Способ определения местоположения пользовательского терминала с использованием двух спутников-ретрансляторов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к технике связи и может использоваться для определения местоположения источников радиоизлучения при построении подсистемы определения местоположения пользовательского терминала спутниковой системы связи. Техническим результатом изобретения является повышение точности определения координат пользовательского терминала в широком диапазоне скоростей его перемещения за счет более точного определения частотных сдвигов сигналов системы. Для этого способ основан на измерении временных задержек и частотных сдвигов между переданными и принятыми тестовыми сигналами системы. По результатам измерений, с использованием известных координат узла межсетевого соединения, координат и параметров движения спутников ретрансляторов, модуля азимута αПТ вектора скорости пользовательского терминала и его высоты hПТ, относительно земной поверхности и предварительно заданных частотных сдвигов рабочих частот спутников ретрансляторов вычисляют координаты пользовательского терминала. 1 табл., 15 ил.

Реферат

Заявленное техническое решение относится к области радиотехники, а именно к способам определения местоположения (ОМП) источников радиоизлучения.

Заявленное изобретение может быть использовано при построении подсистемы ОМП пользовательских терминалов (ПТ) спутниковой системы связи (ССС).

Известен способ ОМП ПТ с использованием глобальной спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС. Данный способ широко известен и описан, например, в книге Тяпкина В.Н. и Гарина Е.Н. «Методы определения навигационных параметров подвижных средств с использованием спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС». - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 260 с. При этом для одномоментного ОМП ПТ в пространстве требуется наличие сигналов минимум четырех спутников. Однако указанный аналог имеет недостатки. Так, ПТ должен иметь отдельный приемник, принимающий сигналы системы ГЛОНАСС. Еще одним недостатком является повышение требований к вычислительным ресурсам ПТ, позволяющим рассчитывать свои координаты по сигналам системы ГЛОНАСС.

Известен также аналог-способ определения местоположения земной станции спутниковой связи по ретранслированному сигналу из патента РФ 2172495 МПК G01S 5/06 (2006.01) от 06.05.00. Данный способ основывается на измерении доплеровских сдвигов частот сигналов, ретранслированных одним спутником-ретранслятором (CP1 в течение нескольких часов. Указанный аналог также имеет существенные недостатки. Первый недостаток связан с недопустимо длительным интервалом времени ОМП ПТ, необходимым для наблюдения за сигналами системы. Второй недостаток - громоздкость вычислений, которые влекут существенное удорожание стоимости системы, его реализующего.

Наиболее близким по своей технической сущности к заявленному способу ОМП ПТ является способ ОМП ПТ, описанный в патенте РФ 2256935 МПК G01S 5/02 (2006.01) от 26.09.1997. Способ-прототип, включающий в себя ПТ, по меньшей мере два спутника с известными местоположениями и известными скоростями и узел межсетевого сопряжения (УМС) для осуществления связи с ПТ через упомянутые спутники, включающий этап определения параметра дальности, представляющего собой расстояние между одним из спутников и ПТ, этап определения параметра разности дальностей, представляющего собой разность расстояний одного и другого спутника от ПТ, этап определения по меньшей мере одного из следующих параметров: параметра скорости изменения дальности, представляющего собой радиальную скорость одного из спутников относительно ПТ, параметра разности скоростей изменения дальностей, представляющего собой разность радиальных скоростей одного и другого спутника относительно ПТ, этап определения положения ПТ на поверхности Земли на основе известных местоположений и известных скоростей CP, а также указанных параметра дальности, параметра скорости изменения дальности и по меньшей мере одного из упомянутых параметров разности дальностей и разности скоростей изменения дальностей.

При таком способе обеспечивается высокое быстродействие ОМП ПТ без существенного усложнения аппаратуры ПТ и УМС.

Недостатком ближайшего аналога (прототипа) является относительно-невысокая точность определения координат ПТ при изменении скорости перемещения ПТ, вследствие возможности размещения его на широком классе движущихся объектов (автомобиль, вертолет, самолет и т.д.).

Техническим результатом при использовании заявленного решения является разработка способа ОМП ПТ с использованием двух CP, обеспечивающего повышение точности определения координат ПТ при изменении скорости его перемещения.

