Способ обучения и оценки подготовленности звонаря
Изобретение относится к способам обучения навыкам владения музыкальными инструментами и предназначено для обучения и оценки подготовленности звонарей, осуществляющих свою деятельность в музыкальных оркестрах, в церковных и храмовых звонницах. Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении эффективности обучения, совершенствования и оценки навыков звонаря. Он достигается тем, что формируется учебное место звонаря, содержащее заданное количество струн управления языками, датчиков силы удара языков об ограничители их хода и генераторов звука, входящих в состав программно-аппаратного комплекса, который фиксирует действия звонаря и генерирует синтезированные звуки. При этом на заданном каркасе произвольно или в соответствии с компоновкой, выбранной для имитации звонницы, устанавливаются кронштейны, на которые подвешиваются языки, имеющие заданное место, размер, вес и свободный ход раскачивания до ограничителя хода, выполненного в виде кольца или сегмента кольца заданного размера. Тональность и тембр заданного числа генерируемых звуков выбирается и задается в программно-аппаратном комплексе из его библиотеки звуков. А громкость их звучания задается тем выше, чем сильнее удар языка об ограничитель хода, содержащий датчик удара, который передает сигнал в программно-аппаратный комплекс для оценки силы удара и генерации звукового сигнала соответствующей тональности, тембра и громкости звучания. Синтезированный звук воспроизводится и регулируется по громкости звучания одновременно от всех генераторов звука или дифференцированно по заданному числу генераторов звука и/или с фильтрацией заданных звуковых частот через внешние динамики и/или наушники. Музыкальные композиции звонаря записываются и/или воспроизводятся для прослушивания и анализа фрагментов или в целом отдельно, или с наложением на звучание образца - учебного задания. Заявляемый способ придает процессу обучения творческий характер, в котором обучаемый раскрепощен, не стесняется, не боится ошибок и с удовольствием импровизирует и экспериментирует. А это позволяет быстро раскрыть его потенциал, сформировать требуемые навыки, выявить индивидуальный «почерк» и оценить его способность к обучению в выбранном виде деятельности. Данный способ отличается от известных способов новыми свойствами, он позволяет повысить эффективность обучения и оценки подготовленности звонарей получением условий и данных, которые до этого были недоступны.
Реферат
Изобретение относится к способам обучения навыкам владения музыкальными инструментами и предназначено для обучения и оценки подготовленности звонарей, осуществляющих свою деятельность в музыкальных оркестрах, в церковных и храмовых звонницах.
Уровень техники
Известны электронные ударные установки, которые генерируют большое разнообразие звуков. Эти установки легки, мобильны и имеют малые габариты. Вместе с тем они дают уникальную возможность проводить репетиции, не мешая окружающим, так как звуковой сигнал может подаваться персонально в наушники человека, играющего на установке. Качество звучания таких установок зависит от уровня электроники, которая находится в ударной установке. Профессиональные установки, которые помимо звука имитируют и отскок палочки, дают барабанщику ощущения реального прикосновения к акустическому пэду [1].
Известно также электропианино - современный клавишный инструмент, который вытеснил обычное пианино благодаря своей универсальности, сравнительно небольшому весу и достаточно компактным размерам. Такой инструмент весьма удобен, его не нужно настраивать, как классические фортепиано, его легко переставлять и перевозить, он не требует много места. Практически все современные разновидности цифровых фортепиано обладают нужной полифонией, и это дает возможность играть совершенно любые мелодии без потери качества звука.
Особенности цифрового фортепиано: возможность играть в наушниках и с ограничением подачи звукового сигнала окружающим; численность клавиш, их размер такой же, как и в акустическом пианино; наличие сбалансированной и взвешенной клавиатуры, отвечающей положению на традиционном акустическом инструменте. Как видим, разработчикам удалось создать современный электронный инструмент, который дает полное ощущение игры, как на акустическом пианино. Здесь важно отметить и то, что известны три типа клавиатуры - полувзвешенная, взвешенная и молоточковая. Отличие у них в том, что в полувзвешенной клавиатуре клавиши отходят после нажатия при помощи обычных пружин, взвешенная - имеет противовесы, из-за чего нажатие становится более похожим на фортепианную клавиатуру. Молоточковая - полностью имитирует фортепианную динамику клавиш и практически идеально имитирует клавиатуру обычного пианино [2].
В литературе достаточно хорошо описаны колокола различной форма и размеров. Известны колокола, у которых для возбуждения звука используются разные способы звона: в колокол ударяют языком или качают колокол и он ударяется об язык. Способ удара языка о корпус колокола при звоне влияет на характеристики звука [3, 4].
Из данных источников информации известны традиционные подходы в обучении начинающих звонарей, где освоение теоретических знаний сопровождается необходимыми практическими занятиями по овладению техники извлечения звуков из разных колоколов.
