходит у переднего конца корпуса в направлении воздушного потока, а охватываемое и охватывающее приводные средства расположены у заднего конца корпуса.

Охватываемое приводное средство предпочтительно содержит штифт, а охватывающее приводное средство предпочтительно содержит лапку, расположенную в плоскости, проходящей поперечно оси корпуса, причем в упомянутой лапке предусмотрена С-образная прорезь, выполненная с возможностью вмещения упомянутого штифта.

Благодаря такой компоновке удается преобразовать поворот обода относительно корпуса вокруг оси упомянутого корпуса в поворот створки внутри корпуса вокруг ее оси поворота.

Упомянутая прорезь предпочтительно имеет две концевые части, форма которых обеспечивает возможность вставки и фиксации штифта.

Такая компоновка позволяет устанавливать створку в два предварительно заданных положения относительно корпуса и обеспечивать ее удержание на месте.

В соответствии с одним из предпочтительных вариантов осуществления настоящего изобретения каждая створка сформована за одно целое с корпусом, причем каждая створка имеет участок утончения материала, задающий ось поворота упомянутой створки.

В данном случае изготовление каждой створки и корпуса осуществляют совместно методом формования. При этом уменьшается количество составных элементов устройства и облегчается процесс сборки устройства.

В соответствии с одним из вариантов осуществления настоящего изобретения корпус имеет охватываемый защелкивающий элемент, а обод имеет охватывающий защелкивающий элемент, или наоборот, причем охватываемый и охватывающий защелкивающие элементы конфигурированы, чтобы препятствовать осевому поступательному перемещению обода на корпусе, а также обеспечить возможность поворота обода на корпусе.

Использование охватываемого и охватывающего защелкивающих элементов позволяет облегчить выполнение поочередных операций сборки и разборки обода и корпуса.

Упомянутый обод предпочтительно имеет желобчатую наружную поверхность.

Такое исполнение обода позволяет облегчить захват обода и приведение его во вращение.

Наружный диаметр обода предпочтительно по существу равен наружному диаметру корпуса, а внутренний диаметр предпочтительно по существу равен внутреннему диаметру корпуса.

Благодаря этому обеспечена возможность вставки устройства целиком в воздушный канал, внутренний диаметр которого по существу равен наружному диаметру корпуса и обода.

Наконец, согласно еще одному предпочтительному варианту осуществления настоящего изобретения устройство содержит гибкую камеру, выполненную с возможностью надуваться или сдуваться в зависимости от разности давлений между передним и задним концами корпуса.

Такая гибкая камера позволяет регулировать расход воздуха, движущегося в воздушном канале, в пределах заданного значения вне зависимости от возмущений воздушного потока, происходящих в воздушном канале.

Настоящее изобретение станет более понятным при прочтении нижеследующего описания, приведенного со ссылками на прилагаемые схематические чертежи, которые иллюстрируют в качестве примера предлагаемое устройство для регулирования расхода воздуха, движущегося в воздушном канале.

На фиг. 1 в аксонометрии на виде спереди в три четверти показано известное из уровня техники устройство.

На фиг. 2 в аксонометрии на виде спереди в три четверти показано предлагаемое устройство.

На фиг. 3 частично в аксонометрии показано устройство с фиг. 2 с пространственным разделением деталей.

На фиг. 4 на виде сверху показано устройство с фиг. 2, причем створки показаны в разведенном положении.

На фиг. 5 на виде сверху показано устройство с фиг. 2, причем створки показаны в промежуточном положении.

На фиг. 6 на виде сверху показано устройство с фиг. 2, причем створки показаны в сведенном положении.

На фиг. 7 на виде сзади в три четверти показано устройство с фиг. 2.

На фиг. 8 на виде снизу показано устройство с фиг. 2.

На фиг. 9 в продольном разрезе по линии А-А показано устройство с фиг. 2.

На фиг. 10 в поперечном разрезе по линии В-В показано устройство с фиг. 2.

На фиг. 11 в аксонометрии с пространственным разделением деталей показан элемент, регулирующий расход воздуха и предусмотренный в устройстве с фиг. 2.

На фиг. 2-10 показано устройство 20 для регулирования расхода воздуха, движущегося в воздушном канале (не показан).

Устройство 20 содержит трубчатый корпус 22, вытянутый вдоль оси 24. Корпус 22 выполнен с возможностью соединения по текучей среде с упомянутым воздушным каналом. Для этого корпус 22 может быть, например, частично или полностью вставлен внутрь воздушного канала.

Корпус 22 имеет передний конец 22а и задний конец 22b.

Корпус 22 оснащен охватываемым защелкивающим элементом 26 (показан на фиг. 3 и 9), расположенным на заднем конце 22b корпуса. В данном случае охватываемый защелкивающий элемент 26 выполнен в виде кольцевого выступа.

