Шасси с переменной колеей
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области транспортного машиностроения. Шасси с переменной колеей содержит раму, связанную через механизм изменения колеи с колесами, представляющий собой кривошипно-ползунный механизм ломающегося подкоса. Элемент, имеющий свободу осевого перемещения вдоль рамы, шарнирно связан посредством рычагов-подкосов с поворотными параллельными бортовыми звеньями одинаковой длины. Оси колес шарнирно установлены на дополнительных звеньях, параллельных оси рамы. Механизмы изменения колеи выполнены на передней и задней осях рамы. Элементы, имеющие свободу осевого перемещения вдоль рамы, выполнены в виде прямоугольных рам с возможностью перемещения относительно рамы по направляющим, выполненным на раме. Привод перемещения элементов выполнен в виде гидроцилиндра двойного действия, включающего два поршнями со штоками, одну бесштоковую и две штоковые полости. Полости соединены через двухходовой трехпозиционный гидрораспределитель с подающим насосом и накопительным баком. Технический результат заключается в расширении эксплуатационных возможностей. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится преимущественно к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к самоходным шасси с изменяемой колеей опорных колес.
Известно шасси с переменной колеей (см. патент RU 2519626, B62D 21/14, В60В 35/10, 2014), содержащее раму, связанную через механизм изменения колеи с колесами, представляющий собой кривошипно-ползунный механизм ломающегося подкоса, где элемент, имеющий свободу осевого перемещения вдоль рамы, шарнирно связан посредством рычагов-подкосов с поворотными бортовыми звеньями, закрепленными шарнирно одними концами на внешней стороне рамы.
Известно также шасси с переменной колеей (см. патент RU 2552772, B62D 21/14, 2015), содержащее раму, связанную через механизм изменения колеи с колесами, представляющий собой кривошипно-ползунный механизм ломающегося подкоса, где элемент, имеющий свободу осевого перемещения вдоль рамы, шарнирно связан посредством рычагов-подкосов с поворотными параллельными бортовыми звеньями одинаковой длины, закрепленными шарнирно в одной плоскости одними концами на внешней стороне рамы, а другими концами на дополнительных звеньях, параллельных оси рамы, соединяющих параллельные бортовые звенья, образующие параллелограммы, оси колес шарнирно установлены на дополнительных звеньях, параллельных оси рамы.
Недостатком известного устройства является большая нагруженность наконечника штока при перемещении его в осевом направлении относительно трубы в процессе изменения ширины колеи колес.
Кроме того, известное устройство предусматривает изменение ширины колеи колес только одной оси шасси.
Задачей предложенного решения является расширение эксплуатационных возможностей.
Эта задача достигается тем, что шасси с переменной колеей, содержащее раму, связанную через механизм изменения колеи с колесами, представляющий собой кривошипно-ползунный механизм ломающегося подкоса, где элемент, имеющий свободу осевого перемещения вдоль рамы, шарнирно связан посредством рычагов-подкосов с поворотными параллельными бортовыми звеньями одинаковой длины, закрепленными шарнирно в одной плоскости одними концами на внешней стороне рамы, а другими концами на дополнительных звеньях, параллельных оси рамы, соединяющих параллельные бортовые звенья, образующие параллелограммы, оси колес шарнирно установлены на дополнительных звеньях, параллельных оси рамы, механизмы изменения колеи выполнены на передней и задней осях рамы, элементы, имеющие свободу осевого перемещения вдоль оси рамы, выполнены в виде прямоугольных рам с возможностью перемещения относительно рамы по направляющим, выполненным на раме, привод перемещения элементов выполнен между ними в виде гидроцилиндра двойного действия, включающего два поршня со штоками, свободные концы которых закреплены на прямоугольных рамах, одну бесштоковую полость и две штоковые полости, соединенные посредством трубопроводов через двухходовой трехпозиционный гидрораспределитель с подающим насосом и накопительным баком.
По сравнению с известным предложенное шасси с переменной колеей позволяет изменять ширину колеи колес одновременно на передней и задней оси шасси с распределением нагрузок на перемещаемых элементах при их осевом перемещении относительно рамы в процессе изменения ширины колеи колес передней и задней оси, расширяя таким образом эксплуатационные возможности.
На фиг. 1 изображено шасси с максимальной шириной колеи; на фиг. 2 - то же, с измененной шириной колеи.