Указанный технический результат в заявляемом способе ОМП ПТ достигается тем, что в известном способе ОМП ПТ с использованием двух спутников-ретрансляторов CP1, СР2 и узла межсетевого соединения (УМС), заключающемся в том, что на основе измерений временных задержек и частотных сдвигов между переданными и принятыми тестовыми сигналами системы, известных модуля , азимута αПТ вектора скорости пользовательского терминала и его высоты hПТ, относительно земной поверхности, с учетом координат CP1, CP2, векторов их скоростей , координат УМС и предварительно заданных частотных сдвигов , рабочих частот CP1, СР2, определяют расстояние между первым CP1 и ПТ, определяют расстояние между вторым CP2 и ПТ, определяют, по меньшей мере, один из параметров: радиальную скорость перемещения первого CP1 относительно ПТ, и/или радиальную скорость перемещения второго СР2 относительно ПТ, после чего с учетом координат CP1, СР2, векторов их скоростей, , определенных параметров , , а также радиальной скорости и/или радиальной скорости , вычисляют широту φПТ и долготу λПТ пользовательского терминала, дополнительно на основе известных модуля , азимута αПТ вектора скорости пользовательского терминала и его высоты hПТ относительно земной поверхности вычисляют в УМС доплеровские сдвиги частот и первого и второго узкополосных тестовых сигналов, обусловленные изменениями радиальных скоростей ПТ относительно CP1 и CP2, для чего предварительно определяют вероятные местоположения ПТ с учетом координат спутников-ретрансляторов CP1, CP2, определенных параметров и , а при определении по меньшей мере одного из параметров: и/или учитывают дополнительно доплеровские сдвиги частот и .

Дополнительные доплеровские сдвиги частот и обусловлены изменениями радиальных скоростей ПТ относительно CP1 и CP2. При их вычислении предварительно определяют вероятные местоположения ПТ с учетом координат спутников-ретрансляторов CP1, CP2, определенных параметров и , известных модуля , азимута αПТ вектора скорости пользовательского терминала и его высоты hПТ относительно земной поверхности.

Для определения параметра , в ПТ измеряют частоту первого узкополосного тестового сигнала, излученного УМС на частоте и ретранслированного через CP1, передают результат измерения в УМС и рассчитывают доплеровский сдвиг частоты первого сигнала, обусловленного изменением радиальной скорости CP1 относительно УМС. Далее рассчитывают доплеровский сдвиг частоты первого сигнала, обусловленного изменением радиальной скорости ПТ относительно CP1 и вычисляют параметр на основе первого сигнала, излучаемого на частоте , предварительно заданной частоте сдвига рабочей частоты CP1, измеренной частоты первого сигнала, принятого после прохождения им трассы УМС-CP1-ПТ, рассчитанных доплеровских сдвигов частот и первого сигнала.

Для определения параметра , в ПТ измеряют частоту второго узкополосного тестового сигнала, излученного УМС на частоте и ретранслированного через CP2, передают результат измерения в УМС и рассчитывают доплеровский сдвиг частоты второго сигнала, обусловленного изменением радиальной скорости CP2 относительно УМС. Далее рассчитывают доплеровский сдвиг частоты второго сигнала, обусловленного изменением радиальной скорости ПТ относительно СР2 и вычисляют параметр на основе второго сигнала, излучаемого на частоте , предварительно заданной частоте сдвига рабочей частоты СР2, измеренной частоты второго сигнала, принятого после прохождения им трассы УМС-CP2-ПТ, рассчитанных доплеровских сдвигов частот и второго сигнала.

В альтернативном варианте при ОМП ПТ используют различные комбинации из четырех параметров: 1) дальность, 2) разность дальностей, 3) скорость изменения дальности, 4) разность скоростей изменения дальностей.

Однако совместное использование параметров: дальности от одного CP до ПТ и разности дальностей от одного и другого CP до ПТ, эквивалентно использованию двух параметров дальности: 1) дальности от CP1 до ПТ, 2) дальности от СР2 до ПТ. Аналогично, совместное использование параметров: скорости изменения дальности одного CP относительно ПТ и разности скоростей изменения дальностей одного и другого CP относительно ПТ, эквивалентно использованию двух параметров скоростей изменения дальности: 1) скорости изменения дальности CP1 относительно ПТ, 2) скорости изменения дальности СР2 относительно ПТ.

