Автоматизированный способ поиска перевозок и автоматизированный комплекс для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано, например, в качестве способа поиска перевозок посредством получения и преобразования эквивалентных информации последовательностей компьютерных кодов и автоматизированного комплекса для его осуществления. Решаемой изобретением задачей является совершенствование способов поиска перевозки с достижением технического результата в виде появления вероятности нахождения более дешевой перевозки. Это достигается с помощью автоматизированного способа поиска перевозок, по которому производят базовый и дополнительные запросы к источнику информации. Указанный технический результат достигается также с помощью автоматизированного комплекса для осуществления предложенного способа, составленного из взаимосвязанных между собой блоков: блока получения запросов от пользователя, блока хранения данных и построения, блока отправки и получения данных в/из источника или источников информации и блока выдачи информации пользователю. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано, например, в качестве способа поиска перевозок посредством получения и преобразования эквивалентных информации последовательностей компьютерных кодов и автоматизированного комплекса для его осуществления.

Известен способ поиска билетов, при котором покупатель, желая приобрести авиабилет, выбирает направление полета, указывает требуемую дату полета и, наконец, выбирает авиабилет на конкретный рейс [патент RU 2174709].

Также известна система, предоставляющая унифицированный интерфейс к различным Глобальным Дистрибутивным Системам [патент RU 2222825], и система, позволяющая широкому кругу пользователей получать доступ к бронированию билетов посредством терминалов [патент RU 2365997].

Также известны автоматизированные системы, которые объединяют в единой метапоисковой выдаче варианты перелета, предлагаемые несколькими продавцами, использующими вышеуказанные технологии: www.aviasales.ru, www.skyscanner.com, www.kayak.com и другие.

Несовершенство известных решений заключается в недостаточном качестве автоматического поиска возможных вариантов перелета.

Решаемой изобретением задачей является совершенствование способов поиска перевозки с достижением технического результата в виде появления положительной вероятности представления пользователю информации о более дешевых вариантах перевозки. Указанный технический результат достигается также с помощью автоматизированного комплекса для осуществления предложенного способа. Их использование при поиске и отображении информации об авиаперевозке позволяет улучшить поиск - с положительной вероятностью представить пользователю информацию о перевозке по более низкой цене.

Для удобства и однозначного понимания целесообразно привести расшифровки и определения используемых далее обозначений, символов и/или терминов.

Информация - совокупность всевозможных данных с возможностью преобразования и разбиения их на минимальные элементы, например да и/или нет.

Компьютерный код - электромагнитный сигнал, передаваемый по физическим каналам связи и/или сохраняемый на материальных носителях, эквивалентный минимальному элементу информации.

Последовательность и/или совокупность компьютерных кодов - набор электромагнитных сигналов, передаваемых по физическим каналам связи и/или сохраняемых на материальных носителях, и эквивалентных массивам информации различных объемов.

Эквивалентность последовательности и/или совокупности компьютерных кодов массиву информации - их взаимно однозначное отображение, то есть техническую возможность их взаимно однозначного преобразования посредством соответствующего устройства.

В дальнейшем, если это не оговорено особо, под операциями заявленного способа с информацией понимаются операции с последовательностями эквивалентных ей компьютерных кодов.

Внутреннее хранилище информации - входящее в реализующую способ систему устройство или часть устройства, осуществляющие сохранение и выдачу по запросу информации в виде последовательностей эквивалентных ей компьютерных кодов.

Пользователь - автоматизированная система или человек, ориентированные использовать информацию о перевозке, в том числе в виде эквивалентной ей совокупности компьютерных кодов, запрашивающие ее, анализирующие ее и, возможно, производящие с ней какие-либо действия.

Запрос пользователя - обращение пользователя к системе, реализующей изобретение, при котором пользователь использует поисковые реквизиты.

Поисковый реквизит - множество информации, отражающее требование к перевозке. Примером могут служить даты вылета и возвращения, количество пассажиров, город или терминал отправления и прибытия.

