Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, которые работают со смазыванием жидкими смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями. На торцы тела и на торцы зубчатого венца нанесено маслобензостойкое покрытие, которое имеет антиадгезионные свойства по отношению к используемому смазочному материалу. Достигаются сохранение эксплуатационных качеств смазочного материала и уменьшение его потребного количества для смазывания.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием жидкими смазочными материалами.

Известна конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, «Иосилевич Г.Б. и др. Прикладная механика: Для студентов втузов / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев, В.С. Стреляев. - М.: Машиностроение, 1985. - 576 с., ил.», стр. 315, рис. 20.2.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что смазочный материал (в данном случае - жидкий), используемый для смазывания трущихся поверхностей зубчатого колеса - рабочих участков боковых поверхностей зубьев зубчатого венца (с целью снижения интенсивности их изнашивания), неизбежно попадает также и на нетрущиеся поверхности колеса: торцевые поверхности тела колеса и торцевые поверхности зубчатого венца. Попадая на эти нетрущиеся поверхности колеса, смазочный материал смачивает их, и в силу адгезионного взаимодействия с этими поверхностями, удерживаются частично на них, стекая с них неполностью. Удерживаемый адгезионными силами на торцевых поверхностях колеса смазочный материал подвержен окислению кислородом окружающего воздуха и загрязнению окружающей средой. Это ухудшает эксплуатационные качества смазочного материала. Кроме того, на смачивание торцевых поверхностей колеса расходуется определенное количество смазочного материала. Подобные недостатки проявляются тем больше, чем больше диаметр колеса, и чем больше адгезионное взаимодействие смазочных материалов и материалов, из которых колеса изготовлены (например, металлы - сталь, чугун и т.п.).

В качестве прототипа взято зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см. «Гузенков П.Г. Детали машин: Учебн. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил.», стр. 154, рис. 12.1.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача сохранения эксплуатационных качеств жидких смазочных материалов, используемых для смазывания зубчатых колес, и снижения потребного для смазывания колес количества этих смазочных материалов.

Для этого зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, причем на торцы тела и на торцы зубчатого венца нанесено маслобензостойкое покрытие, имеющее антиадгезионные свойства по отношению к используемому смазочному материалу.

При работе колеса со смазыванием жидким смазочным материалом, применение которого обусловлено необходимостью смазывания трущихся поверхностей колеса (рабочих участков боковых поверхностей зубьев зубчатого венца), этот смазочный материал в процессе смазывания и работы колеса (его вращении) неизбежно попадает также и на поверхности колеса, в смазывании не нуждающиеся - на торцевые поверхности тела и зубчатого венца. Наличие на этих поверхностях покрытия с антиадгезионными свойствами по отношению к смазочному материалу способствует предотвращению удержания материала на этих поверхностях и, напротив, способствует стеканию смазочного материала с этих поверхностей (в нижерасположенную смазочную ванну).

По сравнению с прототипом, антиадгезионное покрытие, нанесенное на торцевые (нетрущиеся) поверхности колеса, будет способствовать сохранению эксплуатационных качеств смазочного материала и уменьшению его потребного количества для смазывания.

Зубчатое колесо, преимущественно смазываемое жидким смазочным материалом, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями, отличающееся тем, что на торцы тела и на торцы зубчатого венца нанесено маслобензостойкое покрытие, имеющее антиадгезионные свойства по отношению к используемому смазочному материалу.