Недостатки
Очевидно, что несовершенство обнародованных звуков от колоколов начинающего звонаря не будет с радостью воспринято окружающей общественностью. И поэтому для учеников создаются специальные классы с хорошей звукоизоляцией, где устанавливается достаточное для обучения количество различных колоколов. Как правило, по понятным причинам эти классы с колоколами малых габаритов и малого веса.
Практика показывает, что такой инвентарь и условия обучения не решают всех проблем, в том числе не дают ученикам полноты ощущений, которые они могут получить на реальной звоннице, например используя в своей мелодии крупный колокол - благовест, с приложением существенных физических усилий. Вместе с тем, практически на всех колокольнях присутствуют специфические условия компоновки колоколов и системы их управления. Особенность каждого рабочего места выражается в количестве колоколов, их весе, свободном ходе и усилии перемещения языков колоколов, в расположении и материале струн ручного и педального приводов управления языками и т.д.
Порой даже опытные звонари на новом месте подолгу приспосабливаются к условиям осваиваемой звонницы, при этом им трудно без ошибок в таких условиях выразить задуманную мелодию, ритм и тем самым полностью раскрыть свое мастерство. Особенно это касается тех, кому часто приходится по каким-либо причинам подменять коллег, участвовать на выездных службах или принимать участие в фестивалях, конкурсах и других представлениях духовной музыки.
Все вышесказанное коротко раскрывает проблемы и определяет актуальность создания технологий эффективного обучения, совершенствования и оценки навыков звонарей.
Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении эффективности обучения, совершенствования и оценки навыков звонаря.
Технический результат достигается тем, что каждый из заданного количества языков колоколов соединяется индивидуальной струной для ручного или ножного управления, а извлечение звука требуемой характеристики осуществляется звонарем путем резкого натяжения выбранной струны и удара соответствующего языка по телу элемента, генерирующего звук. Причем новым является то, что в замкнутом помещении или на открытом месте формируется учебное место звонаря, содержащее заданное количество струн управления языками, датчиков силы удара языков об ограничители их хода и генераторов звука, входящих в состав программно-аппаратного комплекса, который фиксирует действия звонаря и генерирует синтезированные звуки;
при этом на заданном каркасе произвольно или в соответствии с компоновкой, выбранной для имитации звонницы, устанавливаются кронштейны, на которые подвешиваются языки, имеющие заданное место, размер, вес и свободный ход раскачивания до ограничителя хода, выполненного в виде кольца или сегмента кольца заданного размера;
тональность и тембр заданного числа генерируемых звуков выбирается и задается в программно-аппаратном комплексе из его библиотеки звуков, а громкость их звучания задается тем выше, чем сильнее удар языка об ограничитель хода, содержащий датчик удара, который передает сигнал в программно-аппаратный комплекс для оценки силы удара и генерации звукового сигнала соответствующей тональности, тембра и громкости звучания;
синтезированный звук воспроизводится и регулируется по громкости звучания одновременно от всех генераторов звука или дифференцированно по заданному числу генераторов звука и/или с фильтрацией заданных звуковых частот через внешние динамики и/или наушники;
музыкальные композиции звонаря записываются и/или воспроизводятся для прослушивания и анализа фрагментов или в целом отдельно, или с наложением на звучание образца - учебного задания.
В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.
В замкнутом помещении или на открытом месте формируется учебное место звонаря. Оно может быть выполнено, например, как копия рабочего места звонаря какой-либо известной звонницы, но вместо колоколов на специальном каркасе располагаются кронштейны - узлы крепления колокольных языков с ограничителями хода. На кронштейнах подвешивают специально подобранные языки или копии языков копируемой звонницы. Каждый язык имеет свое место в пространстве, размер, вес и свободный ход раскачивания. Фиксация струн на языках, стойке звонаря и педальном приводе, а также их материал - все может быть идентично компонентам реальной звонницы, за исключением того, что вместо колоколов на каркасе закреплены ограничители хода языков. Для приближения к реальным условиям перемещений языков ограничители могут быть выполнены в виде кольца диаметром внутреннего размера нижней юбки соответствующего колокола на звоннице или в виде сектора этого кольца.
Резко натягивая выбранную струну, звонарь перемещает язык и ударяет им не по колоколу, а по ограничителю, содержащему датчик удара. Данный датчик передает сигнал удара в программно-аппаратный комплекс для его обработки и генерации звука соответствующей тональности, тембра и силы звучания.
Тональность и тембр заданного числа генерируемых звуков заранее выбирается и задается в программно-аппаратном комплексе из его библиотеки звуков, которые могут быть синтезированы или записаны при звучании реальных колоколов.
Громкость звучания задается тем выше, чем сильнее удар языка об ограничитель хода, содержащий датчик удара, который передает сигнал в программно-аппаратный комплекс для оценки силы удара и генерации звукового сигнала соответствующей тональности, тембра и громкости звучания.
Для эффективной оценки звучания отдельной группы или одиночного «колокола» в мелодии, синтезированный звук воспроизводится и регулируется по громкости дифференцированно по каждому звуковому генератору отдельно и/или с фильтрацией заданных частот через внешние динамики и/или наушники.