ГДС - Глобальная Дистрибутивная Система. В мире существует несколько основных ГДС: 5 международных (Sabre, Amadeus, Galileo, Worldspan, Gabriel - все авиационные) и 3 российские (Сирена 2000, Сирена 2,3 - авиационные и Экспресс - железнодорожная), у каждой из которых свой интерфейс.

Источник информации - автоматизированная система, выдающая при поступлении к ним запроса на получение информации о доступных к приобретению вариантах перевозки запрошенную информацию. Приметами источника информации могут служить: ГДС, метапоисковая билетная система, сервер билетного агентства или собственное внутреннее хранилище информации.

Терминал - физическое место начала или окончания перевозки, например аэропорт, вокзал, автовокзал, причал. В одном городе может быть несколько терминалов, и источник информации, как правило, выдает при указании поисковых реквизитов «город отправления», «город прибытия» возможные варианты из всех терминалов требуемого вида транспорта в указанном городе, а также показывает варианты с пересадкой со сменой терминала.

Пункт отправления/прибытия - употребляемое для удобства общее название поисковых реквизитов «терминал отправления/прибытия» или «город отправления/прибытия».

Запрос информации - обращение системы, реализующей изобретение, к источнику информации, при котором используют поисковые реквизиты.

Базовый запрос - обращение системы, реализующей изобретение, к источнику информации, при котором используют поисковые реквизиты из запроса пользователя.

Базовая цена - лучшая цена перевозки, полученная при выполнении базового запроса информации.

Итоговая цена - лучшая цена перевозки, полученная после выполнения операций способа.

Соответствующие запросу варианты перевозки - информация о перевозках, которые соответствуют поисковым реквизитам.

Обозначения:

P0 - базовая цена

Pmin - итоговая цена

I - число автоматически формируемых и направляемых к источнику информации дополнительных запросов, определяемое в каждой конкретной реализации

Res=P0-Pmin - для каждого конкретного поиска

V Res - вероятность получения Res>0.

Таким образом, достижением технического результата является получение V Res>0 (с последующим представлением информации пользователю).

В качестве кратких сведений, раскрывающих сущность изобретения, следует отметить, что достигаемый технический результат обеспечивают с помощью предложенного автоматизированного способа, по которому производят базовый и дополнительные запросы к источнику информации, при этом в дополнительных запросах в качестве пункта отправления указывают пункт А, а пунктов прибытия - пункты прибытия маршрутов из пункта В. После этого из полученных вариантов отбирают транзитные перевозки через пункт В и представляют их пользователю вместе с вариантами для базового запроса.

Технический результат достигается также в модификации заявленного способа при выборе пунктов прибытия в дополнительных запросах в зависимости от дополнительной информации о пунктах прибытия.

Также технический результат достигается в модификации заявленного способа при запросе пользователем перевозки «туда-обратно» выполнением запроса перевозки «туда-обратно» у источника информации, а также базового и дополнительных запросов отдельно для направления «туда» и направления «обратно» с последующим составлением всех возможных пар из полученных вариантов перевозок «в одну сторону» и представления их пользователю вместе с вариантами из запроса «туда-обратно».

Достигаемый технический результат также обеспечивают с помощью автоматизированного комплекса для выполнения операций заявленного способа по п. 1. Комплекс составлен из взаимосвязанных между собой блоков: блока получения запросов от пользователя БПЗ; блока хранения данных и построения БХП; блока отправки и получения данных в/из источника или источников информации БОПИИ; блока выдачи информации пользователю БВИП. При этом пользователь подключен к БПЗ посредством одного или нескольких физических носителей, БПЗ подключен к БХП, БХП подключен к БВИП и взаимосвязан с БОПИИ, с которым взаимосвязаны один или несколько источников информации посредством одного или нескольких физических носителей, а БВИП подключен к пользователю посредством одного или нескольких физических носителей. Порядок взаимодействия указанных блоков определен в каждой конкретной реализации комплекса.

