Погружной электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к нефтяной промышленности и может быть использовано для создания привода погружного электронасоса для подъема жидкости из нефтедобывающей скважины. Технический результат заключается в обеспечении охлаждения косинусного конденсатора и повышении надежности токоввода. Погружной электродвигатель включает корпус, статор, ротор, узел токоввода и модуль с косинусным конденсатором. Электрический разъем косинусного конденсатора размещен в нижней части модуля. Изолированный силовой проводник размещен в пазах статора и соединен с электрическим разъемом косинусного конденсатора и узлом токоввода погружного электродвигателя. Внутреннее пространство косинусного конденсатора изолировано от масла, а внутреннее пространство погружного электродвигателя, заполненное маслом, сообщено с пространством вокруг модуля. В погружном электродвигателе в качестве модуля может быть использована гильза основания погружного электродвигателя. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к нефтяной промышленности и может быть использовано для создания привода погружного электронасоса для подъема жидкости из нефтедобывающей скважины.
Известен погружной электродвигатель, содержащий цилиндрический корпус с укрепленным в нем статором с обмотками, ротор с валом, узел токоввода, систему гидрозащиты двигателя («Скважинные насосные установки для добычи нефти». В.Н. Ивановский, В.И. Дарищев, А.А. Сабиров, B.C. Каштанов, С.С. Пекин. «Нефть и газ». Москва. 2002 г., стр. 113-137).
Компоновка установки электроцентробежного насоса погружными электродвигателями в данном исполнении приводит к большим потерям реактивной мощности.
Наиболее близким к предложенному изобретению по технической сущности является погружной электродвигатель, содержащий корпус с размещенными в нем статором, ротором, узлом токоввода и системой гидрозащиты. К корпусу жестко присоединен посредством внутренней резьбы модуль, включающий в себя низковольтный косинусный конденсатор, закрепленный внутри модуля резиновой манжетой. Конденсатор гидравлически сообщен с погружным электродвигателем при помощи сквозных отверстий, выполненных в верхнем и нижнем основаниях корпуса конденсатора (патент РФ №2485660, опубл. 20.06.2013 - прототип).
Недостатком известного погружного электродвигателя является перегрев конденсатора и клемм электрического разъема, ненадежность токоввода.
В предложенном изобретении решается задача обеспечения охлаждения косинусного конденсатора и повышение надежности токоввода.
Задача решается тем, что в погружном электродвигателе, включающем корпус, статор, ротор, узел токоввода, систему гидрозащиты и модуль с косинусным конденсатором, согласно изобретению электрический разъем косинусного конденсатора размещен в нижней части модуля, изолированный силовой проводник размещен в пазах статора и соединен с электрическим разъемом косинусного конденсатора и узлом токоввода погружного электродвигателя, внутреннее пространство косинусного конденсатора изолировано от масла, а внутреннее пространство погружного электродвигателя, заполненное маслом, сообщено с пространством вокруг модуля.
В качестве модуля может быть использована гильза основания погружного электродвигателя.
Сущность изобретения
На фиг. 1 и 2 представлен заявленный погружной электродвигатель. Погружной электродвигатель включает корпус 1, статор 2, ротор 3, узел токоввода 4 и модуль 5 с косинусным конденсатором 6. Электрический разъем 7 косинусного конденсатора 6 размещен в нижней части модуля 5. Изолированный силовой проводник 8 размещен в пазах статора 2 и соединен с электрическим разъемом 7 и узлом токоввода 4 погружного электродвигателя. Внутренне пространство модуля 5 изолировано от масла, а внутреннее пространство погружного электродвигателя, заполненное маслом, сообщено с пространством вокруг модуля 5 внутри корпуса 1.
На фиг. 2 показано, что в качестве модуля может быть использована гильза 9 основания погружного электродвигателя. В этом случае внутреннее пространство погружного электродвигателя, заполненное маслом, сообщено с пространством вокруг косинусного конденсатора 6 внутри гильзы 9.
В скважине погружной электродвигатель расположен вертикально под электроцентробежным насосом, т.е. электрический разъем 6 находится внизу. Это обеспечивает дополнительное охлаждение низа погружного электродвигателя и, соответственно, электрического разъема 6 потоком скважинной жидкости.
Погружной электродвигатель работает следующим образом.
При запуске погружного электродвигателя на обмотки статора 2 подается напряжение, передающееся на контакты низковольтного косинусного конденсатора 6. Под действием напряжения косинусный конденсатор 6 генерирует реактивную мощность и отдает ее в обмотки статора 2, тем самым компенсируя реактивную составляющую мощности и повышая коэффициент мощности двигателя.
1. Погружной электродвигатель, включающий корпус, статор, ротор, узел токоввода и модуль с косинусным конденсатором, отличающийся тем, что электрический разъем косинусного конденсатора размещен в нижней части модуля, изолированный силовой проводник размещен в пазах статора и соединен с электрическим разъемом косинусного конденсатора и узлом токоввода погружного электродвигателя, внутреннее пространство косинусного конденсатора изолировано от масла, а внутреннее пространство погружного электродвигателя, заполненное маслом, сообщено с пространством вокруг модуля.
2. Погружной электродвигатель по п. 1, отличающийся тем, что в качестве модуля использована гильза основания погружного электродвигателя.