Спасательная шлюпка с гидроволновым движителем

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области судостроения, в частности к малым плавающим средствам - шлюпкам и плотам, а также к области их ходовых механизмов, в частности к приводу ходового винта. Спасательная шлюпка с гидроволновым движителем состоит из люльки с сиденьями для пассажиров, которая имеет возможность циклических колебаний на угол ±α при килевой качке шлюпки на волнах. Торцы люльки совмещены с вертикальными дуговыми секторами. Центры дуговых секторов связаны с горизонтальной осью ее колебания, которая размещена поперек корпуса шлюпки. В опорах на боковых сторонах люльки установлены опорные колеса с возможностью свободного вращения на жестко связанных с ними осях, а за счет устойчивой ориентации к центру Земли центра масс люльки, она расположена горизонтально с возможностью свободного качения на опорных колесах по установленным вдоль оси шлюпки вогнутым дуговым направляющим, вертикальная ось которых связана с центром ее массы. Оси опорных колес кинематически связаны с валами роторов электрогенераторов, которые закреплены на люльке. Достигается упрощение устройства для обеспечения хода шлюпки. 19 з.п. ф-лы, 7 ил.

Реферат

Изобретение относится к области судостроения, в частности к малым плавающим средствам - шлюпкам и плотам, в т.ч. к спасательным, а также к области их ходовых механизмов, в частности к приводу ходового винта.

Известна спасательная шлюпка с устройством для обеспечения ее хода, состоящим из ходового винта, приводного электродвигателя, батареи аккумуляторов и генератора электрического тока, содержащего ротор и статор с горизонтально расположенной общей продольной осью, у которого статор или ротор закреплен в шлюпке, а парный им ротор или статор установлен свободно от других приводных устройств, с возможностью колебания вокруг своей оси от действующих на шлюпку волн воды, для чего ротор или статор выполнены статически несбалансированными за счет различных вариантов эксцентричного смещения центра их массы относительно оси его вращения и вариантов их установки на шлюпке (см. патент Российской Федерации на изобретение №2397104, МПК В63С 9/02. Спасательная шлюпка с устройством для обеспечения ее хода и ее непрямое применение. Заявка №2009100835/09 от 12.01.09. Авт. изобр. Настасенко В.А. // БИ №23 от 20.08.10).

Недостатком данной шлюпки является низкая мощность электрических генераторов за счет малой частоты вращения ротора или статора, генерирующих электрический ток.

Известна также спасательная шлюпка с устройством для обеспечения ее хода, состоящим из ходового винта, вал которого связан через систему зубчатых колес с люлькой, имеющей сиденья для пассажиров, которая закреплена на радиальных стержнях, свободно подвешенных с возможностью циклических колебаний люльки на полуосях, установленных на опорах, жестко связанных с корпусом шлюпки, на угол ±α, при ее килевой качке на волнах, на радиальных стержнях с двух торцов люльки установлены секторы ведущих зубчатых колес, центры которых связаны с осью ее колебания, а с зубчатым венцом каждого из секторов введено в зацепление промежуточное зубчатое колесо, установленное на валу в гнездах, закрепленных на опорах люльки или на корпусе шлюпки, а на другом конце каждого из валов установлено коническое зубчатое колесо, с которыми введена в зацепление общая коническая шестерня, вал которой связан с соосным выходным зубчатым колесом или с редуктором, введенным в зацепление с шестерней вала ходового винта (см. патент Российской Федерации на изобретение №2479462, МПК В63С 9/02, В63Н 19/02. Спасательная шлюпка с устройством для обеспечения ее хода. Заявка №20011139941/11 от 30.09.11. Авт. изобр. Настасенко В.А. // БИ №11 от 20.04.2013).

Недостатками данного устройства являются:

1. Подвешивание люльки с пассажирами на полуосях, гнезда которых подвергаются большим нагрузкам при ударах волн.

2. Формирование кинетической энергии Ек вращения промежуточных зубчатых колес за счет потенциальной энергии Еn подъема центра массы люльки с пассажирами на высоту h (1), которая зависит от величины радиуса r качания центра массы и угла ±α продольных колебаний корпуса шлюпки волнами и при реальных углах качки шлюпки волнами α±15° составляет незначительную величину h<3,5% от радиуса r, что адекватно уменьшает величину потенциальной энергии Еn по отношению к массе mn люльки с пассажирами (2):

где g - ускорение свободного падения, g=9,81 м/с2.