Вместе с тем, составление и решение уравнений, соответствующих параметрам положения для дальностей и скоростей изменения дальностей, значительно проще, чем для разности дальностей и разности скоростей изменения дальности, поэтому в предпочтительном варианте настоящего изобретения используют следующие параметры положения: 1) дальность от CP1 до ПТ, 2) дальность от CP2 до ПТ, 3) скорость изменения дальности CP1 относительно ПТ, 4) скорость изменения дальности CP2 относительно ПТ.

В альтернативном варианте рассматривают проекции линий положения на поверхности Земли, тем самым ограничивая пространственное расположение ПТ. В предпочтительном варианте рассматривают проекции линий положения на плоскость, параллельную поверхности Земли, имеющую произвольную известную высоту hПТ.

Параметры и определяют на основе измерений временных задержек между переданными и принятыми тестовыми сигналами системы.

Параметры и определяют на основе частотных сдвигов между переданными и принятыми тестовыми сигналами системы. Сдвиги тестовых сигналов системы являются суммой предварительно заданных частотных сдвигов , рабочих частот CP1, СР2 и доплеровскими сдвигами частот, обусловленными суммарными радиальными скоростями соответствующего CP относительно ПТ и УМС.

В альтернативном варианте предполагают, что ПТ не движется относительно земной поверхности. В реальных условиях ПТ может быть размещен на широком классе движущихся объектов (автомобиль, вертолет, самолет и т.д.). Движение ПТ относительно земной поверхности вносит в принятые тестовые сигналы системы дополнительные доплеровские сдвиги частот. Такие сдвиги можно не учитывать, если скорость CP относительно земной поверхности значительно превосходит скорость ПТ относительно земной поверхности. Но когда эти скорости соизмеримы, то для расчета параметров скорости изменения дальности и разности скоростей изменения дальностей необходимо учитывать дополнительные доплеровские сдвиги частот тестовых сигналов системы, обусловленных движением ПТ относительно земной поверхности.

В таблице №1 приведены значения характерных скоростей и соответствующих им максимальных доплеровских сдвигов частот, вносимых некоторыми типами ПТ и CP при несущей частоте, равной 10 ГГц.

Анализ значений, приведенных в таблице, позволяет сделать вывод, что во многих случаях при определении суммарной радиальной скорости существенным фактором является учет скорости ПТ. Особенно это характерно для ССС на геостационарной орбите (ГСО).

Учет скорости ПТ приводит к повышению точности определения параметров и/или , что в свою очередь ведет к повышению точности ОМП ПТ.

Одним из преимуществ настоящего изобретения является повышение точности ОМП ПТ.

Другим преимуществом настоящего изобретения является возможность ОМП ПТ на произвольной известной высоте hПТ.

Заявленный способ поясняется чертежами, на которых показаны:

- на фиг. 1 - типовая спутниковая система связи;

- на фиг. 2 - геометрическая основа типовой спутниковой системы связи;

- на фиг. 3 - схема отсутствия эффекта Доплера;

- на фиг. 4 - схема проявления эффекта Доплера;

- на фиг. 5 - варианты нахождения взаимной радиальной скорости движущихся приемника и передатчика;

- на фиг. 6 - иллюстрация нахождения линии положения ПТ, как пересечения поверхности положения параметра дальности с плоскостью ;

- на фиг. 7 - иллюстрация нахождения линии положения ПТ, как пересечения поверхности положения параметра скорости изменения дальности с плоскостью ;

- на фиг. 8 - алгоритм определения местоположения пользовательского терминала;

- на фиг. 9 - определение вероятных местоположений пользовательского терминала с использованием дальностей в качестве параметров положения;

- на фиг. 10 - принцип устранения неоднозначности для неподвижного пользовательского терминала;

- на фиг. 11 - принцип устранения неоднозначности для подвижного пользовательского терминала;

- на фиг. 12 - уточнение радиуса Земли;

- на фиг. 13 - определение координат вектора скорости пользовательского терминала в геоцентрической системе координат;

- на фиг. 14 - итерационный метод повышения точности определения координат пользовательского терминала;

- на фиг. 15 - геометрическая основа составления уравнения круглого конуса в геоцентрической системе координат.

Реализация заявленного способа представлена на примере типовой спутниковой системы связи, представленной на фиг. 1. Она содержит один узел межсетевого сопряжения (УМС), пользовательские терминалы, которые могут быть в стационарном исполнении 4 (см. фиг. 1), либо размещены на движущихся объектах: на автомобиле 5, на вертолете 6, на самолете 7 (см. фиг. 1) и т.д., а также два спутника-ретранслятора: CP1 и СР2 для обеспечения связи между УМС и ПТ.

