Способ получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения

Изобретение относится к литейному производству и может быть применено для получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения. В способе предварительно получают заготовку из пористого алюминия с открытой пористостью литьем в многоразовые формы. На заготовку наносят слой олова или сплава на основе олова, устанавливают заготовку в ту же форму и заливают в форму расплавленный свинец, что обеспечивает заполнение пор расплавленным свинцом и формирование композиционного изделия алюминий-свинец с равномерным распределением свинца и адгезионной связью между алюминием и свинцом. Достигается повышение механических и эксплуатационных свойств алюминиево-свинцовых подшипников скольжения. 1 пр.

Реферат

Изобретение относится к литейному производству и может быть применено для получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения.

Известен способ получения подшипников скольжения из алюминиево-свинцовых сплавов (Добаткин В.И., Елагин В.И. Гранулируемые алюминиевые сплавы. - М..: Металлургия, 1981. 176 с.), при котором алюминиево-свинцовый расплав перегревают выше температуры расслоения на 100-200°С и распыляют в воду, получая гранулы. Гранулы затем компактируют в слитки. Это позволяет получать слитки с равномерным и мелкодисперсным распределением свинца. Однако этот способ трудоемкий и не производительный, а слитки имеют повышенное газосодержание и содержание окисных включений.

Известен также способ получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения (Патент РФ №2453742 от 20 июня 2012 г. «СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АЛЮМИНИЕВО-СВИНЦОВЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ»), который принят за прототип. По этому способу предварительно получают заготовку из пористого алюминия с открытой пористостью литьем в многоразовые формы, а затем поры заполняют расплавленным свинцом при нахождении заготовки в той же форме. Это позволяет получать изделия с равномерным содержанием свинца по сечению изделия и с размером свинцовых включений, равным размеру пор в пористом алюминии, что повышает качество подшипников скольжения. Однако отсутствие адгезионной связи между алюминием и свинцом снижает механические и эксплуатационные свойства подшипников скольжения.

Техническим результатом изобретения является повышение механических и эксплуатационных свойств алюминиево-свинцовых подшипников скольжения.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что предварительно получают заготовку из пористого алюминия с открытой пористостью литьем в многоразовые формы, а затем поры заполняют расплавленным свинцом при нахождении заготовки в той же форме. В отличие от прототипа пористую заготовку перед установкой в многоразовую форму покрывают слоем олова или сплавов на основе олова.

Такая совокупность новых признаков с известными позволяет по сравнению с прототипом повысить механические и эксплуатационные свойства алюминиево-свинцовых подшипников скольжения за счет образования адгезионной связи между алюминием и свинцом.

Способ заключается в том, что предварительно получают по известным технологиям заготовку из пористого алюминия с открытой пористостью литьем в многоразовых формах, а затем заготовку из пористого алюминия покрывают слоем олова или слоем сплава на основе олова. После этого пористую заготовку устанавливают в ту же форму и заполняют расплавленным свинцом.

Все это позволяет получать композиционное изделие алюминий-свинец с равномерным распределением свинца и адгезионной связью между алюминием и свинцом, что обеспечивает повышение механических и эксплуатационных свойств алюминиево-свинцовых подшипников скольжения.

Примером применения предлагаемого способа является получение алюминиево-свинцовых подшипников скольжения из алюминиево-свинцовой композиции литьем в кокиль. Предварительно получают заготовку из пористого алюминия по известной технологии (патент на изобретение 2400552 от 27.09.2010. «Способ получения пеноалюминия»). При этом в формообразующую полость кокиля предварительно засыпают гранулы из фторида калия и нагревают до 700°С. После этого в форму заливают алюминиевый расплав. Форму разбирают, помещают изделие в воду для растворения солевых гранул, удаляют элементы литниковой системы. Затем пористую алюминиевую заготовку покрывают слоем олова по известным технологиям. Пористую заготовку, покрытую слоем олова, устанавливают в кокиль, а затем через элементы литниковой системы заливают свинец при температуре 400°С, что обеспечивает заполнение пор свинцом и формирования подшипника скольжения на основе композиции алюминий-свинец с адгезионной связью свинца и олова. Все это обеспечивает повышение механических и эксплуатационных свойств алюминиево-свинцовых подшипников скольжения.

Предлагаемый способ обеспечивает технический эффект и может быть осуществлен с помощью известных в технике средств. Следовательно, он обладает промышленной применимостью.

Способ получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения, при котором предварительно получают заготовку из пористого алюминия с открытой пористостью литьем в многоразовые формы, а затем поры заполняют расплавленным свинцом при нахождении заготовки в той же форме, отличающийся тем, что пористую заготовку перед установкой в многоразовую форму покрывают слоем олова или сплавов на основе олова.