Способ регенерации отработанного масла
Настоящее изобретение относится к способу регенерации отработанного масла путем смешения предварительно нагретого масла до 80-100°С с водным раствором карбамида и последующим отделением регенерированного масла, при этом смешение масла проводят с водным раствором, состоящим из 30-50 мас. % карбамида, 4-6 мас. % моноэтаноламина и 2-4 мас. % хлорида алюминия, взятого в количестве 0,5-1,0 об. % от объема отработанного масла. Техническим результатом настоящего изобретения является улучшение качества регенерированного смазочного масла. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к восстановлению свойств отработанных смазочных масел и может быть использовано в автохозяйствах и автопредприятиях.
В процессе эксплуатации минеральных масел происходит превращение их углеводородных компонентов с образованием смолистых веществ, асфальтенов, карбенов и карбоидов, кислых продуктов. В масле постепенно накапливаются соли жирных и нафтеновых кислот, зольные и механические примеси.
Известен способ регенерации отработанных нефтяных масел (патент Франции №2307035, кл. С10М 11/00, 1976 г.) путем обработки их при нагревании разделяющим компонентом, в качестве которого используют водные растворы неорганических солей, например карбоната натрия, ортофосфата натрия, последующего отстоя и разделения образующихся слоев.
Недостатком данного способа является то, что применение таких веществ, как ортофосфат натрия, метасиликат натрия, карбонат натрия, серная кислота, оставляют в масле сильную или кислотную реакцию, что влечет за собой необходимость их дополнительной обработки, а при утилизации отходов возникают значительные сложности.
Наиболее близким из известных способов к заявленному по достигаемому эффекту является способ регенерации отработанного масла (патент РФ №2078127, кл. С10М 175/02, 1997 г.) с использованием в качестве коагулянта 30-50%-ного водного раствора карбамида, взятого в количестве 0,5-1,0% в расчете на сухой карбамид от массы отработанного масла, добавляемого в предварительно нагретое масло до 80-100°С с последующим отделением регенерированного масла.
Недостатки данного способа заключаются в следующем. При регенерации отработанного масла его эксплуатационные свойства восстанавливаются не полностью, происходит лишь удаление асфальтенов, карбенов и карбоидов, кислых соединений, зольных включений и износа поверхностей трения, а смолы, соли кислот, полициклические ароматические углеводороды, серосодержащие соединения почти не удаляются.
При очистке сильнозагрязненных масел полного осаждения не происходит. Полученное масло имеет темный цвет и не отвечает по некоторым показателям нормам ГОСТ (см. табл. 1).
Цель изобретения - улучшение качества регенерированного смазочного масла.
Поставленная цель достигается путем смешения предварительно нагретого масла с водным раствором, состоящим из 30-50 мас. % карбамида, 4-6 мас. % моноэтаноламина и 2-4 мас. % хлорида алюминия, взятого в количестве 0,5-1,0 об.% от объема отработанного масла и последующим отделением регенерированного масла. Масло предварительно нагревают до 80-100°С.
Водный раствор карбамида, моноэтаноламина и хлорида алюминия дестабилизирует масло как коллоидную систему. Активно начинаются процессы коагуляции и седиментации частиц дисперсной фазы. При этом карбамид и моноэатаноламин резко уменьшают толщину адсорбционно-сольватной оболочки высокодисперсных частиц, приводя их к полному оголению и слипанию друг с другом за счет электростатического притяжения. Моноэтаноламин также способствует образованию седиментационно неустойчивых ассоциатов смолистых веществ за счет образования водородных связей, кроме того, он является и деэмульгатором водной эмульсии в масле.
Хлорид алюминия образует нерастворимые координационные соединения со смолистыми веществами, полициклическими ароматическими углеводородами и серосодержащими соединениями за счет донорно-акцепторного взаимодействия.
Способ осуществляется следующим образом.
Загрязненное масло нагревают до температуры 80-100°С, затем в него добавляют водный раствор, состоящий из 30-50 мас. % карбамида, 4-6 мас. % моноэтаноламина и 2-4 мас. % хлорида алюминия, взятого в количестве 0,5-1,0 об. % от объема отработанного масла. При заданной температуре выдерживают в течение одного часа при периодическом перемешивании, отделяют загрязнения центробежным способом.
Именно при этих параметрах достигается лучший эффект регенерации отработанного моторного масла М-10Г2к от продуктов старения и загрязнений. Добавление в отработанное масло менее 0,5 об. % водного раствора карбамида, моноэтаноламина и хлорида алюминия (состав 1) снижает качество регенерации, а при введении более 1,0 об. % (состав 5) не приводит к повышению показателей регенерации (см. табл. 2)
Таблица 2 - Показатели регенерации отработанного масла М-10Г2к с использованием различных составов водного раствора карбамида, моноэтаноламина и хлорида алюминия | |||||||
№ состава | Состав водного раствора | Количество водного раствора в об.% от объема отработанного масла | Показатели регенерации | ||||
Карбамид | Моноэтаноламин | Хлорид алюминия | Мехпримеси, мас.% | Смолы, мас.% | Загрязненность, см-1 | ||
1 | 25 | 3 | 1 | 0,25 | 0,35 | 0,42 | 84 |
2 | 30 | 4 | 2 | 0,50 | отс. | 0,30 | 75 |
3 | 40 | 5 | 3 | 0,75 | отс. | 0,29 | 75 |
4 | 50 | 6 | 4 | 1,00 | отс. | 0,29 | 74 |
5 | 60 | 7 | 5 | 1,25 | отс. | 0,29 | 75 |
Способ регенерации отработанного масла путем смешения предварительно нагретого масла до 80-100°С с водным раствором карбамида и последующим отделением регенерированного масла, отличающийся тем, что смешение масла проводят с водным раствором, состоящим из 30-50 мас. % карбамида, 4-6 мас. % моноэтаноламина и 2-4 мас. % хлорида алюминия, взятого в количестве 0,5-1,0 об. % от объема отработанного масла.