Современные ССС позволяют предоставлять услуги связи как стационарным ПТ, так и ПТ, размещенным на широком классе движущихся объектов (автомобиль, вертолет, самолет).

В качестве примера для описания изобретения рассматривают ПТ, размещенный на самолете. Геометрическая основа спутниковой линии связи в таком исполнении раскрыта на фиг. 2.

УМС является стационарным, его координаты, а точнее координаты оптических фокусов антенн, хорошо известны.

ПТ размещен на самолете, который движется со скоростью в плоскости , параллельной горизонтальной плоскости Ω0 (на нулевой высоте) и находящейся на высоте hПТ от нее. Азимутом движения самолета является угол γПТ, отсчитываемый между направлением на север, обозначенным стрелкой Z′ и направлением движения самолета. В дальнейшем будем считать, что параметры , hПТ и γПТ известны, так как большинство самолетов оборудованы приборами, позволяющими измерить указанные параметры в любой момент времени.

Идеальная ГСО CP характеризуется следующими параметрами: эксцентриситет орбиты равен нулю е=0, наклонение орбиты равно i=0°, период обращения CP равен периоду обращения Земли (звездные сутки, которые составляют 23 часа 56 минут 04 секунды), компенсация влияний возмущающих факторов, таких как неравномерное гравитационное поле Земли, сила притяжения Солнца, Луны и др. космических объектов. В этом случае CP оказывается «висячим» над определенной точкой земной поверхности, на определенной долготе, строго над экватором, на высоте 35875 км над поверхностью Земли.

Однако на практике перечисленные условия являются недостижимыми. Спутники-ретрансляторы CP1 и CP2 находятся на так называемой квазистационарной орбите, при этом их суточное смещение, как правило, составляет единицы градусов. Вследствие этого CP не являются «висячими» над определенными точками земной поверхности, а совершают колебательные движения.

Суточное смещение CP1 и СР2 является причиной наличия векторов скоростей , , обозначенных на фиг. 2 стрелками. Очевидно, что векторы скоростей , в течение суток меняют и модуль, и направление, однако на малом интервале времени, исчисляемом минутами, можно считать их постоянными. В дальнейших рассуждениях считают, что векторы , , равно как и координаты CP1 и CP2, известны в любой момент времени. Действительно, операторам-владельцам ССС должны быть известны эти параметры, существуют методики, с помощью которых либо измеряют, либо рассчитывают координаты CP и параметры их движения. Они описаны, например, в монографии Дубошина Г.Н. Небесная механика. Методы теории движения искусственных небесных тел. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983. - 352 с.

В конкретный момент времени топология системы характеризуется расстояниями спутников ретрансляторов от УМС и ПТ, обозначенными на фиг. 2 сплошными и пунктирными отрезками:

- расстояние между CP1 и УМС,

- расстояние между CP2 и УМС,

- расстояние между CP1 и ПТ,

- расстояние между CP2 и ПТ.

В любой момент времени расстояния и можно вычислить, основываясь на известных координатах УМС, CP1 и CP2.

Расстояния и являются параметрами положения, вычисление которых производится при использовании тестовых сигналов системы.

На фиг. 2 также показаны угловые величины между векторами скоростей , , и соответствующими направлениями:

- угол между вектором и направлением ПТ-CP1,

- угол между вектором и направлением ПТ-СР2,

- угол между вектором и направлением CP1-ПТ,

- угол между вектором и направлением CP1-УМС,

- угол между вектором и направлением CP2-ПТ,

- угол между вектором и направлением СР2-УМС.

Данные угловые величины связывают векторы скоростей , , с их проекциями на соответствующую ось. Такие проекции являются радиальными скоростями:

- радиальная скорость ПТ относительно CP1 - проекция вектора на ось ПТ-CP1,

- радиальная скорость ПТ относительно CP2 - проекция вектора на ось ПТ-CP2,

- радиальная скорость CP1 относительно ПТ - проекция вектора на ось CP1-ПТ,

- радиальная скорость CP1 относительно УМС - проекция вектора на ось CP1-УМС,

- радиальная скорость CP2 относительно ПТ - проекция вектора на ось CP2-ПТ,

- радиальная скорость CP2 относительно УМС - проекция вектора на ось CP2-УМС.