Достигается технический результат также с помощью модификации автоматизированного комплекса, в которой БОПИИ выполнен с возможностью передачи в источник информации, БХП - обработки, а БПЗ - получения от пользователя заказа перевозки, содержащего информацию о выбранном варианте, пассажирах и реквизитах оплаты. Также БОПИИ подключен к БВИП и они выполнены соответственно с возможностью получения от источника информации и передачи пользователю результатов обработки заказа.

Достигается технический результат также с помощью модификации автоматизированного комплекса, в которой в БПЗ и БВИП включены каналы связи до конечного устройства пользователя.

При изложении сведений, подтверждающих возможность осуществления изобретения, целесообразно более детально описать предложенный способ. При описании способа нецелесообразно детально останавливаться на известных из опубликованных источников и имеющейся общеизвестной практики его операциях, в частности получения информации о маршрутной сети, представления пользователю информации, в том числе в виде эквивалентной ему совокупности компьютерных кодов, или получения информации от ее источников.

Детальное описание заявленных способа и устройства целесообразно пояснить с использованием чертежей, на которых схематически изображены:

Фиг. 1. График зависимости среднего значения значений V Res от выбора I.

Фиг. 2. График зависимости среднего значения значений V Res от выбора I в модификации способа при выборе пунктов прибытия в дополнительных запросах в зависимости от статистики предыдущих запросов.

Фиг. 3. График зависимости среднего значения значений V Res от выбора I в модификации способа для запросов перевозки туда-обратно.

Фиг. 4. Конструктивная структурная схема автоматизированного комплекса, реализующего способ поиска по запросу пользователя перевозок из пункта А в пункт В.

Фиг. 5. Схема функционирования автоматизированного комплекса, реализующего поиск по запросу пользователя перевозок из пункта А в пункт В.

Графики получены графическим отображением экспериментально полученных значений.

На Фиг. 4 и Фиг. 5 обозначены:

1. Пользователь.

2. Блок получения запросов от пользователя БПЗ.

3. Физические носители информации.

4. Подключение пользователя к БПЗ посредством одного или нескольких физических носителей информации.

5. Подключение БПЗ к БХП.

6. Блок хранения данных и построения БХП.

7. Взаимосвязь БХП и БОПИИ.

8. Блок отправки и получения данных в/из источника/источников информации БОПИИ.

9. Взаимосвязь БОПИИ и источника информации.

10. Физические носители информации.

11. Источник или, если их несколько, источники информации.

12. Подключение БПЗ к БВИП.

13. Блок выдачи информации пользователю БВИП.

14. Подключение БВИП к пользователю.

15. Физические носители информации.

16. Направление запроса пользователя.

17. Направление последовательности компьютерных кодов, эквивалентной запросу пользователя.

18. Направление передаваемой последовательности компьютерных кодов, эквивалентной базовому запросу.

19. Направление передаваемого базового запроса к источнику или источникам информации.

20. Направление вариантов перевозки, соответствующих базовому запросу.

21. Направление передаваемой последовательности компьютерных кодов, эквивалентной вариантам перевозки, соответствующим базовому запросу.

22. Направление передаваемой последовательности компьютерных кодов, эквивалентной дополнительным запросам.

23. Направление передаваемых дополнительных запросов к источнику или источникам информации.

24. Направление информации о вариантах перевозки, соответствующих дополнительным запросам.

25. Направление последовательности компьютерных кодов, эквивалентной вариантам перевозки, соответствующим дополнительным запросам.

26. Направление передаваемой последовательности компьютерных кодов, эквивалентной вариантам перевозки, подлежащим представлению пользователю.

27. Направление вариантов перевозки, подлежащих представлению пользователю.

