Зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца. Силовые кольцевые накладки укреплены на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. По внешнему периметру силовых кольцевых накладок расположены дополнительные несиловые кольцевые накладки Z-образной формы с наружным диаметром, большим, чем наружный диаметр силовых кольцевых накладок, укрепленные на внешних торцах силовых кольцевых накладок и по их внешней окружности. Внутренние торцы несиловых и силовых кольцевых накладок расположены в одних плоскостях. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил.», стр. 154, рис. 12.1, а.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что его зубья, при работе колеса в передаче, подвержены воздействию изгибающих нагрузок, способным привести к поломке зубьев. Эта опасность тем больше, чем больше величина нагружения зубьев и чем больше высота зубьев. Кроме того, при работе колеса в зацеплении с парным колесом передачи, смазочный материал вытесняется с боковых (трущихся) поверхностей зубьев на торцы этих зубьев; это приводит к выходу вытесненного смазочного материала из участка в процессе смазывания трущихся боковых поверхностей зубьев, что ухудшает процесс трения сопряженных зубьев парных колес передачи и приводит к перерасходу смазочного материала.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по патенту на изобретение РФ №2488725, кл. F16H 55/12, опубл. 27.07.2013 г., Бюл. №21. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела; а наружный диаметр накладок равен диаметру окружности вершин. Накладки, связывающие между собой зубья (и зубья - с телом колеса), повышает жесткость зубьев зубчатого венца и их устойчивость к воздействию изгибающих нагрузок, возникающих при работе колеса в передаче; кроме того, наличие кольцевых накладок способствует образованию смазочных карманов во впадинах зубчатого венца, не позволяющих смазочному материалу вытесняться на торцевые поверхности зубьев. Это снижает расход смазочного материала и оптимизирует процесс трения боковых поверхностей зубьев.

Недостаток прототипа состоит в том, что выполнение накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, не предотвращает вытеснение смазочного материала со стороны вершин зубьев на торцы этих зубьев (в частности - для ведущих зубчатых колес, у которых смещение смазочного материала происходит по направлению от оснований зубьев к их вершинам).

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса и повышения качества смазывания.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Причем по внешнему периметру силовых накладок расположены дополнительные несиловые кольцевые накладки Z-образной формы с наружным диаметром, большим, чем наружный диаметр силовых накладок, укрепленные на внешних торцах силовых накладок и по их внешней окружности, а внутренние торцы несиловых и силовых накладок расположены в одних плоскостях.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен разрез фрагмента зубчатого колеса - вид сбоку.

На чертеже показаны: тело 1 колеса, зуб 2, кольцевые силовые накладки 3 и 4, дополнительные (несиловые) накладки 5 и 6, диаметр Дв окружности вершин зубчатого венца (наружный диаметр силовых кольцевых накладок), диаметр Двн внутренней окружности силовых накладок, высота h зубьев, толщина C1 силовых накладок, внутренний диаметр Д1 несиловых накладок, наружный диаметр Д2 несиловых накладок, величина h1 превышения наружного диаметра несиловых накладок наружного диаметра силовых накладок, толщина C2 несиловых накладок.

Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2 высотой h и пару кольцевых силовых накладок 3 и 4, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Накладки имеют толщину C1, их наружный диаметр равен диаметру Дв окружности вершин зубчатого венца, а их внутренний диаметр - Двн. По внешнему периметру силовых накладок укреплены дополнительные несиловые кольцевые накладки 5 и 6 Z-образной формы толщиной C2. Накладки 5 и 6 укреплены на внешних торцах и по окружности накладок 3 и 4, а их внутренние поверхности расположены в одних плоскостях с внутренними поверхностями силовых накладок 3 и 4. Наружные радиусы накладок 5 и 6 больше наружных радиусов накладок 3 и 4 на величину h1. Накладки 3 и 4 являются силовыми и, связывая между собой зубья колеса, служат для повышения их жесткости и изгибной прочности, способствуя повышению их изломостойкости. Накладки 5 и 6 являются несиловыми и нагрузок, действующих на зубья колеса в передаче, не воспринимают; они могут быть изготовлены, например, из пластмассы; они, изготавливаемые отдельно от силовых (3 и 4) накладок, могут устанавливаться дополнительно на зубчатые колеса, первоначально изготовленные только с силовыми накладками.

При работе колеса в передаче силовые накладки 3 и 4 служат для повышения изгибной прочности зубьев колеса. Дополнительные, несиловые, накладки 5 и 6, при смазывании зубчатого колеса пластичным смазочным материалом, служат для предотвращения вытеснения смазочного материала из зоны зацепления парных колес передачи на внешние торцы накладок 3 и 4.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет удерживать используемый пластичный смазочный материал в зоне зацепления парных колес передачи. Это повышает качество смазывания и снижает расход используемого пластичного смазочного материала.

Зубчатое колесо, смазываемое преимущественно пластичным смазочным материалом, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, отличающееся тем, что по внешнему периметру силовых кольцевых накладок расположены дополнительные несиловые кольцевые накладки Z-образной формы с наружным диаметром, большим, чем наружный диаметр силовых кольцевых накладок, укрепленные на внешних торцах силовых кольцевых накладок и по их внешней окружности, а внутренние торцы несиловых и силовых кольцевых накладок расположены в одних плоскостях.