Устройство 20 содержит две створки 28, расположенные внутри корпуса 2 и установленные с возможностью поворота вокруг осей 30 для того, чтобы занимать: разведенное положение (показано на фиг. 4); промежуточное положение (показано на фиг. 5); и сведенное положение (показано на фиг. 6).

Створки 28 сформованы за одно целое с корпусом 22 и имеют участки утончения материала (показаны на фиг. 9), задающие оси 30. Упомянутые оси 30 проходят у переднего конца 22а корпуса 22 поперечно оси 24.

Створки 28 оснащены штифтами 32, которые образуют охватываемые приводные средства. Штифты 32 расположены у заднего конца 22b корпуса.

Устройство 20 содержит обод 34, установленный с возможностью поворота на заднем конце 22b корпуса 22 вокруг оси 24.

Наружный диаметр обода 34 по существу равен наружному диаметру корпуса 22, а внутренний диаметр по существу равен внутреннему диаметру корпуса 22. Обод 34 имеет желобчатую наружную поверхность.

Обод 34 имеет лапки 36, в которых выполнены С-образные прорези 38, образующие охватывающие приводные средства.

Лапки 36 расположены у заднего конца 22а корпуса в плоскости, проходящей поперечно оси 24.

Упомянутые прорези 38 выполнены с возможностью вставки в них штифтов 32. В частности, ширина прорезей 38 немного больше ширины штифтов 32, благодаря чему обеспечена возможность скольжения штифтов 32 в прорезях 38 во время поворота створок 28 вокруг осей 30.

Прорези 38 имеют две концевые части 38а, 38b (см. фиг. 4-6), форма которых обеспечивает возможность вставки и фиксации штифтов 32 в упомянутых прорезях.

Обод 34 оснащен охватывающим защелкивающим элементом 40 (см. фиг. 9). В данном случае охватывающий защелкивающий элемент 40 выполнен в виде кольцевого паза.

Охватываемый 26 и охватывающий 40 защелкивающие элементы конфигурированы, чтобы препятствовать осевому поступательному перемещению обода 34 на корпусе 22 и обеспечить возможность поворота обода 34 на корпусе 22.

Кроме того, устройство 20 содержит регулирующий элемент 42, обеспечивающий регулирование расхода воздуха, движущегося в корпусе 22, в пределах заданного значения.

Упомянутый регулирующий элемент 42 (показан на фиг. 11) содержит гибкую камеру 44, выполненную с возможностью надуваться или сдуваться в зависимости от разности давлений между передним 22а и задним 22b концами корпуса 22. Упомянутая гибкая камера 44 установлена на основании 46.

Регулирующий элемент 42 имеет опору 48, на которой закреплен армирующий элемент 50, вставляемый внутрь гибкой камеры 44.

Кроме того, регулирующий элемент 42 содержит крышку 52 с отверстием 54, в которое вставляется гибкая камера 44.

Крышка 52 и опора 48 охватывают упомянутое основание 46. Крышка 52, опора 48 и основание 46 вставляются в отсек 54 (см. фиг. 10), предусмотренный в корпусе 22, так, что гибкая камера 44 оказывается вытянутой в радиальном направлении внутри корпуса 22 между створками 28.

Ниже со ссылками на фиг. 4-6 описан способ эксплуатации предлагаемого устройства 20.

Сначала на корпус 22, как показано на фиг. 4, устанавливают обод 34. Штифты 32 вставляют и фиксируют в концевых частях 38а прорезей 38. При этом створки 28 находятся в разведенном положении.

Когда монтажнику необходимо уменьшить поперечное сечение воздуховода и, соответственно, расход воздуха, движущегося в воздушном канале, он начинает поворачивать обод 34 вокруг оси 24 в направлении S1.

При этом штифты 32 высвобождаются из концевых частей 38а и скользят в прорезях 38 до тех пор, пока не войдут и не зафиксируются в концевых частях 38b. Створки 28 поворачиваются вокруг осей 30 так, что последовательно занимают сначала промежуточное положение (фиг. 5), а затем сведенное положение (фиг. 6).

Если монтажнику необходимо увеличить поперечное сечение воздуховода и, соответственно, расход воздуха, движущегося в воздушном канале, он поворачивает обод 34 вокруг оси 24 в направлении S2, противоположном упомянутому направлению S1.

При этом штифты 32 высвобождаются из концевых частей 38b и скользят в прорезях 38 до тех пор, пока не войдут и не зафиксируются в концевых частях 38b. Створки 28 поворачиваются вокруг осей 30 так, что последовательно занимают сначала промежуточное положение (фиг. 5), а затем сведенное положение (фиг. 6).

Должно быть совершенно очевидно, что настоящее изобретение не ограничивается только тем вариантом осуществления устройства, который был рассмотрен выше в качестве примера, а, напротив, включают в себя самые разнообразные его модификации.

