Способ смазывания зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области машиностроения, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах. Для смазывания зубчатой передачи, преимущественно реверсивной, включают подачу под давлением смазочного материала в плоскости вращения парных зубчатых колес в зону их зацепления. При реверсированиях передачи подачу смазочного материала осуществляют с той стороны зоны зацепления, при подаче со стороны которой обеспечивается оптимальное качество смазывания. Достигается повышение качества смазывания. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, работающих со смазыванием методом подачи его под давлением в зону сопряжения парных зубчатых колес передачи.

Известен способ смазывания зубчатой передачи, заключающийся в подаче под давлением смазочного материала, например - жидкого, в плоскости вращения парных зубчатых колес в зону их зацепления, посредством струйных насадок или распылительных форсунок - см., например, Справочник машиностроителя: В 6-ти т. Т. 4, Кн. П. Под ред. Н.С. Ачеркана. М., Машгиз, 1963 г., с. 746, табл. 1.

Недостаток данного способа смазывания состоит в том, что подача смазочного материала осуществляется фиксированно с одной из сторон зоны зацепления парных зубчатых колес, в то время как при реверсировании передачи (и изменении направлений вращения колес на обратные), когда зеркально меняются направления входа в зацепление зубьев колес и выхода их из зацепления, такой способ смазывания не обеспечивает должного качества смазывания зубьев колес, что повышает интенсивность их изнашивания.

В качестве прототипа взят способ смазывания зубчатой передачи, заключающийся в подаче под давлением жидкого смазочного материала, посредством разбрызгивателей, в зону зацепления парных зубчатых колес - см. Анурьев В.Н. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. Т 3. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979, - 557 с., ил., с. 383, рис. 25.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания.

Для этого способ смазывания включает подачу смазочного материала под давлением в плоскости вращения парных зубчатых колес в зону их зацепления; причем при реверсированиях передачи подачу смазочного материала осуществляют с той стороны зоны зацепления, при подаче со стороны которой обеспечивается оптимальное качество смазывания.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором иллюстрируется реализация предлагаемого способа смазывания.

На чертеже показаны: парные зубчатые колеса передачи - 1 и 2, фрагмент системы подачи смазочного материала - 3, патрубки 4 и 5, распределитель 6, струйные насадки (распылители) 7 и 8; направления вращения ω1 и ω2 зубчатых колес передачи, направления движения V1, V2, V3 смазочного материала.

Способ смазывания реализуется следующим образом. Смазывание сопряженных парных зубчатых колес 1 и 2 зубчатой передачи осуществляется под давлением смазочным материалом (например, жидким), поступающим (V1) из системы 3 подачи смазочного материала. Этот смазочный материал поступает, при одном из направлений вращения зубчатых колес (ω1 или ω2), в один из патрубков - 4 или 5 - посредством распределителя 6; по этим патрубкам смазочный материал поступает на соответствующую каждому из них струйную насадку (распылитель) - 7 или 8, посредством которой смазочный материал подается (V2 или V3) в зону зацепления зубьев, сопряженных колес (1 и 2). На чертеже показан вариант подачи смазочного материала в зону зацепления зубьев парных зубчатых колес, при котором этот смазочный материал при смазывании подается со стороны входа в зацепление зубчатых колес. При достаточно больших скоростях вращения (ω1 и ω2) зубчатых колес (1 и 2) этот смазочный материал (жидкий) может при смазывании подаваться со стороны выхода колес из зацепления. Принцип смазывания может быть применим и при смазывании зубчатой передачи пластичными смазочными материалами (при низких скоростях вращения колес - ω1 и ω2). Распределитель 6 связан с системой управления передачи - кинематически или электрически, в зависимости от конструкции этого распределителя.

По сравнению с прототипом предлагаемый способ смазывания зубчатой передачи позволяет осуществлять оптимальное смазывание трущихся элементов зубчатых колес (их зубьев) при любом направлении вращения зубчатых колес, что позволяет снизить интенсивность изнашивания зубьев и увеличить ресурс зубчатой передачи.

Способ смазывания зубчатой передачи, преимущественно реверсивной, включающий подачу под давлением смазочного материала в плоскости вращения парных зубчатых колес в зону их зацепления, отличающийся тем, что при реверсированиях передачи подачу смазочного материала осуществляют с той стороны зоны зацепления, при подаче со стороны которой обеспечивается оптимальное качество смазывания.