Ременная передача

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к ременным передачам. Ременная передача содержит ведущий и ведомый шкивы, ремень и натяжное устройство. Натяжное устройство выполнено из двух рычагов, соединенных между собой соседними концами при помощи шарнира. На оси шарнира размещен натяжной ролик, выполненный с ребордами. Свободный конец одного рычага натяжного устройства соединен посредством оси с одной опорой, а свободный конец второго рычага имеет возможность перемещаться по продольном пазу, выполненному в нем, на фиксаторе другой опоры. На каждом рычаге натяжного устройства неподвижно закреплены по одному кронштейну, которые связаны между собой упругим элементом. Натяжное устройство установлено снаружи контура ременной передачи. Достигается повышение надежности. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных, сельскохозяйственных и других машинах, преимущественно в ременных передачах.

Известна конструкция плоскоременной передачи, содержащая ведущий и ведомый шкивы и бесконечный ремень, охватывающий шкивы. Нагрузка в передаче передается силами трения, возникающими между ведущим и ведомым шкивами и ремнем вследствие натяжения последнего (Иванов М.Н., Финогенов В.А. Детали машин. ФГУП. М.: Изд-во «Высшая школа», 2005 г., стр. 267-268).

Недостатками данной конструкции являются: низкая надежность из-за снижения натяжения и износа ремня в процессе эксплуатации, что приводит его к сходу со шкивов; небольшая тяговая способность из-за отсутствия системы автоматического натяжения ремня.

Известна ременная передача, включающая ведущий и ведомый шкивы с ремнем замкнутого контура и натяжное устройство (Красников В.В. Подъемно-транспортные машины в сельском хозяйстве. М.: Колос, стр. 187-190). Конструкция принята за прототип.

Недостатками прототипа являются: низкая надежность и высокие затраты труда на обеспечение требуемого натяжения ремня с длинным контуром из-за значительного его удлинения.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Задача изобретения - повышение надежности и снижение трудоемкости технического обслуживания ременной передачи.

Технический результат - повышение эксплуатационно-технических качеств ременной передачи.

Указанный технический результат достигается ременной передачей, содержащей ведущий и ведомый шкивы, ремень и натяжное устройство, при этом натяжное устройство выполнено из двух рычагов, соединенных между собой соседними концами при помощи шарнира, на оси которого размещен натяжной ролик, выполненный с ребордами, при этом свободный конец одного рычага натяжного устройства соединен посредством оси с одной опорой, а свободный конец второго рычага имеет возможность перемещаться по продольном пазу, выполненному в нем, на фиксаторе другой опоры; на каждом рычаге натяжного устройства неподвижно закреплены по одному кронштейну, которые связаны между собой упругим элементом; натяжное устройство установлено снаружи контура ременной передачи.

Существенными признаками, влияющими на достижение заявленного технического решения, являются:

- выполнение натяжного устройства в виде двух рычагов;

- соединение рычагов между собой соседними концами при помощи шарнира;

- размещение на оси шарнира натяжного ролика, выполненного с ребордами;

- соединение свободного конца одного рычага натяжного устройства посредством оси с одной опорой;

- возможность перемещения свободного конца второго рычага по продольном пазу, выполненному в нем, на фиксаторе другой опоры;

- закрепление на каждом рычаге натяжного устройства по одному кронштейну;

- связь кронштейнов между собой упругим элементом;

- возможность установки натяжного устройства снаружи контура ременной передачи.

Заявляемое конструктивное выполнение ременной передачи позволяет обеспечить постоянство усилия натяжения ремня передачи, существенно снизить величину начального натяжения ремня, значительно повысить тяговые возможности ременной передачи и срок службы ремня. Кроме того, заявляемое конструктивное решение ременной передачи позволяет выполнять функцию как натяжителя, так и успокоителя ремня.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показана схема ременной передачи; на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1.

Ременная передача содержит ведущий 1 и ведомый 2 шкивы, ремень 3, натяжное устройство 4, рычаги 5 и 6, шарнир 7, ось 8, натяжной ролик 9, ось 10, опору 11, продольный паз 12, фиксатор 13, опору 14, два кронштейна 15 и упругий элемент 16.

Ременная передача работает следующим образом.

Собранная конструкция натяжного устройства 4 с натяжным роликом 9, кронштейнами 15 и упругим элементом 16 свободным концом рычага 5 закрепляется на оси 10 опоры 11. Затем фиксатор 13 опоры 14 устанавливается в паз 12 свободного конца рычага 6 (фиг. 2). Опоры 11 и 14 имеют возможность перемещаться перпендикулярно плоскости ветви ремня 3. За счет перемещения опор 11 и 14 устанавливают необходимый (5-10 мм) зазор между плоскостью ремня 3 и рабочими поверхностями рычагов 5 и 6. Устанавливается первоначальная необходимая упругость упругого элемента 16 и тем самым величина зависимого от упругости упругого элемента 16 усилия, действующего на ремень 3 от натяжного ролика 9. Достигается необходимое натяжение ремня.

В процессе использования ременной передачи происходит удлинение ремня 3. По мере его удлинения угол (угол между рычагами 5 и 6) уменьшается, кронштейны 15, закрепленные на рычагах 5 и 6, поворачиваются и воздействуют на упругий элемент 16, который сжимается. При этом усилие натяжения ремня 3 изменяется пропорционально изменению угла α, достигая заданной величины.

Натяжной ролик 9, выполненный с ребордами и установленный на шарнире 7, имеет возможность вращаться на оси 10 и обеспечивает натяжение ремня 3 как за счет упругости самого ремня, так и упругости упругого элемента 16, действующего на натяжной ролик 9.

Ребодры натяжного ролика 9 предотвращают сход ремня 3 со шкивов 1 и 2.

Точка качания плеча 5, а следовательно, и натяжного ролика 9 обеспечивает направление усилия, действующего от натяжного ролика 9 на ремень 3, практически перпендикулярно плоскости ремня 3 передачи, что исключает искажение величины силы прямого натяжения ремня передачи. При этом во всем диапазоне расчетного увеличения длины ремня 3 передачи от вытягивания и износа траектория движения оси натяжного ролика 9 будет близкой к прямолинейной, а при выборе рычагов 5 и 6, равных по длине, провисание ветвей с обеих сторон натяжного ролика 9 будет симметричным, что положительно скажется на стабильности передаваемого крутящего момента.

Таким образом, заявленная ременная передача обеспечивает повышение эксплуатационно-технических качеств ременной передачи.

Ременная передача, содержащая ведущий и ведомый шкивы, ремень, натяжное устройство, отличающаяся тем, что натяжное устройство выполнено из двух рычагов, соединенных между собой соседними концами при помощи шарнира, на оси которого размещен натяжной ролик, выполненный с ребордами, при этом свободный конец одного рычага натяжного устройства соединен посредством оси с одной опорой, а свободный конец второго рычага имеет возможность перемещаться по продольном пазу, выполненному в нем, на фиксаторе другой опоры; на каждом рычаге натяжного устройства неподвижно закреплены по одному кронштейну, которые связаны между собой упругим элементом; натяжное устройство установлено снаружи контура ременной передачи.