В соответствии с одной из модификаций, в противоположность тому, что было описано выше, обод может быть оснащен охватываемым приводным средством, а каждая створка может быть оснащена охватывающим приводным средством. При этом упомянутые охватываемое и охватывающее приводные средства расположены так, что при повороте обода на корпусе охватываемое приводное средство взаимодействует с охватывающим приводным средством для изменения положения каждой створки и, соответственно, поперечного сечения воздуховода.

В соответствии с другой модификацией, обод и корпус оснащены ответными фиксирующими средствами, выполненными с возможностью вмещения и фиксации обода в трех предварительно заданных положениях относительно корпуса, соответствующих разведенному, промежуточному и сведенному положениям створок.

Так, например, упомянутые фиксирующие средства могут содержать множество выемок, выполненных на внутренней поверхности обода. Упомянутые выемки выполнены с возможностью взаимодействия по меньшей мере с одним выступом, предусмотренным на корпусе.

1. Устройство (20) для регулирования расхода воздуха, движущегося в воздушном канале, отличающееся тем, что содержит:- трубчатый корпус (22), вытянутый вдоль оси (24) и выполненный с возможностью соединения по текучей среде с воздушным каналом;- по меньшей мере одну створку (28), вытянутую внутри корпуса (22) и установленную с возможностью поворота вокруг оси (30), проходящей поперечно оси (24) корпуса (22), для того, чтобы занимать множество положений, соответствующих множеству поперечных сечений воздуховода;- обод (34), установленный с возможностью поворота на конце (22b) корпуса (22) вокруг оси (24) упомянутого корпуса;причем каждая створка (28) оснащена охватываемым приводным средством, а обод (34) оснащен охватывающим приводным средством, или наоборот, причем охватываемое приводное средство и охватывающее приводное средство расположены так, что при повороте обода (34) на корпусе (22) охватываемое приводное средство взаимодействует с охватывающим приводным средством для изменения положения каждой створки (28) и, соответственно, поперечного сечения для прохождения воздушного потока.

2. Устройство (20) по п. 1, отличающееся тем, что каждая створка (28) оснащена охватываемым приводным средством, а обод (34) оснащен охватывающим приводным средством.

3. Устройство (20) по любому из пп. 1 или 2, отличающееся тем, что ось (30) поворота каждой створки (28) проходит у переднего конца (22а) корпуса в направлении воздушного потока, а охватываемое и охватывающее приводные средства расположены у заднего конца (22b) корпуса.

4. Устройство (20) по любому из пп. 1 или 2, отличающееся тем, что охватываемое приводное средство содержит штифт (32), а охватывающее приводное средство содержит лапку (36), вытянутую в плоскости, проходящей поперечно оси (24) корпуса, в которой предусмотрена С-образная прорезь (38), выполненная с возможностью вставки в нее штифта (32).

5. Устройство (20) по п. 4, отличающееся тем, что упомянутая прорезь (38) имеет две концевые части (38а, 38b), форма которых обеспечивает возможность вставки и фиксации упомянутого штифта (32).

6. Устройство (20) по любому из пп. 1, 2 или 5, отличающееся тем, что каждая створка (28) сформована за одно целое с корпусом (22), причем каждая створка (28) имеет участок утончения материала, задающий ось (30) поворота упомянутой створки (28).

7. Устройство (20) по любому из пп. 1, 2 или 5, отличающееся тем, что корпус (22) имеет охватываемый защелкивающий элемент (26), а обод (34) имеет охватывающий защелкивающий элемент (40), или наоборот, причем охватываемый (26) и охватывающий (40) защелкивающие элементы конфигурированы, чтобы препятствовать осевому поступательному перемещению обода (34) на корпусе (22) и обеспечить возможность поворота обода (34) на корпусе (22).

8. Устройство (20) по любому из пп. 1, 2 или 5, отличающееся тем, что обод (34) и корпус (22) имеют ответные фиксирующие средства в виде выступов и выемок, выполненных с возможностью вмещения и фиксации обода (34) по меньшей мере в одном заданном положении относительно корпуса (22).

9. Устройство (20) по любому из пп. 1, 2 или 5, отличающееся тем, что обод (34) имеет желобчатую наружную поверхность.

10. Устройство (20) по любому из пп. 1, 2 или 5, отличающееся тем, что наружный диаметр обода (34) по существу равен наружному диаметру корпуса (22), а внутренний диаметр предпочтительно по существу равен внутреннему диаметру корпуса (22).

11. Устройство (20) по любому из пп. 1, 2 или 5, отличающееся тем, что содержит гибкую камеру (44), выполненную с возможностью надуваться или сдуваться в зависимости от разности давлений между передним (22а) и задним (22b) концами корпуса (22).