Развиваемой при этом мощности недостаточно для исключения из шлюпки ДВС, предназначенного для обеспечения ее хода.

3. Использование зубчатых секторов больших размеров и сложность их монтажа, поскольку зубчатое зацепление создано на различных несвязанных между собой опорных поверхностях и устройствах.

4. Высокая вероятность поломок зубьев зубчатых передач при ударах волн по корпусу шлюпки.

Устранение указанных недостатков является задачей данного изобретения. Ее решение возможно путем создания спасательной шлюпки с гидроволновым движителем, который состоит из люльки с сиденьями для пассажиров, имеющей возможность циклических колебаний на угол ±α при килевой качке шлюпки, а торцы люльки совмещены с вертикальными дуговыми секторами, центры которых связаны с горизонтальной осью ее колебания, размещенной поперек корпуса шлюпки, при этом в опорах на боковых сторонах люльки установлены опорные колеса с возможностью их свободного вращения на жестко связанных с ними осях, а за счет устойчивой ориентации к центру Земли центра масс люльки, она расположена горизонтально с возможностью свободного качения на опорных колесах по установленным вдоль оси шлюпки вогнутым дуговым направляющим, вертикальная ось которых связана с центром ее массы, а оси опорных колес кинематически связаны с валами роторов электрогенераторов, закрепленных в люльке, а для увеличения ее энергетического потенциала, в ней размещены системы жизнеобеспечения пассажиров и грузы шлюпки, при этом для смягчения ударов волн, дуговые направляющие установлены на опорной платформе, демпфированной от остова корпуса шлюпки пружинами, и/или рессорами, и/или гидравлическими и/или воздушными подушками, для ограничения сектора дуги хода люльки при предельно допустимых наклонах шлюпки, на концах дуговых направляющих установлены упругие упоры, с которыми имеют возможность контакта опорные колеса люльки и/или ее боковые окончания, а для исключения поперечного сдвига люльки, на ее опорных колесах и/или на дуговых направляющих выполнены реборды, для исключения ее продольного сдвига при загрузке пассажирами шлюпки и ее спуске, на закрепленных на люльке горизонтальных осях установлены поворотные дуговые секторы-прихваты, нижние концы которых введены в контакт с остовом корпуса шлюпки через общее окно в опорной платформе и в остове, а верхние концы шарнирно связаны через промежуточные стержни с нижними плечами установленных в люльке на своих горизонтальных осях поворотных рычагов, верхние плечи которых имеют возможность прямого и обратного поворота пассажирами шлюпки, для увеличения частоты вращения роторов электрогенераторов, с осями опорных колес люльки жестко связаны ведущие зубчатые колеса, с которыми введены в зацепление шестерни, установленные на валах роторов электрогенераторов, а для повышения удобства монтажа, ось опорного колеса связана соединительной муфтой с осью ведущего зубчатого колеса, а введенная в зацепление с ним шестерня установлена на своей оси, выходной конец которой связан с валом ротора электрогенератора другой соединительной муфтой, при этом оси ведущего зубчатого колеса и шестерни введены в общий корпус, закрепленный на люльке, или между осью опорного колеса и валом ротора электрогенератора установлен и соединен муфтами мультипликатор, корпус которого закреплен на люльке, а для исключения реверса ротора электрогенератора, с осью опорного колеса люльки связано ведущее зубчатое колесо с зубчатым венцом двойной ширины, а на валу ротора электрогенератора установлены друг за другом две обгонные муфты, связанные со своими шестернями, из которых одна введена в зацепление с ведущим зубчатым колесом в первой половине ширины его зубчатого венца напрямую, а вторая шестерня - через зацепление с выступающей за зубчатый венец ведущего колеса с первой половиной ширины зубчатого венца паразитной шестерни двойной ширины, которая второй половиной ширины зубчатого венца введена в зацепление со второй половиной ширины зубчатого венца ведущего зубчатого колеса, при этом, для повышения удобства монтажа, ось опорного колеса связана с осью ведущего зубчатого колеса соединительной муфтой, а обгонные муфты со своими шестернями установлены