Способ определения местоположения объекта, движущегося по известному пути

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О ll И С А Н И Е 26Î269

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 25ЛН.1968 (№ 1228837/40 23) Кл. 42с, 39/10 с присоединением заявки №

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Приоритет

Опубликовано 22.XII.1969. Бюллетень № 3

Дата опубликования описания 13. у .1970

МПК G 01 s

УДК 621 396 932.1 (088.8) Автор изобретения

Ю. А. Данилов

Центральный научно-исследовательский институт экономики и эксплуатации водного транспорта

Заявитель

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТА, ДВИЖУЩЕГОСЯ ПО ИЗВЕСТНОМУ ПУТИ

Изобретение относится к области навигации, служит для определения местоположений подвижных объектов и предназначено преимущественно для применения на речном флоте в целях автоматического получения в диспетчерском. пункте данных о местоположении судов, движущихся по контролируемому речному участку, а также может найти применение для тех же целей на железнодорожном и автомобильном транспорте или в других случаях, где 1подвижные объекты перемещаются по известному протяженному пути.

Известны способы определения местоположения объектов радионавтвгационными системами. С их помощью подвижные объекты определяют свое местоположение, как точ|ку пересечения двух линий положения. Для передачи .полученных координат в диспетчерский пункт используют известные каналы связи.

Наиболее близкой к предлагаемому способу является система «Ра диопаутина». В ней четыре неподвижные станции создают на местности четыре перемещающиеся изофазы. Каждая пара изофаз образует вторичные линии положения, создающие почти прямоугольную сетку, по которой и определяют место объекта. Для стабильности положения этой сетки работу четырех станций жестко синхронизируют двумя дополнительными станциями синхронизации, Другим способом определения местоположения объектов является распространенный импульсный метод 1см., например. Японский патент кл. 100С4, ¹ 19499 от 7.XI.1963 r.

Способ опттеделения пасстояния чо движущегося вдоль железнодорожного пути объекта).

Этим способом вначале измепяют интервал времени между посылкой зондирующего импульса и:достижением им объекта, а затем

10 определяют расстояние путем умножения этого времени на скорость паспоостранения импульса. После этого местоположение объекта находят в точке пересечения дуги оттужности радиусом, павным измененному рас15 стоянию, с известным железнодорожным путем.

Определение местоположения объектов с помощью «Радиопаутины» треб ет сооружения четырех основных станций,для создания двух линий положения и двух дополнительных станций для синхронизации работы основных, что сильно усложняет устройство и эксплуатацию системы.

При определении местоположения объектов импульсным методом используют в качестве коэффициента пепевода временного интервала в расстояние скопость распространения импульсов„а вс.педствие того. что она является болыпой величиной, для получения неболь30 шттх; опщбок определения расстояний предь260209 являются высокие требования к аппаратуре измерения интервалов времени, а также к форме и крутизне фронтов зондирующих ямпульсов.

Предлагаемый способ устраняет эти недостатки за счет использования имеющейся на местности одной линии положения в виде известного пути следования объектов и образования второй линии положения, движущейся с постоянной скоростью в результате импульсной работы двух станций на концах обслуживаемого участка без какого-либо согласования и синхронизации их совместной работы. При применении этого способа, используют в качестве коэффициента перевода временного интервала в расстояние скорость перемещения зоны совпадения импульсов, которая намного меньше скорости,распросгранения самих им пульсов, что при тех же аппаратурных ошибках приводит к уменьшению ошибок изм ер ения расстояний.

На чертеже изооражена принципиальная схема осуществления описываемого способа, расположение и блок-схема работы аппаратуры применительно к определению местоположения судов на контролируемом участке вод,ного пути.

В пункте А, относительно которого определяют положения объектов, устанавливают станцию, состоящую из,передатчика 1, приемника 2, блока синхронизации и измерения 8.

В пункте Б ставят передатчик 4. На подвижном объекте аппаратура состоит из приемников 5 и 6, блока синхронизации и измерения 7 и передатчика 8.

Определение местоположений подвижных объектов производят следующим образом. Пе редатчики в пунктах А и Б излучают импульсы с частотами повторения соответственно р и д, которые образуют интерференционное импульсное поле. При этом импульсы совпадения, образующие поле, перемещаются со скоростью v.

На подвижном объекте приемники при нимают импульсы:с частотой повторения соответственно р и q, Блок синхронизации измерения фиксирует их совпадение в момент пересечения зоной, места объекта и открывает передатчик, который излучает ответный импульс на частоте f, отличной от несущей ча10 стоты импульсов р и q. Приемник в пункте А принимает его, а блок синхронизации и измерения измеряет интервал времени, между мо ментами прохождения зоны через пункт А и моментом получения ответного импульса с

15 объекта. Расстояние до объекта определяют умножением этого времени на скорость v. Ме.сто объекта находят в точке пересечения дуги окружности радиусом, равным измеренному расстоянию, с известным на местности

20 путем.

Предмет изобретения

Способ определения местоположения объек25 та, движущегося по известному пути, посредством измерения расстояния от одного из концов участка пути до объекта и нанесения на карту дуги окружности с центром в указанном конце участка пути и радиусом, ipBB30 ным измеренному расстоянию, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения расстояния, на участке пути с помощью двух радиопередатчиков, излучающих импульсы с различной частотой и расположенных на

35 его концах, периодически создают интерферен- ционное импульсное поле, измеряют время распространения зоны совпадения импульсов от одно го из концов участка пути до объекта и определяют расстояние между ними путем

40 умножения измеренного, времени на скорость распространения зорины.

260209

Составитель А. Цофин

Редактор В. Сорокин Техред Л. В. Куклина Корректор Л. И. Гаврилова

Заказ 908/12 Тираж 500 Подписное

ЦНИИПИ Комитета ло делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2