В любой момент времени радиальные скорости , , , можно вычислить, основываясь на известных координатах УМС, CP1 и CP2, известных векторах , , .

Радиальные скорости и являются параметрами положения, вычисление которых производится при использовании тестовых сигналов системы.

Параметры и определяют на основе измерений временных задержек между переданными и принятыми тестовыми сигналами системы. Измеренные временные задержки умножают на скорость распространения радиоволны, равную скорости света в вакууме: с=3×108 м/с.

Параметры и определяют на основе частотных сдвигов между переданными и принятыми тестовыми сигналами системы. Сдвиги тестовых сигналов системы являются суммой предварительно заданных частотных сдвигов , рабочих частот CP1, CP2 и доплеровскими сдвигами частот, обусловленными суммарными радиальными скоростями соответствующего CP относительно ПТ и УМС.

Рассмотрим в общих чертах причину возникновения доплеровского эффекта, его связь с радиальной скоростью передатчика (приемника), а также порядок расчета взаимной радиальной скорости при движении и передатчика, и приемника.

Доплеровский эффект в определенном смысле универсален. Его проявления можно проследить и в механических (звуковых) волнах, и в электромагнитных волнах как оптического диапазона, так и радиодиапазона. Доплеровский эффект можно пояснить с помощью фиг. 3 и фиг. 4.

На фиг. 3 изображены передатчик (ПРД) и приемник (ПРМ). Концентрическими окружностями схематично изображены фазовые фронты радиоволн, излучаемых ПРД, расстояния между которыми соответствует длине волны. При отсутствии относительного движения ПРД и ПРМ эффект Доплера отсутствует: длина волны ПРМ равна длине волны ПРД. Из последнего утверждения следует, что и частота ПРМ равна частоте ПРД :

.

На фиг. 4 изображен ПРД, движущийся со скоростью с углом θПРД-ПРМ к направлению ПРД-ПРМ. Такое движение приводит к изменению длины волны в ПРМ по отношению к длине волны ПРД. Такое изменение называется эффектом Доплера. Частота ПРМ в этом случае изменяется на величину доплеровского смещения частоты , относительно частоты ПРД:

Знак этого смещения может быть положительным, если ПРМ и ПРД сближаются, и отрицательным, если ПРМ и ПРД удаляются друг относительно друга.

Аналитическое выражение для расчета доплеровского смещения частоты без учета релятивистского эффекта выглядит следующим образом:

где - модуль вектора скорости ПРД, - радиальная скорость ПРД относительно ПРМ - проекция вектора на ось ПРД-ПРМ, θПРД-ПРМ - угол между вектором и направлением ПРД-ПРМ.

В ряде случаев в движении могут находиться и ПРД, и ПРМ. Тогда нахождение взаимной радиальной скорости движущихся ПРМ и ПРД возможно по двум вариантам, представленным на фиг. 5.

В первом варианте сначала определяют радиальные скорости ПРД и ПРМ и , как проекции векторов и на ось ПРД-ПРМ, затем находят взаимную радиальную скорость движущихся ПРМ и ПРД , как вектор суммы и .

Во втором варианте сначала определяют результирующую относительную скорость движущихся ПРМ и ПРД, как вектор суммы их скоростей и , затем находят взаимную радиальную скорость движущихся ПРМ и ПРД , как проекцию вектора на ось ПРД-ПРМ.

Вышеуказанные варианты справедливы и для ССС, использующей подвижный CP, с той лишь разницей, что при расчете взаимной радиальной скорости движущихся ПРМ и ПРД будут участвовать три радиальные скорости (см. фиг. 5). В таком случае целесообразно использовать первый вариант нахождения взаимной радиальной скорости движущихся ПРМ и ПРД.

При ОМП ПТ используют следующие параметры положения: 1) дальность от CP1 до ПТ, 2) дальность от СР2 до ПТ, 3) скорость изменения дальности CP1 относительно ПТ, 4) скорость изменения дальности CP2 относительно ПТ.

Эти параметры могут характеризоваться поверхностями положения и линиями положений.

Поверхность положения (какого-либо параметра положения) - поверхность в пространстве, соединяющая все точки, имеющие одинаковое значение данного параметра. В качестве поверхности положения в некоторых случаях может выступать поверхность Земли.