Детально целесообразно описать преимущественно отличительные существенные особенности осуществления операций предложенного способа, заключающиеся в том, что сначала с использованием полученных от пользователя поисковых реквизитов, в том числе пунктов отправления и прибытия А и В, производят базовый запрос к источнику информации и получают от него информацию о доступных вариантах транспортировки. Затем производят дополнительные запросы к источнику информации, при этом в дополнительных запросах в качестве пункта отправления указывают пункт А, а пунктов прибытия - пункты прибытия маршрутов из пункта В. Информация о сети маршрутов является общедоступной, а методы ее получения - общеизвестными: например, ее можно получить на сайтах аэропортов или из схемы железных дорог. После этого из полученных вариантов отбирают транзитные перевозки через пункт В, добавляют их к вариантам для базового запроса, а затем представляют полученный таким образом набор вариантов пользователю. Если пользователь выберет какой-либо из вариантов, полученных в результате дополнительных запросов, он просто прервет транспортировку или поездку в пункте В, куда ему и нужно. Достижение технического результата было доказано экспериментально и отражено на графике Фиг. 1. Были проведены измерения цен на авиабилеты в Москву, которые искали пользователи портала www.tickets-sale.ru. Их сравнивали с ценами на транзитные перевозки через Москву из городов отправления. Всего было исследовано 76 наиболее популярных городов отправления и число пунктов конечного назначения выбирали от 1 до 312 (из Москвы рейсы заявлены в 312 городов). Закономерен рост вероятности нахождения более низкой цены: если выбирали один пункт назначения, она в среднем составила 0,27%, если выбирали все возможные пункты назначения, она в среднем составила 12.6%.

Технический результат достигается также в модификации заявленного способа при выборе пунктов прибытия в дополнительных запросах в зависимости от дополнительной информации о пунктах прибытия маршрутов из пункта В. Примерами дополнительной информации могут служить: статистика предыдущих поисков, частота выполнения рейсов в них или расстояние от них до пункта В, средняя или минимальная цена перевозки до них из пункта В. Зависимость заключается, соответственно, в определении параметра для каждого пункта назначения и выбора всех пунктов с лучшим результатом для первого примера и лучших пунктов назначения по этому параметру для всех остальных. В приведенных примерах параметрами будут: 1 или 0 в зависимости от того, был ли достигнут результат, в первом примере и числовые значения указанных величин - в остальных примерах, конкретная зависимость определяется в каждой конкретной реализации способа. Достижение технического результата доказано экспериментально для первого и комбинации второго/третьего из вышеуказанных примеров. Условия эксперимента были аналогичны предыдущему. При этом в первом случае выбирались пункты назначения, для которых уже было показано снижение цены в предыдущем эксперименте (в среднем для пунктов отправления, в которых была найдена более низкая цена, число таких пунктов назначения составило 2,65, а максимальное - 6), а для пунктов отправления, для которых не было показано такое снижение, случайным образом выбирались от 1 до 6 пунктов назначения. Результаты эксперимента отражены на фиг. 2: практически те же показатели были достигнуты при более чем пятидесятикратном снижении числа дополнительных запросов. Во втором случае были выбраны города, куда чаще всего выполнялись рейсы из Москвы и которые относительно недалеко расположены (т.е. при выборе параметр определялся как расстояние полета, деленное на число рейсов): Петербург, Сочи, Казань, Нижний Новгород, Краснодар. Результаты эксперимента: более низкую цену удалось найти в 7,8% случаев. То есть он менее эффективен, чем предыдущий, но значительно более эффективен, чем поиск без этого выбора.

Также технический результат достигается в модификации заявленного способа при запросе пользователем перевозки «туда-обратно» выполнением запроса перевозки «туда-обратно» у источника информации, а также базового и дополнительных запросов отдельно для направления «туда» и направления «обратно» с последующим составлением всех возможных пар из полученных вариантов перевозок «в одну сторону» и представления их пользователю вместе с вариантами из запроса «туда-обратно».

