Способ компенсации влияния отдачи на транспортное средство и устройство, реализующее этот способ

Группа изобретений относится к вооружению, а именно к способу компенсации влияния отдачи на транспортное средство и устройству, реализующему этот способ. Компенсация влияния отдачи на транспортное средство включает полную или частичную компенсацию влияния отдачи оружия, установленного на транспортном средстве, на положение и/или параметры движения этого транспортного средства путем автоматического изменения параметров работы силовой установки этого транспортного средства на время выстрела или на отрезок времени, начало которого менее чем на 10 с отдалено от начала выстрела и конец которого менее чем на 10 с отдален от конца выстрела. Достигается повышение точности стрельбы во время движения транспортного средства, а также управляемость транспортного средства во время стрельбы из оружия, установленного на этом транспортном средстве. 2 н. и 4 з.п. ф-лы.

Реферат

Способ компенсации влияния отдачи на транспортное средство и устройство, реализующее этот способ (далее: «изобретение») относится к способам компенсации отдачи и стабилизации транспортных средств и к системам, реализующим эти способы. Изобретение может быть применено при создании новых боевых транспортных средств и при модернизации существующих. К вышеупомянутым боевым транспортным средствам относятся многие типы самолетов и вертолетов, а также танки, самоходные артиллерийские установки и многие другие транспортные средства.

Ближайшим аналогом изобретения является дульный тормоз (http://ru.wikipedia.org/wiki/Дульный_тормоз). Данный аналог обеспечивает частичную компенсацию отдачи путем направления части пороховых газов в сторону, противоположную направлению выстрела. Основным недостатком этого аналога является то, что дульный тормоз не позволяет полностью устранить влияние отдачи на положение и скорость движения транспортного средства (во всяком случае, при сохранении достаточно большой длины ствола при приемлемой массе метательного заряда). Еще одним недостатком этого аналога является то, что он увеличивает длину оружия. Кроме того, при применении на танках и самоходных артиллерийских установках дульный тормоз существенно демаскирует транспортное средство при выстреле, так как отведенные дульным тормозом пороховые газы, воздействуя на землю, могут поднять облако пыли или снега. Хорошим доказательством непригодности дульного тормоза для некоторых областей применения служит то, что на сегодняшний день он получил лишь ограниченное распространение, хотя он широко известен уже долгое время.

Изобретение не имеет вышеперечисленных недостатков ближайшего аналога.

Способ компенсации влияния отдачи на транспортное средство включает полную или частичную компенсацию влияния отдачи оружия, установленного на транспортное средство, на положение и/или параметры движения этого транспортного средства путем автоматического изменения параметров работы силовой установки этого транспортного средства на время выстрела или на отрезок времени, начало которого менее чем на 10 с отдалено от начала выстрела и конец которого менее чем на 10 с отдален от конца выстрела.

Способ компенсации влияния отдачи на транспортное средство может быть выполнен во множестве вариантов, два из которых описаны ниже.

Первый вариант способа компенсации влияния отдачи на транспортное средство отличается тем, что при произведении выстрела автоматически изменяют объем подаваемого в двигатель топлива. В случае если оружие стреляет в направлении движения транспортного средства, то кратковременное повышение объема подаваемого в двигатель топлива на определенный уровень приводит к увеличению тяги, направленной в противоположную отдаче сторону, на величину, равную величине силы отдачи, что приводит к компенсации влияния этой отдачи на положение и параметры движения упомянутого транспортного средства.

Второй вариант способа компенсации влияния отдачи на транспортное средство отличается тем, что при произведении выстрела автоматически изменяют положение лопастей винта с помощью автомата перекоса таким образом, чтобы препятствовать изменению угла наклона фюзеляжа транспортного средства под влиянием отдачи оружия, установленного на это транспортное средство. Если рассматривать функционирование этого варианта на примере вертолета классической конструкции (например, Ми-24), то в случае если оружие стреляет в направлении полета, а транспортное средство (вертолет) летит вперед, то при произведении выстрела автомат перекоса автоматически увеличивает угол атаки лопастей, проходящих над передней частью фюзеляжа и/или уменьшает угол атаки лопастей, проходящих над задней частью фюзеляжа, что приводит к устранению влияния отдачи оружия, установленного на таких вертолетах значительно ниже винта, на угол наклона фюзеляжа вертолета.

Устройство, реализующее способ компенсации влияния отдачи на транспортное средство, состоит из деталей, обеспечивающих полную или частичную компенсацию влияния отдачи оружия, установленного на транспортное средство, на положение и/или параметры движения этого транспортного средства путем автоматического изменения параметров работы силовой установки этого транспортного средства на время выстрела или на отрезок времени, начало которого менее чем на 10 с отдалено от начала выстрела и конец которого менее чем на 10 с отдален от конца выстрела.

Устройство, реализующее способ компенсации влияния отдачи на транспортное средство, может быть выполнено во множестве вариантов, два из которых описаны ниже.

