Способ определения умственной работоспособности человека

Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии и спортивной медицине, и может быть использовано для определения динамики умственной работоспособности при различных видах и интенсивности физической и умственной нагрузки. Проводят тесты на определение памяти, объема внимания и психической продуктивности с дозированием во времени с последующей интерпретацией результатов. В качестве тестов на определение памяти используют уровень запоминания «Тест десяти слов» по Лурия А.Р., уровень зрительной памяти по методике запоминания двенадцати картинок «Тест 12 картинок», в качестве теста на объем внимания используют таблицы Шульте-Платонова, а для определения психической продуктивности используют таблицы Анфимова В.Я. Умственную работоспособность определяют в условных единицах по математической формуле. Способ позволяет повысить точность определения умственной работоспособности, в том числе для определения динамики умственной работоспособности за счет использования значимых критериев диагностических тестов. 3 пр.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии и спортивной медицине, и может быть использовано для определения динамики умственной работоспособности при различных видах и интенсивности физической и умственной нагрузки.

Известен способ определения общей умственной работоспособности (Белозерова Л.М. Умственная работоспособность. Пермь. 2007. - 55 с.). Основа данного способа - это многостороннее изучение нейрофизиологических процессов, таких как память, психическая продуктивность, внимание, мышление. Методика исследования памяти включает в себя определение объема кратковременной памяти по методике Мучника-Смирнова, определение объема непосредственной памяти путем запоминания словесных стимулов постепенно нарастающей длины. На основании полученных данных кратковременной и непосредственной памяти вычисляется объем памяти. Психическая продуктивность исследуется по модифицированной методике с дозированием во времени по буквенным таблицам В.Я. Анфимова. Методика исследования мышления включает в себя метод классификаций, метод толкования пословиц, подбор слов-антонимов и синонимов, метод исключения, словесный (ассоциативный) эксперимент. Объем внимания исследуется по таблицам Шульте-Платонова в модификации В.В. Крыжановской, а также объем внимания определяется с помощью тахистоскопа. На основании полученных данных рассчитывается общая умственная работоспособность данного испытуемого, учитывающая результаты всех тестов.

Недостатки: трудоемкий и длительный способ, при массовых медицинских осмотрах не представляется возможным использовать, отсутствуют тесты на определение зрительной памяти.

Технический результат: упрощение и сокращение времени при высокой точности способа, возможность использования способа при массовых медицинских осмотрах у трудоспособного населения и углубленных медицинских осмотрах у спортсменов, в том числе для определения динамики умственной работоспособности.

Данный результат достигается набором методик определения умственной работоспособности.

Новым в способе является то, что определение уровня памяти осуществляется методикой заучивания и воспроизведения десяти слов непосредственно и после интерферирующей паузы, зрительная память оценивается методикой запоминания двенадцати картинок.

Умственную работоспособность определяют по формуле:

УР = ТДС + Т12К + ТДСИП + Ш + К + Q - С1 - С2,

где УР - умственная работоспособность в условных единицах;

ТДС - тест десяти слов, уровень запоминания;

Т12К - тест двенадцать картинок, уровень зрительной памяти;

ТДСИП - тест десяти слов после интерферирующей паузы;

Ш - объем внимания по таблицам Шульте-Платонова;

К - индекс психической продуктивности по таблицам В.Я. Анфимова;

Q - психическая продуктивность по таблицам В.Я. Анфимова;

С1 - количество ошибок на 500 знаков;

С2 - количество ошибок на 200 знаков.

Способ осуществляют следующим образом.

Умственную работоспособность определяют с помощью батареи психофизиологических тестов, позволяющих оценивать разные ее стороны и их общую совокупность: уровень запоминания «Тест десяти слов» по методике Лурия А.Р.. Хомской Е.Д, уровень зрительной памяти методикой запоминания двенадцати картинок «Тест 12 картинок», уровень запоминания «Тест десяти слов» после интерферирующей паузы [А.Р. Лурия «Лекции по общей психологии» - СПб.: Питер, 2006. - 320 с; Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1959], объем внимания оценивается по таблицам Шульте-Платонова с дозированием по времени [Белозерова Л.М. Метод определения биологического возраста по умственной и физической работоспособности / Пермская государственная медицинская академия. - Пермь, 2000. - 58 с.], психическую продуктивность оценивают по таблицам Анфимова В.Я. с дозированием по времени [Наватикян А.О., Крыжановская В.В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. - Киев: Здоровье, 1979. - 207 с].

Для определения уровня запоминания (ТДС) испытуемому предлагают запоминать, называемые исследователем десять не связанных друг с другом слов, после чего испытуемый должен воспроизвести названные слова. Повторный тест проводится после интерферирующей паузы в 5 минут (ТДСИП).

Для определения уровня зрительной памяти (Т12К) испытуемому предлагают в течение 20 секунд запомнить 12 картинок стимульного материала, время экспозиции 20 секунд, после чего испытуемый должен воспроизвести стимульный материал на матрице, состоящей из 12 пустых квадратов.

Все три показателя оценивают в условных единицах.

Исследование психической продуктивности осуществляют по модифицированной методике с дозированием во времени по буквенным таблицам В.Я. Анфимова.

Задание:

1. Просматривая ряды букв, подчеркивайте сочетания букв «СН» и «АЕ». Время выполнения 2 мин.

2. Продолжаем подчеркивать сочетания букв «СН» и «АЕ», дополнительно вычеркиваем буквы «Н» и «Е», стоящие отдельно, не в сочетаниях. Время выполнения 2 мин.

Обработка результатов:

Индекс продуктивности К=a:a1 в условных единицах;

а - количество знаков, просмотренных за 4 мин;

a1 - количество знаков, просмотренных за первые 2 минуты;

a2 - количество знаков, просмотренных за вторые 2 минуты;

Психическая продуктивность Q=(а:10)2:(а:10)+b в условных единицах;

b - общее количество ошибок за 4 мин.