на промежуточной оси, выходной конец которой связан с валом ротора электрогенератора через соединительную муфту, при этом оси ведущего зубчатого колеса, обгонных муфт и паразитной шестерни введены в общий корпус, который закреплен на люльке, или обе обгонные муфты со своими шестернями установлены на ось промежуточного зубчатого колеса, которое введено в зацепление с шестерней, установленной на валу ротора электрогенератора напрямую или через соединительную муфту, при этом оси ведущего зубчатого колеса, муфт обгона и шестерен введены в общий корпус, закрепленный на люльке, а для увеличения и регулировки частоты вращения ротора электрогенератора, обгонные муфты установлены на промежуточную ось с выходным концом, при этом оси ведущего зубчатого колеса и всех шестерен введены в общий корпус, а между выходным концом оси шестерен и валом ротора электрогенератора напрямую или через соединительные муфты установлен вариатор и/или мультипликатор, или на выходном конце оси обгонных муфт установлен фрикционный диск, с образующей которого введен в контакт подвижный ролик, в отверстие которого введен шлицевый вал, соосный валу ротора электрогенератора и связанный с ним соединительной муфтой, при этом ролик введен с возможностью свободного вращения в вилку с параллельным его оси резьбовым отверстием, в которое введен параллельный шлицевому валу ходовой винт с индивидуальным приводом, а их корпуса закреплены на люльке, а для повышения устойчивости поперечной установки люльки, опорные колеса выполнены коническими и установлены на вогнутые дуговые направляющие с адекватными этому конусу наклонными опорными поверхностями, или опорные колеса шириной b установлены с наклоном на угол β на вогнутые дуговые направляющие с опорными поверхностями, имеющими максимальный Rmax и минимальный Rmin радиус кривизны в вертикальной плоскости, а для выравнивания линейных скоростей вращения на торцах опорных колес при контакте по радиусам Rmax и Rmin, эти колеса выполнены коническими и адекватными этим опорным поверхностям, с соотношением диаметров конуса Dmax:Dmin=2(Rmax:Rmin), такой же угол наклона β имеют оси опорных колес, соединительных муфт, установленных в общем корпусе осей ведущих зубчатых колес, связанных с ними муфт обгона, их шестерен, установленных на промежуточной оси, а также установленных на своей оси паразитных шестерен, а для регулировки частоты вращения ротора электрогенератора, на выходном конце промежуточной оси обгонных муфт закреплен фрикционный конус, образующая которого имеет угол β, а с ней введен в контакт подвижный ролик, в шлицевое отверстие которого введен шлицевый вал, соосный с валом ротора электрогенератора и связанный с ним соединительной муфтой, а этот ролик установлен с возможностью свободного вращения в вилке, имеющей параллельное оси ролика резьбовое отверстие, в которое введен параллельный шлицевому валу ходовой винт с такой же резьбой и индивидуальным приводом, при этом угол β выполнен равным величине β = arcsin b + ( D max − D min 2 ) R max − R min + a r c t g D max − D min 2 b , для уменьшения количества электрогенераторов ось установленных с противоположных боковых сторон люльки парных опорных колес выполнена общей, а на ней установлено одно ведущее зубчатое колесо, которое кинематически связано с валом ротора электрогенератора, а для увеличения энергетического потенциала люльки, в ней установлен дизель-генератор с топливным баком, а на валу ходового винта закреплена шестерня, введенная в зацепление с зубчатым колесом, которое для повышения передаваемой ему мощности, имеет возможность вращения с разных сторон шестернями, связанными с валами роторов двух или большего количества электродвигателей, питаемых электрическим током в любых комбинациях от дизель-генератора и других электрогенераторов люльки, а для качания люльки с пассажирами при отсутствии качки шлюпки волнами, на стенках каюты и от ее потолка в проходах между креслами для пассажиров закреплены опоры, с которыми пассажиры имеют возможность взаимодействия путем отталкивания и/или подтягивания, с возможностью передачи усилий от этого движения через свое тело спинке и сиденью кресла, связанного с люлькой.

