Подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеИзобретение предназначено для опор гребных валов судовых валопроводов. Подшипник скольжения содержит корпус (1), имеющий разъем и состоящий из двух половин - верхней и нижней, и вкладыш, выполненный составным из силовых слоистых и твердосмазочных сегментов (2, 3), обработанных по внутреннему диаметру в один размер. Сегменты антифрикционного набора чередуются в следующем порядке: внизу по центру располагается твердосмазочный сегмент (3) - пластина из материала, например, АНИТА-40, а в соседних рядах справа и слева от нижнего центрального ряда в центральной части располагаются силовые слоистые сегменты (2) - плиты из материала, например, ФУТ, а по бокам от него в одном ряду - твердосмазочные сегменты (3) - пластины из материала, например, АНИТА-40, более короткие по длине, затем при размещении набора вкладыша в нижней половине корпуса подшипника также через ряд вправо и влево от нижнего центрального ряда также располагаются в одном ряду твердосмазочные сегменты (3) - пластины из материала, например, АНИТА-40, а с торцов - слоистые сегменты (2) - плиты из материала, например, ФУТ. Технический результат: повышение надежности опор гребных валов, увеличение несущей способности, улучшение виброакустических характеристик. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к области машиностроения.
Известен подшипник скольжения (патент Российской Федерации №2112159), выбранный в качестве прототипа, содержащий корпус, силовые слоистые сегменты и твердосмазочные сегменты.
Недостатком известного подшипника скольжения является неудобство монтажа и демонтажа подшипника и недостаточная несущая способность подшипника.
Задача, решаемая настоящим изобретением, состоит в том, чтобы, во-первых, подшипник скольжения содержал разъемный корпус с целью упрощения монтажа и демонтажа. Во-вторых, с целью увеличения несущей способности необходимо исключить канавки снизу. Это позволит также улучшить виброакустические характеристики. Кроме того, в отличие от прототипа, где сегменты антифрикционного набора располагались поочередно рядами, сегменты антифрикционного набора в данном изобретении выполняются чередованием в каждом ряду силовых слоистых и твердосмазочных сегментов в шахматном порядке.
Указанная задача достигается установкой во вкладыше подшипника твердосмазочных сегментов, что повышает износостойкость слоистого пластика силовых слоистых сегментов, уменьшает износ сопрягаемой поверхности вала, снижает коэффициент трения в подшипнике, а изменение ориентации слоев армирующей ткани силовых слоистых сегментов исключает возможность разрушения подшипника вследствие расслоения пластика. Поэтому использование вкладыша, выполненного в виде чередующихся между собой силовых слоистых и твердосмазочных сегментов, позволяет повысить удельные нагрузки на подшипник до 1,0 МПа. Кроме того, применение твердосмазочных сегментов позволяет использовать для силовых слоистых сегментов высокопрочные, износостойкие, но обладающие высоким коэффициентом трения слоистые материалы и не увеличивать при этом износ вала. Испытания опытного образца подшипника скольжения диаметром 550 мм с вкладышем, содержащим силовые слоистые сегменты, выполненные из углепластиковой фенольной плиты марки ФУТ ТУ 5.966-11436, изготовленной из пресс-материала на основе углеродной ткани и твердосмазочные сегменты, выполненные из наполненного фторопласта марки АНИТА-40, показали надежную работу в условиях ограниченной подачи воды. Исключение канавок в нижней части сегмента вкупе с расположением в силовых слоистых и твердосмазочных сегментов в шахматном порядке позволяет увеличить удельных нагрузку до 1,6 МПа. Также исключение канавок позволяет улучшить виброакустические характеристики.
Изобретение подтверждается чертежами: на фиг. 1 изображен общий вид прототипа, на фиг. 2 изображена предлагаемая в настоящем изобретении конструкция подшипника скольжения.
Прототип подшипника скольжения содержит корпус 1, силовые слоистые сегменты 2 и твердосмазочные сегменты 3 (фиг. 1). Конструкция данного изобретения (фиг. 2) включает в себя разъемный корпус, состоящий из двух половин - 1 и 4.
Заявленное устройство работает следующим образом. Вращающимся контртелом (валом) в зоне его фрикционного контакта с вкладышем осуществляется перенос частиц твердосмазочных сегментов 3 на силовые слоистые сегменты 2, и на их поверхности образуется тонкая мягкая пленка, обладающая высокими антифрикционными свойствами. Смазывающая охлаждающая жидкость (вода) подается в зазор между вкладышем и валом принудительно или самопротоком.
Предлагаемый подшипник скольжения позволяет повысить надежность опор гребного вала, увеличить несущую способность, улучшить виброакустические характеристики (снижение шума и вибрации).
Подшипник скольжения, содержащий корпус, имеющий разъем и состоящий из двух половин - верхней и нижней, и вкладыш, выполненный составным из силовых слоистых и твердосмазочных сегментов, обработанных по внутреннему диаметру в один размер, отличающийся тем, что сегменты антифрикционного набора чередуются в следующем порядке: внизу по центру располагается твердосмазочный сегмент вкладыша - пластина из материала, например, АНИТА-40, а в соседних рядах справа и слева от нижнего центрального ряда в центральной части располагаются силовые слоистые сегменты вкладыша - плиты из материала, например, ФУТ, а по бокам от него в одном ряду - твердосмазочные сегменты вкладыша - пластины из материала, например, АНИТА-40, более короткие по длине, затем при размещении набора вкладыша в нижней половине корпуса подшипника также через ряд вправо и влево от нижнего центрального ряда также располагаются в одном ряду твердосмазочные сегменты вкладыша - пластины из материала, например, АНИТА-40, а с торцов - сегменты вкладыша - плиты из материала, например, ФУТ.