Двухрядный роликовый подшипник качения

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Двухрядный роликовый подшипник качения содержит внутреннее разрезное кольцо (4) с цилиндрическими дорожками качения (5) на его половинах и буртиками (6), расположенными по внешним краям дорожек качения (5), наружное кольцо (1) с двумя цилиндрическими дорожками качения (2), разделенными в центральной части кольца общим буртиком (3), тела качения в виде роликов (7). Цилиндрические дорожки качения (5) внутреннего разрезного кольца (4) ограничены плоскостью его разъема. Концы роликов (7) имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика (7), а дорожки качения (2, 5) имеют профиль, сопрягаемый с профилем роликов (7). Технический результат - повышение допустимой нагрузки в осевом направлении, воспринимаемой подшипником. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известен двухрядный роликовый подшипник качения, содержащий внутреннее кольцо с двумя цилиндрическими дорожками качения, разделенными в центральной части кольца общим буртиком и снабженными буртиками на противоположных сторонах дорожек качения, наружное разрезное кольцо, снабженное цилиндрическими дорожками качения на его половинах и буртиками на их внешних сторонах, тела качения в виде роликов. В зоне буртики - цилиндрическая дорожка качения колец подшипника - выполнены проточки. Устройство может быть снабжено сепараторами для разделения тел качения (Подшипник - Сервис: подшипник тип 4722000 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://podshipnik-servis.ru (дата обращения: 10.02.2015)).

Недостатком описанного подшипника является ограниченная возможность восприятия осевой нагрузки, поскольку проточки, выполненные в зонах буртик - цилиндрическая дорожка качения, снижают допустимую осевую нагрузку, воспринимаемую подшипником.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является двухрядный роликовый подшипник качения, содержащий внутреннее разрезное кольцо с цилиндрическими дорожками качения на его половинах и буртиками, расположенными по внешним и внутренним краям каждой дорожки качения, наружное кольцо подшипника с двумя цилиндрическими дорожками качения, разделенными в центральной части кольца общим буртиком, тела качения в виде роликов. В зонах буртики - цилиндрическая дорожка качения колец подшипника - выполнены проточки. Устройство может быть снабжено сепараторами для разделения тел качения (Подшипник тип 972000 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://podshipnik-servis.ru (10.02.2015)).

Недостатком описанного подшипника является ограниченная возможность восприятия осевой нагрузки, поскольку проточки, выполненные в зонах буртик - цилиндрическая дорожка качения, снижают допустимую осевую нагрузку, воспринимаемую подшипником.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышения допустимой нагрузки в осевом направлении, воспринимаемой подшипником.

Для решения поставленной задачи в двухрядном роликовом подшипнике качения, содержащем внутреннее разрезное кольцо с цилиндрическими дорожками качения на его половинах и буртиками, расположенными по внешним краям дорожек качения, наружное кольцо с двумя цилиндрическими дорожками качения, разделенными в центральной части кольца общим буртиком, тела качения в виде роликов, согласно изобретению цилиндрические дорожки качения внутреннего разрезного кольца ограничены плоскостью его разъема, концы роликов имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика, а дорожки качения имеют профиль, сопрягаемый с профилем тел качения.

Таким образом, в двухрядном роликовом подшипнике качения благодаря контакту сферических концов ролика с профилем дорожек качения происходит восприятие осевой нагрузки, действующей на вал, а выполнение подшипника без проточек, что обеспечивает предложенная сферическая форма концов роликов с радиусом сферы, равным радиусу ролика, способствует повышению жесткости колец подшипника в осевом направлении и, как следствие, величины допускаемой осевой силы, воспринимаемой подшипником.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, где изображен двухрядный роликовый подшипник качения, осевой разрез.

Двухрядный роликовый подшипник качения содержит наружное кольцо 1 с двумя цилиндрическими дорожками качения 2, разделенными в центральной части кольца общим буртиком 3, внутреннее разрезное кольцо 4 с цилиндрическими дорожками качения 5 на его половинах и буртиками 6, расположенными по внешним краям дорожек качения 5, тела качения, выполненные в виде роликов 7, имеющих цилиндрический профиль в средней части и сферический профиль на концах, с радиусом сферы, равным радиусу цилиндрической части ролика. Цилиндрические дорожки качения 5 внутреннего разрезного кольца 4 ограничены плоскостью его разъема. Профиль дорожек качения выполнен сопрягаемым с профилем роликов 7. Для разделения тел качения в подшипнике установлен сепаратор (на чертеже не показан). Выполнение буртиков со сферическим профилем в зоне контакта с телом качения повышает жесткость колец в осевом направлении, что позволяет увеличить грузоподъемность подшипника в этом направлении.

Двухрядный роликовый подшипник качения работает следующим образом. Предлагаемый роликовый подшипник качения, установленный в узле, устройстве, машине, обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении наружного кольца 1 подшипника или внутреннего кольца 4 подшипника тела качения также вращаются, обеспечивая необходимое взаиморасположение наружного 1 и внутреннего 4 колец подшипника. Благодаря контакту сферических концов роликов 7 с профилем дорожек качения колец подшипника, происходит восприятие осевой нагрузки, действующей на вал.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом обеспечивает повышение грузоподъемности подшипника в осевом направлении.

Двухрядный роликовый подшипник качения, содержащий внутреннее разрезное кольцо с цилиндрическими дорожками качения на его половинах и буртиками, расположенными по внешним краям дорожек качения, наружное кольцо с двумя цилиндрическими дорожками качения, разделенными в центральной части кольца общим буртиком, тела качения в виде роликов, отличающийся тем, что цилиндрические дорожки качения внутреннего разрезного кольца ограничены плоскостью его разъема, концы роликов имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика, а дорожки качения имеют профиль, сопрягаемый с профилем тел качения.