Первый вариант устройства, реализующего способ компенсации влияния отдачи на транспортное средство, отличается тем, что система управления оружием и регулятор подачи топлива в двигатель соединены таким образом, что при произведении выстрела регулятор подачи топлива в двигатель автоматически изменяет объем подаваемого в двигатель топлива. Благодаря тому, что система управления оружием и регулятор подачи топлива в двигатель соединены вышеописанным образом, применение системы управления оружием (например, нажатие спускового крючка или спусковой клавиши) приводит к выстрелу, а также к кратковременному изменению параметров работы регулятора подачи топлива в двигатель (в описанном далее случае к увеличению его пропускной способности). Если оружие стреляет в направлении движения транспортного средства, то кратковременное повышение объема подаваемого в двигатель топлива на определенный уровень приводит к увеличению тяги, направленной в противоположную отдаче сторону, на величину, равную величине силы отдачи, что приводит к компенсации влияния этой отдачи на положение и параметры движения упомянутого транспортного средства.

Второй вариант устройства, реализующего способ компенсации влияния отдачи на транспортное средство, отличается тем, что система управления оружием и автомат перекоса соединены таким образом, что при произведении выстрела автомат перекоса автоматически изменяет положение лопастей винта таким образом, чтобы препятствовать изменению угла наклона фюзеляжа транспортного средства под влиянием отдачи оружия, установленного на это транспортное средство. Если рассматривать функционирование этого варианта на примере вертолета классической конструкции (например, Ми-24), то в случае если оружие стреляет в направлении полета, а транспортное средство (вертолет) летит вперед, то при применении системы управления оружием для произведения выстрела соединенный с ней автомат перекоса автоматически увеличивает угол атаки лопастей, проходящих над передней частью фюзеляжа и/или уменьшает угол атаки лопастей, проходящих над задней частью фюзеляжа, что приводит к устранению влияния отдачи оружия, установленного на таких вертолетах значительно ниже винта, на угол наклона фюзеляжа вертолета.

Изобретение обеспечивает компенсацию влияния отдачи на положение и/или параметры движения транспортных средств, оснащенных пушечным оружием или иным оружием, создающим существенную отдачу при стрельбе, и соответственно делает такие транспортные средства более простыми и предсказуемыми в управлении, что, в свою очередь, повышает эффективность применения этих транспортных средств. Изобретение может быть внедрено без существенных затрат.

В случае применения в области самолетостроения изобретение упрощает пилотирование во время стрельбы и повышает предсказуемость поведения самолета, а при стрельбе в некоторых условиях предотвращает сваливание самолета. Кроме того, изобретение повышает точность стрельбы в условиях полета, так как исключает незапланированное уменьшение скорости и соответственно уменьшает вероятность незапланированного увеличения дальности до цели и исключает потерю высоты (даже небольшое уменьшение скорости самолета может привести к небольшой потери высоты, а потеря высоты даже на несколько десятков сантиметров приводит к существенному в некоторых случаях увеличению разброса попаданий).

В случае применения в области вертолетостроения изобретение упрощает пилотирование во время стрельбы и повышает предсказуемость поведения вертолета, а также повышает точность стрельбы длинными очередями.

В случае внедрения в танки, самоходные артиллерийские установки и схожую с ними бронетехнику изобретение упрощает управление во время стрельбы и повышает комфортность условий работы для экипажа, исключая резкие изменения скорости транспортного средства под влиянием отдачи.

1. Способ компенсации влияния отдачи на транспортное средство, включающий полную или частичную компенсацию влияния отдачи оружия, установленного на транспортное средство, на положение и/или параметры движения этого транспортного средства путем автоматического изменения параметров работы силовой установки этого транспортного средства на время выстрела или на отрезок времени, начало которого менее чем на 10 с отдалено от начала выстрела и конец которого менее чем на 10 с отдален от конца выстрела.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при произведении выстрела автоматически изменяют объем подаваемого в двигатель топлива.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при произведении выстрела автоматически изменяют положение лопастей винта с помощью автомата перекоса таким образом, чтобы препятствовать изменению угла наклона фюзеляжа транспортного средства под влиянием отдачи оружия, установленного на это транспортное средство.

4. Устройство, реализующее способ компенсации влияния отдачи на транспортное средство, состоящее из деталей, обеспечивающих полную или частичную компенсацию влияния отдачи оружия, установленного на транспортное средство, на положение и/или параметры движения этого транспортного средства путем автоматического изменения параметров работы силовой установки этого транспортного средства на время выстрела или на отрезок времени, начало которого менее чем на 10 с отдалено от начала выстрела и конец которого менее чем на 10 с отдален от конца выстрела.

5. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что система управления оружием и регулятор подачи топлива в двигатель соединены таким образом, что при произведении выстрела регулятор подачи топлива в двигатель автоматически изменяет объем подаваемого в двигатель топлива.

6. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что система управления оружием и автомат перекоса соединены таким образом, что при произведении выстрела автомат перекоса автоматически изменяет положение лопастей винта таким образом, чтобы препятствовать изменению угла наклона фюзеляжа транспортного средства под влиянием отдачи оружия, установленного на это транспортное средство.