Смазочное устройство зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами под давлением. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно реверсивной, смазываемой жидким смазочным материалом под давлением, содержит систему подачи смазочного материала с разбрызгивателем. Разбрызгиватель расположен в плоскости вращения парных зубчатых колес, в районе их сопряжения, и ориентирован на начальный участок их сопряжения. Зеркально разбрызгивателю, симметрично относительно линии центров передачи, установлен второй разбрызгиватель, который также ориентирован на начальный участок сопряжения парных зубчатых колес. Оба разбрызгивателя подключены к системе подачи смазочного материала через двухпозиционный переключатель с возможностью соединения с системой подачи смазочного материала одного из разбрызгивателей, который расположен при работе передачи со стороны входа парных зубчатых колес во взаимное зацепление. Достигается повышение качества смазывания. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами под давлением.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее систему подачи смазочного материала с разбрызгивателем, расположенным в районе входа во взаимное зацепление зубьев парных зубчатых колес передачи и ориентированным на этот вход, - см., например, Справочник машиностроителя: В 6-ти т., Т. 4., Кн. II Под ред. Н.С. Ачеркана. - М.: Машгиз, 1963 г., стр. 746.

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что если передача работает в реверсивном режиме, то при вращении колес в одном направлении подачу смазочного материала можно осуществлять на участок входа во взаимное зацепление зубьев парных зубчатых колес передачи. А при изменении направления вращения (реверсе) колес передачи разбрызгиватель оказывается ориентированным на участок выхода из взаимного зацепления зубьев парных зубчатых колес. А осуществлять смазывание зубьев колес необходимо именно до входа зубьев колес во взаимное зацепление: осуществлять их смазывание после выхода из зацепления не имеет смысла, т.к. в этом случае до входа зубьев колес во взаимное зацепление колесам необходимо совершить полные обороты, за время которых нанесенный на зубья смазочный материал будет потерян - он стечет под действием силы тяжести или будет сброшен с зубьев центробежной силой.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства зубчатой передачи, содержащая систему подачи смазочного материала с разбрызгивателем в зоне зацепления зубьев парных зубчатых колес передачи и ориентированным на эту зону - см. Анурев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т., Т. 3. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979. - 557 с., ил., стр. 383, рис. 25.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит систему подачи смазочного материала с разбрызгивателем, расположенным в плоскости вращения парных зубчатых колес, в районе их сопряжения, и ориентированных на начальный участок их сопряжения; причем зеркально разбрызгивателю, симметрично относительно линии центров передачи, установлен второй разбрызгиватель, также ориентированный на начальный участок сопряжения парных зубчатых колес; оба разбрызгивателя подключены к системе подачи смазочного материала через двухпозиционный переключатель с возможностью соединения с системой подачи смазочного материала одного из разбрызгивателей, расположенного при работе передачи со стороны входа парных зубчатых колес во взаимное зацепление.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено смазочное устройство с парой сопряженных зубчатых колес передачи.

На чертеже показаны: зубчатые колеса 1 и 2 передачи, разбрызгиватели 3 и 4, линия центров 5 передачи, система подачи 6 смазочного материала, переключатель 7; направления вращения ω1 и ω2 зубчатых колес (1 и 2); направление подачи V смазочного материала.

Смазочное устройство зубчатой передачи, состоящей из пары сопряженных зубчатых колес 1 и 2, содержит пару разбрызгивателей 3 и 4, расположенных в плоскости вращения колес, зеркально относительно друг друга и симметрично линии центров 5 передачи; каждый из распылителей ориентирован на начальный участок сопряжения зубчатых колес, расположенный с его стороны. Оба разбрызгивателя подключены к системе подачи 6 смазочного материала через общий двухпозиционный переключатель 7 с возможностью подключения к системе подачи 6 одного из разбрызгивателей (3 или 4), который при работе передачи (вращении колес ω1 и ω2) оказывается расположенным со стороны входа колес (1 и 2) во взаимное зацепление. Управление переключателем 7 - ручное или, например, - электромеханическое, посредством электромагнита, включенного в систему управления электроприводом передачи.

При работе передачи (вращении ω1 и ω2 зубчатых колес 1 и 2) смазочный материал из системы передачи 6 смазочного материала подается на один из разбрызгивателей (3 или 4), расположенных при вращении колес со стороны входа колес во взаимное зацепление через двухпозиционный переключатель 7. При изменении направления вращения колес (1 и 2) переключатель производит переключение подачи смазочного материала с этого разбрызгивателя на другой.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства позволяет осуществлять смазывание зубьев зубчатых колес передачи при любом направлении вращения зубчатых колес. Это оптимизирует режим смазывания передачи и повышает качество смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно реверсивной, смазываемой жидким смазочным материалом под давлением, содержащее систему подачи смазочного материала с разбрызгивателем, расположенным в плоскости вращения парных зубчатых колес в районе их сопряжения и ориентированным на начальный участок их сопряжения, отличающееся тем, что зеркально разбрызгивателю, симметрично относительно линии центров передачи, установлен второй разбрызгиватель, также ориентированный на начальный участок сопряжения парных зубчатых колес; оба разбрызгивателя подключены к системе подачи смазочного материала через двухпозиционный переключатель с возможностью соединения с системой подачи смазочного материала одного из разбрызгивателей, расположенного при работе передачи со стороны входа парных зубчатых колес во взаимное зацепление.