Несмотря на то, что это представляется очевидным, это было доказано проведением аналогичного эксперимента. Для упрощения на рейсе «обратно» производился только базовый запрос (очевидно, что при проведении поиска по предложенному способу перевозки «обратно» вероятность нахождения более низкой цены только увеличится, поэтому это упрощение не является важным для принципиального доказательства получения технического результата). Результаты эксперимента отражены на фиг. 3. Они несколько хуже результатов первого эксперимента, поскольку перевозка «туда-обратно» часто стоит дешевле, чем сумма цен перевозок «туда» и «обратно».

Технический результат обеспечивают также в процессе функционирования автоматизированного комплекса, реализующего предлагаемый способ по п. 1, конструктивная структурная схема которого схематически изображена на фиг. 5.

Комплекс составлен из взаимосвязанных между собой блоков: блока получения запросов от пользователя БПЗ; блока хранения данных и построения БХП; блока отправки и получения данных в/из источника или источников информации БОПИИ; блока выдачи информации пользователю БВИП. При этом пользователь подключен к БПЗ посредством одного или нескольких физических носителей, БПЗ подключен к БХП, БХП подключен к БВИП и взаимосвязан с БОПИИ, с которым взаимосвязаны один или несколько источников информации посредством одного или нескольких физических носителей, а БВИП подключен к пользователю посредством одного или нескольких физических носителей. Порядок взаимодействия указанных блоков определен в каждой конкретной реализации комплекса.

Схема функционирования комплекса приведена на фиг. 5. Подключения и взаимосвязи могут быть осуществлены через различные каналы, такие как кабели, радиоканалы, каналы оптической передачи данных, а также посредством разных физических носителей, например дисплей, клавиатуру, дисковод и т.д.

Рассмотрим детальнее функционирование автоматизированного комплекса, реализующего предлагаемый способ.

От пользователя 1 посредством одного или нескольких физических носителей, например таких, как устройства формирования компьютерных кодов из воспринимаемой пользователем информации, накопителя и/или передающего устройства для компьютерных кодов 3, в БПЗ 2 принимают запрос пользователя 16, затем передают его в виде эквивалентной ему последовательности компьютерных кодов 17 в БХП 6, далее базовый запрос в виде эквивалентной ему последовательности компьютерных кодов 18 направляют в БОПИИ 8. Затем посредством одного или нескольких физических носителей 10 передают базовый запрос 19 источнику или источникам информации 11, получают от источника или источников информации 20 варианты перевозки, соответствующие базовому запросу и в виде эквивалентной им последовательности компьютерных кодов 21 передают в БХП 6. В БХП 6 формируют дополнительные запросы в виде последовательности компьютерных кодов и направляют 22 ее в БОПИИ 8, из БОПИИ 8 посредством одного или нескольких физических носителей 10 передают дополнительные запросы 23 источнику или источникам информации 11, получают от источника или источников варианты перевозки 24, соответствующие дополнительным запросам, и в виде эквивалентных им последовательностей компьютерных кодов 25 передают в БХП 6. В БХП 6 из полученных вариантов выбирают те, что проходят через пункт назначения В, и передают их вместе с вариантами перевозки, соответствующими базовому запросу, в виде последовательности компьютерных кодов 26 в БВИП 13, из которого посредством одного или нескольких физических носителей 15 передают эти варианты 27 пользователю 1.

Примером доказательства работоспособности указанного комплекса является его реализация в виде программно-аппаратного комплекса с сетевым адресом www.tickets-sale.ru, который был применен для вышеописанных экспериментов.

Практически полезна и эффективна также модификация описанного комплекса, в которой БОПИИ выполнен с возможностью передачи в источник информации, БХП - обработки, а БПЗ - получения от пользователя заказа перевозки, содержащего информацию о выбранном варианте, пассажирах и реквизитах оплаты. Также БОПИИ подключен к БВИП, и они выполнены, соответственно, с возможностью получения от источника информации и передачи пользователю результатов обработки заказа. Функционирование этой модификации в части реализации операций заявленного способа полностью аналогично описанному выше.