Предлагаемая спасательная шлюпка с гидроволновым движителем и различные варианты ее исполнения показаны на чертежах.

На фиг.1 показан общий вид спасательной шлюпки, состоящей из корпуса 1, качающегося при килевой качке волнами и ветром на угол ±α, в котором установлена люлька 2 с сиденьями для пассажиров 3, с наклоном их спинок к корме (исполнение 1) или к носу шлюпки (исполнение 2), что более рационально для шлюпок гравитационного спуска, свободно сбрасываемых с борта судна. Для обеспечения хода шлюпки, она снабжена ДВС с приводным зубчатым колесом 4, которое вращает шестерню 5 вала 6 ходового винта 7. Для увеличения потенциальной энергии люльки, в ней размещены системы жизнеобеспечения пассажиров и все возможные грузы шлюпки.

Торцы люльки созданы вертикальными дуговыми секторами 8, центры О которых совмещены с горизонтальной осью ее колебания, расположенной поперек корпуса шлюпки, а на четырех углах люльки закреплены опорные колеса 9 с их осями 10, имеющими возможность свободного вращения в опорах 11 люльки и кинематически связанными с закрепленными на люльке электрогенераторами 12. Люлька своими опорными колесами установлена с возможностью свободного качения на вогнутые дуговые направляющие 13 радиуса R, расположенные на опорной платформе 14 вдоль оси шлюпки. За счет радиального действия веса Р, люлька обретает устойчивую ориентацию к центру Земли и самоустанавливается горизонтально, а вес Р распределяется между передней (п) и задней (з) парами опорных колес с соответствующими силами их давления Rп, Rз, которые раскладываются на переднюю и заднюю вертикальную Yп(з) и горизонтальную Хп(з) составляющие силы и образуют в передней и задней точках контакта колес с дуговыми опорами направляющих 13 окружные силы P п ( з ) + , P п ( з ) − , действующие по движению (+) или против движения (-) часовой стрелки.

Для смягчения ударов волн о корпус шлюпки, опорная платформа 14 установлена на демпфирующие ее от остова 15 корпуса шлюпки пружины 16, и/или рессоры, и/или гидравлические и/или воздушные подушки в любых их комбинациях. Для ограничения дугового хода люльки при качке шлюпки, на концах дуговых направляющих установлены упругие ограничительные упоры 17, с которыми в крайних положениях люльки имеют возможность контакта ее опорные колеса и/или ее боковые окончания. Для исключения поперечных сдвигов люльки при бортовой качке шлюпки, на дуговых направляющих выполнены реборды 18, и/или реборды могут быть выполнены на опорных колесах 9.

Принцип работы системы. При подъеме волной носа шлюпки 1, люлька 2, за счет действия сил тяжести Р, создающей давление на вогнутые дуговые направляющие 13 передней Rп и задней Rз парой опорных колес 9, остается в горизонтальном положении, а корпус шлюпки относительно опорных колес люльки совершает поворот против часовой стрелки. Тогда опорные колеса с их осями 10, за счет действия окружных сил P п + и P з + , совершают вращение против часовой стрелки и, за счет их кинематической связи с закрепленными на люльке электрогенераторами 12, приводят во вращение их роторы, что обеспечивает выработку ими электрического тока. При опускании носа и подъеме кормы шлюпки, действие окружных сил P п − и P з − ведет к обратному направлению вращения опорных колес и роторов электрогенераторов и к выработке электрического тока противоположной полярности, что требует его преобразования и стабилизации инвенторами или иными электронными и электромеханическими системами, после чего он может быть использован для питания систем жизнедеятельности шлюпки. Размещенные между опорной платформой 14 и остовом 15 шлюпки пружины 16 смягчают удары волн о корпус шлюпки. Упоры 17 исключают удары люльки о стенки каюты при чрезмерно больших углах килевой качки шлюпки, а поперечные сдвиги люльки при бортовой качке шлюпки исключают реборды 18.

На фиг.2 показаны устройства для продольной фиксации люльки при ее загрузке пассажирами и при спуске шлюпки. На закрепленных в люльке 2 горизонтальных осях 19 установлены поворотные дуговые секторы-прихваты 20, нижние концы которых введены в контакт с остовом 15 корпуса шлюпки через общее окно 21 в остове и в опорной платформе 14, а верхние концы через шарниры и промежуточные стержни 22 связаны с установленными на горизонтальных осях 22 поворотными рычагами через их нижние плечи 24, а верхние плечи 25 имеют возможность поворота пассажирами шлюпки против или по часовой стрелке для раскрепления или закрепления люльки с остовом корпуса шлюпки, при этом, для надежности крепления, ориентация дуговых секторов прихватов и их приводных рычагов принята противоположной.