Музыкальные композиции звонаря могут записываться и воспроизводиться для прослушивания и анализа отдельными фрагментами или в целом. Для разучивания новых композиций возможно наложение звукового ряда звонаря на звучание выбранного образца ритма и мелодии.
Справедливо заметить, что обучение и оценка навыков звонаря в условиях такого учебного места, где он помимо ощущений реальной звонницы получает дополнительные технические возможности и творческую свободу, весьма эффективны. Перед любыми значимыми публичными выступлениями может быть проведена большая экспериментальная работа по оптимизации ряда технических и эргономических параметров исследуемой звонницы. Например, может быть оптимизирован свободный ход языков легких и тяжелых колоколов, рационально скомпонован рабочий стол и педальный привод, подобран материал и диаметр рабочих струн, а также их расположение относительно друг друга и т.д.
Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, позволил установить, что заявитель не обнаружил аналог, характеризующийся признаками, тождественными всем существенным признакам заявленного изобретения. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "новизны".
Для проверки соответствия заявленного изобретения условию "изобретательский уровень" заявитель провел дополнительный поиск известных решений, чтобы выявить признаки, совпадающие с отличительными признаками заявленного способа. Результаты поиска показали, что заявленное изобретение не вытекает для специалиста явным образом из известного уровня техники и имеет значительный изобретательский шаг. Следовательно, заявленный способ соответствует условию " изобретательский уровень".
Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивают достижение заявленного технического результата. Заявленный способ впервые указывает путь и технические средства, при помощи которых поставленная задача может быть решена. Следует отметить, что при осуществлении заявляемого способа и синтеза звука могут использоваться известные технические средства, для работы комплекса может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.
Особенностью данного способа является то, что в нем обучение органически сочетается с процессом психомоторного и эмоционального развития звонаря. Заявляемый способ придает процессу обучения творческий характер, в котором обучаемый раскрепощен, не стесняется, не боится ошибок и с удовольствием импровизирует и экспериментирует. А это позволяет быстро раскрыть его потенциал, сформировать требуемые навыки, выявить индивидуальный «почерк» и оценить его способность к обучению в выбранном виде деятельности.
Данный способ расширяет арсенал средств обучения и оценки подготовленности звонаря на всех этапах профессиональной карьеры, дает возможность на качественно новом уровне организовать оценку его способностей в среде, где обучение максимально приближено к реальным условиям его работы.
Благодаря искусственно созданной среде, обучение и оценка подготовленности выполняются экспертами подконтрольно, но без привлечения внимания случайных окружающих. Сравнивая результаты показателей разновременных оценок на разных мелодиях и ритмах, можно эффективно оценить динамику развития звонаря.
Заявляемый способ отличается от известных способов новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта, он позволяет повысить эффективность обучения и оценки подготовленности звонарей получением условий и данных, которые до этого были недоступны.
Источники информации
1. http://jool.ru/elektronnye-udarnye-ustanovki/?gclid=CLTkgaqc6MkCFcPOcgod56gLjA
2. http://www.moinf.info/articles/electropiano-part2
3. http://typikon.ru/books/kolokola.pdf
4. Н.И. Оловяшников / История колоколов и колокольное искусство. Москва, 1912 г., стр. 392.
Способ обучения и оценки подготовленности звонаря игре на колоколах, в котором каждый из заданного количества языков колоколов соединяется индивидуальной струной для ручного или ножного управления, а извлечение звука требуемой характеристики осуществляется звонарем путем резкого натяжения струны и удара языка по телу элемента, генерирующего звук, отличающийся тем, что в замкнутом помещении или на открытом месте формируется учебное место звонаря, содержащее заданное количество струн управления языками, датчиков силы удара языков об ограничители их хода и генераторов звука, входящих в состав программно-аппаратного комплекса, который фиксирует действия звонаря и генерирует синтезированные звуки; при этом на заданном каркасе произвольно или в соответствии с компоновкой, выбранной для имитации звонницы, устанавливаются кронштейны, на которые подвешиваются языки, имеющие заданное место, размер, вес и свободный ход раскачивания до ограничителя хода, выполненного в виде кольца или сегмента кольца заданного размера; тональность и тембр заданного числа генерируемых звуков выбирается и задается в программно-аппаратном комплексе из его библиотеки звуков, а громкость их звучания задается тем выше, чем сильнее удар языка об ограничитель хода, содержащий датчик удара, который передает сигнал в программно-аппаратный комплекс для оценки силы удара и генерации звукового сигнала соответствующей тональности, тембра и громкости звучания; синтезированный звук воспроизводится и регулируется по громкости звучания одновременно от всех генераторов звука или дифференцированно по заданному числу генераторов звука и/или с фильтрацией заданных звуковых частот через внешние динамики и/или наушники; музыкальные композиции звонаря записываются и/или воспроизводятся для прослушивания и анализа фрагментов или в целом отдельно, или с наложением на звучание образца - учебного задания.