Также практически полезна и эффективна модификация описанного комплекса, в которой в БПЗ и БВИП включены каналы связи до конечного устройства пользователя. Функционирование этой модификации в части реализации операций заявленного способа полностью аналогично вышеописанному комплексу. Примером такой модификации может служить реализующий операции способа сервер с подключением в сеть, к которой подключен терминал пользователя, в этом случае сетевая инфраструктура - части устройства, обозначенные на фиг. 4 и фиг. 5 как 3 и 15. Функционирование этой модификации в части реализации операций заявленного способа полностью аналогично описанному выше.

Вышеуказанного достаточно для понимания сущности достижения технического результата с помощью заявленных объектов. Использование взаимосвязанных совокупностей существенных признаков всех заявленных объектов для доказательства достижения технического результата подтверждено проведенными экспериментами.

Вышеизложенным наглядно показано, что достижение указанного технического результата быть обеспечено только неразрывно взаимосвязанной совокупностью всех существенных признаков заявленных объектов, отраженных в формуле изобретения. Указанные в ней отличия дают основание сделать вывод о новизне данного технического решения, а совокупность испрашиваемых притязаний в связи с их неочевидностью - о его изобретательском уровне, что доказывается также вышеприведенным их детальным описанием. Соответствие критерию «промышленная применимость» предложенного способа доказывается как его реализацией, так и отсутствием в заявленных притязаниях каких-либо практически труднореализуемых в промышленных масштабах признаков. Заявленные значения были получены на основе статистической обработки результатов экспериментальных исследований, анализа и обобщения их, а также с использованием изобретательской интуиции, исходя из условия достижения указанного технического результата.

1. Автоматизированный способ поиска перевозок, по которому получают от пользователя запрос на поиск из пункта А в пункт В, затем производят базовый и дополнительные запросы от устройства, реализующего способ, к источнику информации, при этом в дополнительных запросах в качестве пункта отправления указывают пункт А, а пунктов прибытия - пункты прибытия маршрутов из пункта В, затем отбирают из полученных вариантов транзитные перевозки через пункт В и представляют их пользователю вместе с вариантами из базового запроса.

2. Способ по п.1, в котором пункты прибытия в дополнительных запросах выбирают в зависимости от дополнительной информации о пунктах прибытия.

3. Способ по п.1, в котором по запросу пользователем перевозки «туда-обратно» выполняют запрос перевозки «туда-обратно» у источника информации, затем базовый и дополнительные запросы выполняют отдельно для направления «туда» и направления «обратно», затем составляют все возможные пары из полученных вариантов перевозок «в одну сторону» и представляют их пользователю вместе с вариантами из запроса «туда-обратно».

4. Автоматизированный комплекс для выполнения операций способа по п.1, составленный из взаимосвязанных между собой блоков: блока получения запросов от пользователя БПЗ; блока хранения данных и построения БХП; блока отправки и получения данных в/из источника или источников информации БОПИИ; блока выдачи информации пользователю БВИП, при этом пользователь подключен к БПЗ посредством одного или нескольких физических носителей, БПЗ подключен к БХП, БХП подключен к БВИП и взаимосвязан с БОПИИ, с которым взаимосвязаны один или несколько источников информации посредством одного или нескольких физических носителей, а БВИП подключен к пользователю посредством одного или нескольких физических носителей.

5. Автоматизированный комплекс по п.4, в котором БОПИИ выполнен с возможностью передачи в источник информации, БХП - обработки, а БПЗ - получения от пользователя заказа перевозки, содержащего информацию о выбранном варианте, пассажирах и реквизитах оплаты, а также БОПИИ подключен к БВИП и они выполнены соответственно с возможностью получения от источника информации и передачи пользователю результатов обработки заказа.

6. Автоматизированный комплекс по п.4, в котором в БПЗ и БВИП включены каналы связи до конечного устройства пользователя.