Пневмогусеничный вездеход

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к внедорожным транспортным средствам. Пневмогусеничный вездеход содержит несущую платформу с приводными валками на торцах, перекатывающимися по внутренней поверхности пневматической оболочки, источник избыточного давления и устройство привода валков. Несущая платформа вместе с пневматической оболочкой помещена в полусферический купол, имеющий по всей нижней кромке эластичную юбку, позволяющую создать под куполом избыточное давление воздуха. Посередине несущей платформы установлены два встречно вращаемых маховика, имеющих возможность их раздельного затормаживания для осуществления маневрирования. Достигается повышение маневренности при сохранении проходимости. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к внедорожным транспортным средствам, а именно к снего-болотоходам, и может быть использовано при создании большегрузных транспортных машин, для использования в местах, труднодоступных для других видов транспорта.

Известны проекты вездеходов, использующих в качестве движителя пневматическую оболочку, в которую «враспор» помещается несущая платформа с торцовыми приводными валками (патенты RU №2240250; 2284941; 2299825), которые так и остались проектами, несмотря на их кажущуюся привлекательность, поскольку в них не была решена одна «небольшая» проблема - проблема маневрирования. Большая опорная площадь (пятно контакта), являющаяся главным достоинством вездеходов этой схемы, не позволяет совершить поворот без отрыва опорной поверхности от грунта. Предложения, использовать для этого трехсекционные машины, отчасти решают эту проблему, но слишком дорогой ценой (излишняя конструктивная сложность и громоздкость).

Целью изобретения является решение этой «небольшой» проблемы, чтобы использование в качестве движителя вездехода перематываемой пневматической оболочки стало практически реализуемым.

Технически указанная цель достигается следующим образом. В пневмогусеничном вездеходе (далее ПГВ), содержащем несущую платформу с приводными валками на торцах, перекатывающимися по внутренней поверхности пневматической оболочки, источник избыточного давления и устройство привода валков, согласно изобретению его несущая платформа вместе с пневматической оболочкой помещается в полусферический купол, имеющий по всей нижней кромке эластичную юбку, позволяющую создавать под куполом избыточное давление воздуха, а посредине несущей платформы установлены два маховика с разным направлением вращения.

На Фиг. 1 изображен ПГВ в продольном разрезе. На Фиг. 2 - горизонтальный разрез А-А. На Фиг. 3 - схематично показан процесс изменения направления движения ПГВ.

ПГВ включает в себя: несущую платформу 1 с приводными валками 2, заключенную в пневматическую оболочку 3. На платформе 1 установлен крупноразмерный поперечно расположенный цилиндр «Ц», состоящий из водительской кабины 4, загрузочного модуля 5 и воздухораспределительной камеры 6. Пневматическая оболочка 3 имеет боковые круглые отверстия, которыми взаимодействует с цилиндром «Ц». Все вышеперечисленное находится внутри полусферического купола 7, посаженного на цилиндр «Ц». К нижней кромке купола 7 по всей ее окружности крепится эластичная юбка 8. В воздухораспределительной камере 6 установлен цилиндрический золотниковый клапан (вар.) 9. На несущую платформу 1 по обе стороны от цилиндра «Ц» устанавливаются грузоприемные устройства (вар., цистерны) 10, а посредине над цилиндром «Ц» установлены два встречно вращаемых маховика 11.

Маневрирование (т.е. изменение направления движения) ПГВ осуществляется следующим образом. ПГВ останавливается (исходное положение - см. Фиг. 3), оказывая на грунт нагрузку G1, и с помощью источника избыточного давления (не показан) в подкупольное пространство начинает нагнетаться сжатый воздух, повышая в нем давление от атмосферного (P2) до небольшого избыточного (P3), переводя ПГВ в промежуточное положение (см. Фиг. 3). При этом нагрузка, оказываемая пневматической оболочкой 3 на грунт, хотя и снижается с G1 до G2, все же оказывается чрезмерной для осуществления маневрирования. И тогда открывается клапан 9 и сжатый воздух под давлением Р1 из пневматической оболочки 3 устремляется в подкупольное пространство до полного выравнивания давления между ними (P4=P4). При этом давление в пневматической оболочке 3 снижается до P4, а нагрузка, оказываемая ею на грунт, снижается до G3 (поворотное положение, см. Фиг. 3). И в этот момент, когда нагрузка, оказываемая пневматической оболочкой 3 на грунт, становится минимальной, резко затормаживается один из маховиков 11 (механизмы торможения и раскрутки не показаны), чем и достигается поворот машины вправо или влево (в зависимости от направления вращения затормаживаемого маховика). Далее, после восстановления рабочего давления в пневматической оболочке 3, ПГВ возобновляет движение уже в ином направлении.

Предлагаемый ПГВ может быть очень больших размеров и, соответственно, большой грузовместимости, что позволит его использовать для перевозки нефтепродуктов, в частности «трудной» нефти, с малых месторождений или сжиженных попутных газов, т.е. использовать его как сухопутный танкер. ПГВ может перемещаться и по воде (вар. - буксировка катером). Кроме того, полусферический купол с внутренней теплоизоляцией (вар. пенопласт) в условиях зимней Сибири повысит комфорт экипажу, особенно при дальних переездах.

Пневмогусеничный вездеход, содержащий несущую платформу с приводными валками на торцах, перекатывающимися по внутренней поверхности пневматической оболочки, источник избыточного давления и устройство привода валков, отличающийся тем, что несущая платформа вместе с пневматической оболочкой помещена в полусферический купол, имеющий по всей нижней кромке эластичную юбку, позволяющую создать под куполом избыточное давление воздуха, а по середине несущей платформы установлены два встречно вращаемых маховика, имеющих возможность их раздельного затормаживания для осуществления маневрирования.