Шасси с переменной колеей содержит раму 1, связанную через механизмы изменения колеи с колесами 2-5, выполненные на передней и задней осях рамы 1, представляющие собой кривошипно-ползунные механизмы ломающегося подкоса, где элементы 6 и 7, имеющие свободу осевого перемещения вдоль рамы 1, выполнены в виде прямоугольных рам с возможностью перемещения относительно рамы 1 по направляющим 8-11, выполненным на раме 1. Элементы 6 и 7 посредством шарниров 12-15 связаны с рычагами подкосами 16-19, которые посредством шарниров 20-23 связаны с поворотными параллельными бортовыми звеньями 24-31 одинаковой длины, закрепленными посредством шарниров 32-39 в одной плоскости одними концами на внешней стороне рамы 1, а другими концами посредством шарниров 40-47 на дополнительных звеньях 48-51, параллельных оси рамы 1, соединяющих параллельные бортовые звенья 24-31, образующие параллелограммы. Оси 52-55 колес 2-5 шарнирно установлены соответственно на дополнительных звеньях 48-51, параллельных оси рамы 1. Привод перемещения элементов 6 и 7 выполнен между ними в виде гидроцилиндра 56 двойного действия, включающего два поршня 57 и 58 со штоками 59 и 60, свободные концы которых закреплены на элементах 6 и 7, одну бесштоковую 61 полость и две штоковые 62 и 63 полости, соединенные посредством трубопроводов 64 и 65 через двухходовой трехпозиционный гидрораспределитель 66 с подающим насосом 67 и накопительным баком 68.
Шасси с переменной колеей работает следующим образом.
При максимальной ширине колеи (см. фиг. 1) шасси перемещается по колее, соизмеримой с расстоянием между колесами 2, 3 и 4, 5 в положении колес 2-5 параллельно оси рамы 1.
При уменьшении ширины колеи (см. фиг. 2) двухходовой трехпозиционный гидрораспределитель 66 переводится в положение, при котором давление жидкости от подающего насоса 67 через трубопровод 65 подается в бесштоковую 61 полость гидроцилиндра 56. Поршни 57 и 58, перемещаясь в противоположные стороны, посредством штоков 59 и 60, передают осевое усилие на элементы 6 и 7, которые перемещаются по направляющим 8-11 из рамы 1. При этом рычаги-подкосы 16-19, поворачиваясь на шарнирах 12-15 и 20-23 соответственно, поворачивают параллельные бортовые звенья 24-31 относительно шарниров 32-39. Одновременно дополнительные звенья 48-51 посредством шарниров 40-47, вместе с осями 52-55 колес 2-5 соответственно, перемещаясь по ходу движения элементов 6 и 7, занимают неизменное параллельное положение относительно продольной оси рамы 1.
При увеличении ширины колеи двухходовой трехпозиционный гидрораспределитель 66 переводится в положение, при котором давление жидкости от подающего насоса 67 через трубопровод 64 подается в штоковые 62 и 63 полости гидроцилиндра 56. Поршни 57 и 58, перемещаясь навстречу друг другу, посредством штоков 59 и 60 передают осевое усилие на прямоугольные рамы элементов 6 и 7, которые перемещаются по направляющим 8-11 внутрь рамы 1. При этом рычаги-подкосы 16-19, поворачиваясь на шарнирах 12-15 и 20-23 соответственно, поворачивают параллельные бортовые звенья 24-31 относительно шарниров 32-39. Одновременно дополнительные звенья 48-51 посредством шарниров 40-47, вместе с осями 52-55 колес 2-5 соответственно, перемещаясь по ходу движения элементов 6 и 7, занимают неизменное параллельное положение относительно продольной оси рамы 1.
Длина направляющих 8-11 выбирается таким образом, чтобы обеспечить прямолинейное перемещение по ним элементов 6 и 7 без перекосов и одновременно обеспечить максимальное выдвижение элементов 6 и 7 из рамы 1 при минимальной ширине колеи колес 2-5.
Распределение нагрузки на элементах 6 и 7 при передаче усилия на рычаги-подкосы 16-19 при перемещении их относительно рамы 1 происходит за счет того, что нагрузка перераспределяется по бортам рамы 1 между элементами прямоугольных рам, перемещающихся по направляющим 8-11.
Таким образом, предложенное шасси позволяет изменять ширину колеи колес одновременно на передней и задней оси шасси с распределением нагрузок на перемещаемых элементах при их осевом перемещении относительно рамы в процессе изменения ширины колеи колес передней и задней оси, расширяя эксплуатационные возможности устройства.
Шасси с переменной колеей, содержащее раму, связанную через механизм изменения колеи с колесами, представляющий собой кривошипно-ползунный механизм ломающегося подкоса, где элемент, имеющий свободу осевого перемещения вдоль рамы, шарнирно связан посредством рычагов-подкосов с поворотными параллельными бортовыми звеньями одинаковой длины, закрепленными шарнирно в одной плоскости одними концами на внешней стороне рамы, а другими концами - на дополнительных звеньях, параллельных оси рамы, соединяющих параллельные бортовые звенья, образующие параллелограммы, оси колес шарнирно установлены на дополнительных звеньях, параллельных оси рамы, отличающееся тем, что механизмы изменения колеи выполнены на передней и задней осях рамы, элементы, имеющие свободу осевого перемещения вдоль рамы, выполнены в виде прямоугольных рам с возможностью перемещения относительно рамы по направляющим, выполненным на раме, привод перемещения упомянутых элементов выполнен между ними в виде гидроцилиндра двойного действия, включающего два поршня со штоками, свободные концы которых закреплены на прямоугольных рамах, одну бесштоковую полость и две штоковые полости, соединенные посредством трубопроводов через двухходовой трехпозиционный гидрораспределитель с подающим насосом и накопительным баком.