Принцип работы системы, показанной на фиг.2. Продольная фиксация люльки 2 при ее загрузке пассажирами и при спуске шлюпки обеспечена за счет предварительного ввода в контакт с остовом 15 корпуса шлюпки, через общее окно 21 в остове шлюпки и в опорной платформе 14, нижних концов поворотных дуговых секторов-прихватов 20, закрепленных с возможностью качания на горизонтальных осях 19 в люльке. Их раскрепление осуществляют пассажиры путем поворота верхних плеч 25 рычагов 24, установленных на осях 23, нижние плечи которых через шарниры и промежуточные стержни 22 связаны с верхними концами поворотных дуговых секторов-прихватов 20. Для фиксации люльки 2 при выгрузке из нее пассажиров, они выполняют в обратном направлении поворот верхних плеч 25 рычагов 24, а для надежного крепления люльки, ориентация пар дуговых секторов прихватов, приводных рычагов и движений их пассажирами принята противоположной.

На фиг.3 показан новый вариант исполнения шлюпки, у которой для дальнейшего увеличения энергетического потенциала, в люльке 2 установлен дизель-генератор 26 с топливным баком 27, а приводное зубчатое колесо 4, с которым введена в зацепление шестерня 5, связанная с валом 6 ходового винта 7, приводится во вращение шестерней 28, связанной с валом ротора главного электродвигателя 29, питаемого электрическим током от дизель-генератора. Вращение зубчатого колеса 4 возможно с разных сторон двумя или большим количеством шестерен 30, связанных с валами роторов двух или большего количества электродвигателей 31. Все эти электродвигатели питаются электрическим током в любых комбинациях от дизель-генератора и/или других электрогенераторов 12. Для входа-выхода пассажиров в шлюпку выполнены двери 32.

Принцип работы системы, показанной на фиг.3. Электрический ток, вырабатываемый установленным в люльке 2 дизель-генератором 26, питает главный электродвигатель 27, а вращение его ротора через шестерню 28 передается зубчатому колесу 4, с которым введена в зацепление шестерня 5 вала 6 ходового винта 7. По мере увеличения мощности, вырабатываемой электрогенераторами 12, они питают второй, а затем третий электродвигатели 31, которые через свои шестерни 30 передают вращение зубчатому колесу 4. Сохранение одинаковой полярности вырабатываемого электрогенераторами электрического тока и выравнивание его частоты обеспечивают электронные преобразователи (инверторы) или иные электромеханические системы. Подача электрического тока на все электродвигатели от электрогенераторов может осуществляться в любой комбинации.

На фиг.4 показаны различные варианты исполнений кинематической связи опорных колес 9, жестко закрепленных на осях 10 с возможностью их свободного вращения в опорах 11 люльки 2, с установленными у ее боковых сторон электрогенераторами 12. При этом, для увеличения частоты вращения их роторов (исполнение 1), с осями опорных колес жестко связаны ведущие зубчатые колеса 33, с которыми введены в зацепление жестко установленные на валах 34 роторов электрогенераторов шестерни 35. Для исключения загромождения изображений, на фиг 4. главный электродвигатель 29 условно снят. Остальные элементы системы аналогичны показанным на фиг.1 и 3.

Для повышения удобства монтажа, ведущие зубчатые колеса 32 могут быть установлены на осях 36, которые связаны с осями 10 опорных колес 9 соединительными муфтами 37, а шестерни 35, введенные в зацепление с ведущими зубчатыми колесами, установлены на своих осях вращения 38, выходные концы которых связаны с валами 34 роторов электрогенераторов своими соединительными муфтами 39, при этом оси ведущего колеса и шестерни введены в общий корпус 40 (исполнение 2).

Для исключения реверса ротора электрогенератора (исполнение 3), с осью 10 опорного колеса 9, через соединительную муфту 37 связана ось 41 ведущего зубчатого колеса 42 с зубчатым венцом двойной ширины, а на промежуточной оси 43, выходной конец которой связан соединительной муфтой 39 с валом 34 ротора электрогенератора 12, установлены друг за другом две обгонные муфты 44 и 45, связанные с шестернями 46 и 47, из которых одна введена в зацепление с ведущим зубчатым колесом на первой половине ширины его зубчатого венца напрямую, а вторая - через зацепление с выступающей за зубчатый венец ведущего колеса 42 первой половиной ширины зубчатого венца двойной ширины паразитной шестерни 48, которая установлена на своей оси 49 и второй половиной ширины своего зубчатого венца введена в зацепление со второй половиной ширины зубчатого венца ведущего колеса. При этом оси ведущего зубчатого колеса, обгонных муфт с их шестернями и паразитной шестерни введены в общий корпус 50, закрепленный на люльке.