Количество ошибок на 500 знаков С1=500·b1: а, в условных единицах;

Количество ошибок на 200 знаков С2=200·b2: а, в условных единицах;

b1 - количество ошибок за первые 2 минуты;

b2 - количество ошибок за вторые 2 минуты;

Методика исследования объема внимания по таблице Шульте-Платонова в модификации В.В. Крыжановской (Ш).

Испытуемым предъявлялось задание:

1. Запишите в один ряд поочередно цифры красного цвета от 1 до 30 в возрастающем порядке, пропуская цифры, которых нет в таблице, вместо пропущенных цифр ставьте черточки.

2. Запишите во второй ряд цифры черного цвета от 30 до 1 в убывающем порядке, вместо пропущенных цифр ставьте черточки. Время выполнения - 2 мин.

Обработка данных:

Вычисление осуществлялось по формуле:

Ш=(а:10)2:(а:10)+b,

где Ш - объем и переключение внимания (в условных единицах);

а - количество просмотренных цифр;

b - количество ошибок.

Исследование начинают после 5 мин адаптации испытуемого в положении сидя, после чего регистрируют изучаемые показатели.

Умственную работоспособность определяют по формуле:

УР = ТДС + Т12К + ТДСИП + Ш + К + Q - С1 - С2,

где УР - умственная работоспособность в условных единицах;

ТДС - тест десяти слов, уровень запоминания;

Т12К - тест двенадцать картинок, уровень зрительной памяти;

ТДСИП - тест десяти слов после интерферирующей паузы;

Ш - объем внимания по таблицам Шульте-Платонова;

К - индекс психической продуктивности;

Q - психическая продуктивность;

C1 - количество ошибок на 500 знаков;

C2 - количество ошибок на 200 знаков;

Целесообразно определение уровня умственной работоспособности предложенным способом в динамическом сравнении показателей в разные периоды умственной и/или физической активности у лиц трудоспособного возраста и разные периоды подготовки у спортсменов.

Примеры конкретного выполнения

Пример 1. Испытуемый В., 23 года, спортсмен, мужской пол.

УР=7+9+6+3,0+1,2+65,3-4-10=77,5 усл. ед.

Назначен препарат Милдронат в дозе 1,0 г 1 раз в сутки, 21 день, проведено повторное

исследование УР на 21 день приема препарата:

УР=10+12+9+5,2+1,1+78,6-2-4=109,9 усл. ед.

Вывод: Повышение показателей умственной работоспособности.

Пример 2. Испытуемый Ж., 26 лет, студент, женский пол.

УР=8+10+6+4,2+1,4+67,8-2-9=86,4 усл. ед.

Назначен препарат Милдронат в дозе 1,0 г 1 раз в сутки, 21 день, проведено повторное исследование УР на 21 день приема препарата:

УР=10+11+8+5,1+1,2+72,5-1-4=102,8 усл. ед.

Вывод: Повышение показателей умственной работоспособности.

Пример 3. Спортсмен Г., 19 лет, мужской пол.

Измерение исходного уровня УР при углубленном медицинском осмотре в начале спортивного сезона:

УР=6+9+5+3,1+1,4+48,3-5-10=57,8 усл. ед.

Измерение уровня УР через 3 месяца за 4 недели перед соревнованиями:

УР=6+8+4+2,8+1,5+42,3-5-9=50,6 усл. ед.

Вывод: снижение показателей умственной работоспособности, назначен оптимальный двигательный тренировочный режим, оптимизация режима дня, препарат Милдронат в дозировке 1,0 г 1 раз в сутки, 21 день.

Повторное измерение уровня УР через 21 день после назначений:

УР=8+11+8+5,0+1,2+59,8-2-4=87,0 усл. ед.

Вывод: Повышение показателей умственной работоспособности.

Статистические данные

Обследовано 24 женщины, занимающиеся хоккеем на траве, 30 мужчин, занимающихся хоккеем с шайбой в возрасте 18-35 лет, 28 юных спортсменов 2000 г.р., занимающихся плаванием и баскетболом, мужского пола; 40 студентов ПГМУ, из них 25 женщин и 15 мужчин, в возрасте 18-35 лет.

Положительный эффект - определение уровня умственной работоспособности является объективным и оптимальным по времени проведения способом. Внедрение оценки уровня умственной работоспособности в программу медицинских осмотров трудоспособного населения и программу углубленного медицинского обследования спортсменов позволит объективно оценить функциональное состояние центральной нервной системы.

Способ определения умственной работоспособности человека, включающий тесты на определение памяти, объема внимания и психической продуктивности с дозированием во времени с последующей интерпретацией результатов по формуле, отличающийся тем, что в качестве тестов на определение памяти используют уровень запоминания «Тест десяти слов» по Лурия А.Р. (ТДС), уровень зрительной памяти по методике запоминания двенадцати картинок «Тест 12 картинок» (Т12К), в качестве теста на объем внимания используют таблицы Шульте-Платонова (Ш), а для определения психической продуктивности используют таблицы Анфимова В.Я., умственную работоспособность определяют по формуле:УР=ТДС+Т12К+ТДСИП+Ш+К+Q-С1-С2,где УР - умственная работоспособность в условных единицах;ТДС - тест десяти слов;Т12К - тест двенадцать картинок;ТДСИП - тест десяти слов после интерферирующей паузы;Ш - объем внимания;К - коэффициент подвижности нервных процессов;Q - коэффициент продуктивности нервных процессов;С1 - количество ошибок на 500 знаков;С2 - количество ошибок на 200 знаков.