Способ регенерации отработанного масла

Настоящее изобретение относится к способу регенерации отработанного масла путем смешения предварительно нагретого масла до 80-100°С с водным раствором карбамида и последующим отделением регенерированного масла, при этом смешение масла проводят с водным раствором, состоящим из 30-50 мас. % карбамида, 4-6 мас. % моноэтаноламина и 2-4 мас. % хлорида алюминия, взятого в количестве 0,5-1,0 об. % от объема отработанного масла. Техническим результатом настоящего изобретения является улучшение качества регенерированного смазочного масла. 2 табл.

Реферат

Изобретение относится к восстановлению свойств отработанных смазочных масел и может быть использовано в автохозяйствах и автопредприятиях.

В процессе эксплуатации минеральных масел происходит превращение их углеводородных компонентов с образованием смолистых веществ, асфальтенов, карбенов и карбоидов, кислых продуктов. В масле постепенно накапливаются соли жирных и нафтеновых кислот, зольные и механические примеси.

Известен способ регенерации отработанных нефтяных масел (патент Франции №2307035, кл. С10М 11/00, 1976 г.) путем обработки их при нагревании разделяющим компонентом, в качестве которого используют водные растворы неорганических солей, например карбоната натрия, ортофосфата натрия, последующего отстоя и разделения образующихся слоев.

Недостатком данного способа является то, что применение таких веществ, как ортофосфат натрия, метасиликат натрия, карбонат натрия, серная кислота, оставляют в масле сильную или кислотную реакцию, что влечет за собой необходимость их дополнительной обработки, а при утилизации отходов возникают значительные сложности.

Наиболее близким из известных способов к заявленному по достигаемому эффекту является способ регенерации отработанного масла (патент РФ №2078127, кл. С10М 175/02, 1997 г.) с использованием в качестве коагулянта 30-50%-ного водного раствора карбамида, взятого в количестве 0,5-1,0% в расчете на сухой карбамид от массы отработанного масла, добавляемого в предварительно нагретое масло до 80-100°С с последующим отделением регенерированного масла.

Недостатки данного способа заключаются в следующем. При регенерации отработанного масла его эксплуатационные свойства восстанавливаются не полностью, происходит лишь удаление асфальтенов, карбенов и карбоидов, кислых соединений, зольных включений и износа поверхностей трения, а смолы, соли кислот, полициклические ароматические углеводороды, серосодержащие соединения почти не удаляются.

При очистке сильнозагрязненных масел полного осаждения не происходит. Полученное масло имеет темный цвет и не отвечает по некоторым показателям нормам ГОСТ (см. табл. 1).

Цель изобретения - улучшение качества регенерированного смазочного масла.

Поставленная цель достигается путем смешения предварительно нагретого масла с водным раствором, состоящим из 30-50 мас. % карбамида, 4-6 мас. % моноэтаноламина и 2-4 мас. % хлорида алюминия, взятого в количестве 0,5-1,0 об.% от объема отработанного масла и последующим отделением регенерированного масла. Масло предварительно нагревают до 80-100°С.

Водный раствор карбамида, моноэтаноламина и хлорида алюминия дестабилизирует масло как коллоидную систему. Активно начинаются процессы коагуляции и седиментации частиц дисперсной фазы. При этом карбамид и моноэатаноламин резко уменьшают толщину адсорбционно-сольватной оболочки высокодисперсных частиц, приводя их к полному оголению и слипанию друг с другом за счет электростатического притяжения. Моноэтаноламин также способствует образованию седиментационно неустойчивых ассоциатов смолистых веществ за счет образования водородных связей, кроме того, он является и деэмульгатором водной эмульсии в масле.

Хлорид алюминия образует нерастворимые координационные соединения со смолистыми веществами, полициклическими ароматическими углеводородами и серосодержащими соединениями за счет донорно-акцепторного взаимодействия.

Способ осуществляется следующим образом.

Загрязненное масло нагревают до температуры 80-100°С, затем в него добавляют водный раствор, состоящий из 30-50 мас. % карбамида, 4-6 мас. % моноэтаноламина и 2-4 мас. % хлорида алюминия, взятого в количестве 0,5-1,0 об. % от объема отработанного масла. При заданной температуре выдерживают в течение одного часа при периодическом перемешивании, отделяют загрязнения центробежным способом.

Именно при этих параметрах достигается лучший эффект регенерации отработанного моторного масла М-10Г2к от продуктов старения и загрязнений. Добавление в отработанное масло менее 0,5 об. % водного раствора карбамида, моноэтаноламина и хлорида алюминия (состав 1) снижает качество регенерации, а при введении более 1,0 об. % (состав 5) не приводит к повышению показателей регенерации (см. табл. 2)

Таблица 2 - Показатели регенерации отработанного масла М-10Г2к с использованием различных составов водного раствора карбамида, моноэтаноламина и хлорида алюминия
№ состава Состав водного раствора Количество водного раствора в об.% от объема отработанного масла Показатели регенерации
Карбамид Моноэтаноламин Хлорид алюминия Мехпримеси, мас.% Смолы, мас.% Загрязненность, см-1
1 25 3 1 0,25 0,35 0,42 84
2 30 4 2 0,50 отс. 0,30 75
3 40 5 3 0,75 отс. 0,29 75
4 50 6 4 1,00 отс. 0,29 74
5 60 7 5 1,25 отс. 0,29 75

Способ регенерации отработанного масла путем смешения предварительно нагретого масла до 80-100°С с водным раствором карбамида и последующим отделением регенерированного масла, отличающийся тем, что смешение масла проводят с водным раствором, состоящим из 30-50 мас. % карбамида, 4-6 мас. % моноэтаноламина и 2-4 мас. % хлорида алюминия, взятого в количестве 0,5-1,0 об. % от объема отработанного масла.