Принцип работы данных систем от предыдущих вариантов отличается увеличением частоты вращения валов 34 роторов электрогенераторов 12 за счет передачи вращения опорных колес 9 через их оси 10 ведущим зубчатым колесам 33, а от них - шестерням 35 и валам роторов. Для исключения их реверса при вращении опорного и связанного с ним ведущего зубчатого колеса 42 в разные стороны, в одном из направлений его вращения - первая обгонная муфта 44 вводит в зацепление связанную с ней шестерню 46 и вращает промежуточный вал 43, а связанная с ведущим зубчатым колесом через паразитную шестерню 48 вторая обгонная муфта 45 с шестерней 47 выводит ее из зацепления с промежуточным валом 43. При вращении ведущего зубчатого колеса 42 в другую сторону, зацепление обгонных муфт 44 и 45 с промежуточным валом 43 имеет противоположный характер, поэтому его вращение осуществляется через паразитную шестерню 48, что сохраняет его направление одинаковым с исходным. Соединительные муфты лишь облегчают сборку и несущественно влияют на работу системы.

На фиг.5 показаны новые варианты исполнений кинематической связи опорных колес 9, закрепленных на осях 10 и связанных соединительными муфтами 37 с осями 41 ведущих зубчатых колес 42, с валами 34 роторов электрогенераторов 12, для увеличения частоты вращения которых обгонные муфты 44 и 45 с шестернями 46 и 47 установлены на ось 51 промежуточного зубчатого колеса 52, а оно введено в зацепление с шестерней 53, связанной с валом 34 ротора электрогенератора напрямую (исполнение 1) или через свою промежуточную ось 54 с соединительной муфтой 39 (исполнение 2). Другие элементы системы аналогичны показанным на фиг.4.

Для регулировки частоты вращения вала 34 ротора электрогенератора 12, обгонные муфты 44 и 45, с их шестернями 46 и 47, установлены на свою промежуточную ось 43, а между ее выходным концом и валом 34 ротора электрогенератора через соединительные муфты 39, 55 и 56, установлен вариатор 57 и/или редуктор-мультипликатор 58, которые закреплены на люльке (исполнение 3).

Для упрощения устройства регулировки частоты вращения вала 34 ротора электрогенератора 12, на выходном конце промежуточной оси 43 с муфтами 44, 45 и их шестернями 46, 47, установлен фрикционный диск 59, с образующей которого введен в контакт подвижный ролик 60, введенный своим отверстием в зацепление со шлицевым валом 61, соосным валу 34 ротора и связанным с ним соединительной муфтой 39. Ролик установлен с возможностью свободного вращения в вилку 62, с параллельным его оси резьбовым отверстием, в которое введен параллельный шлицевому валу ходовой винт 63 с индивидуальным приводом 64 (исполнение 4).

Для уменьшения количества электрогенераторов, на каждой из боковых сторон люльки пары опорных колес 9 связаны между собой общей осью 65, с одним закрепленным на ней ведущим зубчатым колесом 42, кинематически связанным с валом 66 ротора электрогенератора 67 (исполнение 5), мощность которого вдвое превышает мощность электрогенераторов 12, а для повышения поперечной устойчивости люльки, парные опорные колеса 9 выполнены коническими, с боковой поверхностью 68, и установлены на адекватную ей опорную поверхность основания 9 дуговых секторов (исполнение 6).

Принцип работы данных систем от предыдущих вариантов отличается увеличением частоты вращения валов 34 роторов электрогенераторов 12, за счет введения в кинематическую цепь дополнительного зубчатого колеса 52 и шестерни 53 или мультипликатора 58, что улучшает удельные массово-энергетические показатели электрогенераторов, а применение вариаторов 57 обеспечивает выравнивание частоты вращения их роторов. В упрощенной системе выравнивания частоты, на выходном конце промежуточного вала 43 установлен фрикционный диск 59, с которым введен в контакт ролик 60 с введенным в его отверстие шлицевым валом 61, связанным соединительной муфтой 39 с валом 34 ротора. Сдвиг ролика вдоль поверхности фрикционного диска обеспечивает вилка 62, в которой ролик установлен с возможностью свободного вращения, а в ее резьбовое отверстие введен ходовой винт 63 с индивидуальным приводом 64 от шагового электродвигателя.

В системе с общим валом 65 для пары опорных колес и одним ведущим зубчатым колесом 42 отличия вызваны лишь суммированием создаваемой мощности и адекватным увеличением размеров зубчатых передач, муфт и электрогенераторов 67. Работа системы в исполнении 6 от всех предыдущих отличается лишь увеличением осевых нагрузок при выполнении конических опорных колес, что компенсируется применением упорных подшипников.