Линия положения (какого-либо параметра положения) - кривая на поверхности Земли или на какой-либо другой поверхности, соединяющая все точки, имеющие одинаковое значение данного параметра. Линии положений рассматриваемых параметров положений выделены жирными линиями на соответствующих рисунках (см фиг. 6, 7). В альтернативном варианте рассматривают линии положения только на земной поверхности, при этом земную поверхность аппроксимируют плоскостью. В предпочтительном варианте рассматривают плоскость , параллельную земной поверхности (горизонтальной плоскости Ω0 на нулевой высоте) и находящейся на известной высоте hПТ от нее.

Параметр положения дальность RСР-ПТ представляет собой расстояние между CP и ПТ. Поверхность положения параметра дальности - сфера с центром, совпадающим с оптическим центром антенны CP и радиусом RСР-ПТ. Линия положения параметра дальности на плоскости - окружность, центр которой совпадает с подспутниковой точкой CP (см. фиг. 6). Рассмотрение в качестве CP поочередно CP1 и СР2 приводит к получению параметров положения и соответственно.

Параметр положения скорость изменения дальности представляет собой относительную радиальную скорость между ПТ и СР. Поверхность положения параметра скорости изменения дальности - круглый конус (далее просто конус) с вершиной, совпадающей с оптическим центром антенны CP, с осью, совпадающей с вектором и с углом вращения, равным θСР-ПТ. Линия положения параметра скорости изменения дальности на плоскости - гипербола, симметричная относительно (см. фиг. 7). Рассмотрение в качестве CP поочередно CP1 и СР2 приводит к получению параметров положения и соответственно.

В альтернативном варианте предполагают, что ПТ не движется относительно земной поверхности. В реальных условиях ПТ может быть размещен на широком классе движущихся объектов (автомобиль, вертолет, самолет и т.д.). Движение ПТ относительно земной поверхности вносит в принятые и переданные тестовые сигналы системы дополнительные доплеровские сдвиги частот. Такие сдвиги можно не учитывать, если скорость CP относительно земной поверхности значительно превосходит скорость ПТ относительно земной поверхности. Но когда эти скорости соизмеримы, то для расчета параметров скорости изменения дальности и разности скоростей изменения дальностей необходимо учитывать дополнительные доплеровские сдвиги частот тестовых сигналов системы, обусловленных движением ПТ относительно земной поверхности.

Последовательность этапов реализации заявленного способа ОМП ПТ можно рассмотреть с использованием представленного на фиг. 8 алгоритма.

Этап 1. Ввод исходных данных. Исходными данными, в соответствии с введенными выше обозначениями являются: 1) координаты УМС (x0, y0, z0), 2) координаты CP1 (x1, y1, z1) и CP22, y2, z2), 3) векторы скоростей , , 4) частотные сдвиги , рабочих частот CP1, CP2, 5) модуль , азимут γПТ вектора скорости ПТ и его высота hПТ, 6) - средний радиус Земли, - радиус Земли на экваторе; еЗ≈0,081819 - эксцентриситет эллипсоида Земли, 5) порог ξ - допустимое расстояние между истинными и определенными координатами ПТ.

Этап 2. Измерение временных задержек и частотных сдвигов тестовых сигналов системы.

Временные задержки между переданными и принятыми тестовыми сигналами системы используют для определения параметров положения и . Тестовыми сигналами при этом являются две известные псевдошумовые (ПШ) последовательности.

Для измерения временных задержек выполняют следующие операции:

1. УМС излучает два известных тестовых сигнала, представляющих собой ПШ последовательности и запоминает время излучения каждого из этих сигналов и .

2. ПТ принимает первый тестовый сигнал через CP1, второй тестовый сигнал через CP2 и переизлучает их сразу, либо с известными задержками и .

3. УМС принимает первый тестовый сигнал через CP1, второй тестовый сигнал через CP2, измеряет время приема каждого из этих сигналов и и вычисляет задержки двусторонних распространений сигналов и , соответствующих траекториям УМС-СР1-ПТ-CP1-УМС и УМС-СР2-ПТ-СР2-УМС:

,

.

Частотные сдвиги между переданными и принятыми тестовыми сигналами системы используют для определения параметров положения и. Тестовые сигналы, представляющие собой два узкополосных сигнала с центральными частотами