На фиг.6 показан новый вариант исполнения кинематической связи опорных колес 9 с валом 34 электрогенератора 12, в котором для повышения поперечной устойчивости люльки 2, опорные колеса шириной b установлены с наклоном на угол β, на опорные поверхности 69 дуговых направляющих 13, имеющих максимальный Rmax и минимальный Rmin радиусы кривизны в вертикальной плоскости. При этом, для выравнивания линейных скоростей вращения на торцах опорных колес, контактирующих с радиусами Rmax и Rmim, эти колеса выполнены коническими с соотношением диаметров Dmax:Dmin=2(Rmax:Rmin), а угол β выполнен равным величине:

.

Такой же угол наклона β имеют оси 10 опорных колес, соединительные муфты 37, оси 41 ведущих зубчатых колес 42, связанные с ними обгонные муфты 44, 45 и их шестерни 46, 47, установленные на промежуточной оси 43, а также паразитные шестерни 48, установленные на оси 49 в корпусе 50. Для удобства размещения электрогенератора 12 на опорной платформе и для регулировки частоты вращения вала 34 его ротора, на выходном конце промежуточной оси 43 закреплен фрикционный конус 70, образующая которого имеет угол β, а с ней введен в контакт подвижный ролик 60, введенный своим отверстием в зацепление со шлицевым валом 61, соосным валу ротора электрогенератора и соединенным с ним соединительной муфтой 39. Этот ролик установлен с возможностью свободного вращения в вилке 62 с резьбовым отверстием, параллельным оси ролика, в которое введен параллельный шлицевому валу ходовой винт 63 с индивидуальным приводом 64. Выполнение конуса 70 с горизонтальным расположением его боковой поверхности за счет выбора угла β обеспечивает горизонтальное положение электрогенераторов 12, что упрощает монтаж системы,

Принцип работы данной системы не отличается от предыдущей, с упрощенной регулировкой частоты вращения вала ротора электрогенератора 12. Отличия заключаются лишь в установке конических опорных колес 9, их осей 10, связанных с ними зубчатых передач и их валов под углом β, а также в установке на выходном конце промежуточного вала 43 фрикционного конуса 70 с таким же углом β при его вершине, что обеспечивает горизонтальную установку системы регулировки хода подвижного ролика 60 и связанного с ней электрогенератора. При этом величина угла β и параметры конических опорных колес и поверхностей 69, установленных на дуговых направляющих секторах 13, имеющих возможность дугового движения под действием волн, рассчитываются по предложенным расчетным зависимостям.

На фиг.7 показан новый вариант исполнения шлюпки, в корпусе 1 которого установлена люлька 2 с пассажирами. Для ее качания в отсутствие качки шлюпки волнами, на стенках каюты и от ее потолка в проходах между креслами для пассажиров, закреплены опоры 71 и 72, с которыми они имеют возможность взаимодействия посредством отталкивания и/или подтягивания руками и передачи усилий от этого движения через свое тело спинке и сиденью связанного с люлькой кресла.

Принцип работы данных систем от предыдущих вариантов отличается возможностью раскачивания люльки 2 с пассажирами в отсутствие качки шлюпки волнами, за счет взаимодействия пассажиров с закрепленными на стенках каюты и от ее потолка в проходах между креслами опорами 71 и 72, с передачей этих движений через свое тело спинке и сиденью связанного с люлькой кресла.

Совокупность приведенных в данной заявке на изобретение признаков спасательной шлюпки является техническим решением, характеризующим устройство, которое не известно из существующего уровня развития техники, а его развитие в последующих вариантах исполнений объединено единством замысла. По сравнению с известными техническими решениями, в т.ч. с прототипом, изобретательский уровень имеет установка люлек с пассажирами на пары кинематически связанных с электрогенераторами опорных колес и ввод люльки с колесами в вогнутые дуговые направляющие, размещенные вдоль оси шлюпки. Все предлагаемые конструкции спасательных шлюпок и их составных элементов имеют возможность промышленного изготовления и применения. Совокупность всех этих признаков характеризует предлагаемые технические решения как изобретения.

Все предложенные варианты конструкций спасательных шлюпок и их кинематических связей обеспечивают стабильную выработку электроэнергии, в зависимости от частоты и амплитуды колебания ее корпуса волнами. При этом обеспечивается высокая мощность каждого генератора за счет большой массы грузов и окружных усилий, создаваемых ими на опорных колесах. Простота предложенных конструкций обеспечивает высокую надежность и эффективность их применения за счет использования энергии волн, которая в данной системе является дополнительной.

Реальные варианты исполнения предлагаемых спасательных шлюпок возможны на базе уже существующих конструкций при любом их виде и размерах, лишь при дополнении их техническими новыми устройствами - опорными платформами с дуговыми направляющими, люльками с опорными колесами, типовыми соединительными муфтами, зубчатыми передачами с обгонными и соединительными муфтами, мультипликаторами и вариаторами, что облегчает их выбор, проектирование и изготовление.

Пример конкретного варианта исполнения предлагаемой шлюпки рассмотрен на базе конструкции, показанной на фиг.3 и 4 в исполнении 3, с 4-мя электрогенераторами, введенными в зацепление с опорными колесами через оси, зубчатые колеса и шестерни, которые обеспечивает возможность исключения реверса ротора электрогенератора.

Считаем, что диапазон высот волн, которому противостоит шлюпка в шторм, составляет hв от 1 до 6 м. Такие морские волны имеют длину между их гребнями λ в = ( h в 0,17 ) 4 3 м, или от 10,6 до 115,8 м, с периодом колебаний τв=0,8√λв, или от 2,6 до 8,6 с. При килевой качке корпуса шлюпки, периоды его качки будут одинаковыми с волновыми τв, а угол α наклона корпуса волнами относительно точки центра его тяжести составит: ±α≈±arctg(2hвв), или от ±21,4° до ±11,8°, что позволяет принять максимальный угол качания шлюпки ±αmax=±22,5°, минимальный угол качания ±αmin=±12°.

Расчет конкретного исполнения предлагаемой системы выполнен на базе спасательной шлюпки фирмы "Ernst Hatecke", имеющей следующие параметры:

- Тип GFF 4,9 М
- Пассажировместимость 15 человек
- Материал стеклопластик
- Размеры (L×B×H) 4,99×2,39,×3,23 м
- Мощность двигателя 24 л.с.или 17,65 кВт
- Максимальная скорость 6 узлов, или 3,1 м/с

При выполнении люльки в виде платформы, качающейся на опорных колесах радиуса 0,4 м по дуговым опорам радиуса R=4 м, ее масса с 4-мя электрогенераторами с зубчатыми передачами и муфтами, 16-ю креслами и 16-ю пассажирами весом по 80 кг, с размещенными под сиденьями кресел продуктами питания и водой, а под настилом люльки - дизель-генератором, его топливным баком, системой обогрева и кондиционирования воздуха, а также другим нормативным оснащением, необходимым для обеспечения жизнедеятельности пассажиров, составит величину m≈3 т.

При установке люльки на 2 пары опорных колес (2×2), расположенных к ней под углом 45°, согласно схеме, показанной на фиг.1, окружные силы R п ( л ) ± на каждое опорное колесо составят величину:

.

При такой силе, радиусе, максимальном и минимальном углах качания ±αmax=±22,5°, ±αmin=±12°, окружной момент, являющийся энергетическим потенциалом Еmax, Emin вращения одного опорного колеса, составит величину:

.

.

Развиваемая на одном опорном колесе мощность, при его вращении за период колебания волн τв составит величину:

.

Фактическая мощность каждого электрогенератора, с учетом их к.п.д. и системы зубчатых колес ≈80%, составит величину:

.

.

Для 4 электрогенераторов получим: 1Nmax=20 кВт, 4Nmin=3,2 кВт. Таким образом, по мере увеличения периода колебания волн и уменьшения их крутизны, что происходит при усилении шторма, развиваемая шлюпкой потенциальная энергия и мощность падает, что требует сохранения на ней ходового двигателя. Однако в данной шлюпке он заменен дизель-генератором, у которого, за счет компенсации снижения к.п.д. системы электрогенератор-электродвигатель, мощность повышена с Nх.д.=17,65 кВт до 23,8 кВт, что в сумме обеспечивает исходную мощность базового исполнения шлюпки:

.

Данную мощность принимаем исходной, которую с интервалом в 3,5 кВт в соотношении 10,5:3,5:3,5 кВт реализуют 1 главный и 2 дополнительных электродвигателя, вращающих с 3-х сторон